Напоминание

"Московский Метрополитен"


Автор: Атаева Татьяна Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: "Школа № 1158" ДО № 1363
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Московский Метрополитен"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа № 1158» ДО № 1363

Тема: «Московский Метрополитен»

конспект НОД – итоговое для детей 6-7 лет

по ознакомлению с окружающим

Подготовила воспитатель:

Атаева Татьяна Валентиновна

2018

«Московский Метрополитен»

Дети

входят

в

зал

под

песню

«Мое

метро»

сл.Н.Мартина,

муз.Ермолова

с

танцевальными движениями.

Реб. Где ты- город под Москвой,

Озаренный светом.

Здесь не холодно зимой

И не жарко летом.

Реб. Каждый миг гудит рожок,

Слышен гул далекий,

И весенний ветерок

Обвевает щеки.

Вед. Ребята, посмотрите какая большая, красная, светящаяся буква «М»

Ее видно издалека. Что она обозначает?

Реб. Это Московский Метрополитен им. В. И. Ленина, а сокращенно метро.

Я всегда его узнаю

И не спутаю ни с чем

Погляди, над ним как знамя

Знак Метро- большое «М».

Вед.

Московский

метрополитен-

это

не

просто

транспортная

система,

это

волшебное царство.

Если самым старым в мире является Лондонское метро, самым длинным – метро

Нью-Йорка, то Московское метро- самое красивое и необычное, ведь строили его

как «дворец для народа».

Многие

центральные

станции

имеют

свою

историю,

над

их

украшением

трудились замечательные архитекторы, художники и скульпторы.

В

Московском

метрополитене

часто

можно

увидеть

группы

туристов

с

фотоаппаратами.

Подземные

станции

вызывают

не

меньший

интерес,

чем

столичные музеи.

Реб. Есть такие залы, гранитные кварталы

Подземные вокзалы, блестят как серебро.

С просторными перронами,

С высокими колоннами,

Где такие залы?

-На метро.

Вед. Ребята, мы с вами уже много знаем о Московском метро. И я хочу, чтобы вы

поделились этими знаниями с нашими гостями.

Реб. Московское метро было открыто 15мая 1935года. Оно состояло всего из 13

станций. Первая ветка соединяла станции «Сокольники» и «Парк Культуры» с

ответвлением до станции «Смоленская». Сейчас в это трудно поверить, ведь

современный метрополитен - это 13линий и 207 действующих станций.

Реб. А построили эти станции метростроевцы.

Под садами, под домами

Шли рабочие в забой.

Воевали с плавунами

Камнем, глиной и водой.

На подмогу Метрострою

Люди щит изобрели.

Словно крот, ползя и роя,

Разрывал он глубь земли. Е.Тараховская.

Вед. Так появился подземный город. В этом подземном городе, как и в настоящем

есть дороги, дома, медицина, полиция, музеи и даже памятники.

Ну, а теперь давайте спустимся в метро.

Реб. (дежурн):

Для

этого

нам

необходимо

купить

билет

у

кассира

в

кассах

вестибюля и приложить его к индикатору турникета, дождаться, когда загорится

зеленая лампочка. Волшебные ворота подземного города открыты!

Реб. Подземные станции расположены глубоко под землей, чтобы спустится вниз

на платформу, нам нужно встать на эскалатор. Эскалаторы - это движущиеся

лестницы, которые работают по принципу конвейера. Эскалатор похож на айсберг.

На поверхности видны лишь ступеньки, а весь огромный, сложный механизм.

Управляющий движением, находится внизу.

Пассажиры стоят на ступеньках и спускаются вниз или поднимаются вверх.

Нам шагать по лестнице

Незачем с тобой1

Лестница- чудесница

Бежит сама собой!

Вед.

Внизу

возле

эскалаторов,

в

будках

сидят

дежурные,

они

следят

за

безопасностью.

Реб. (деж): Запомните! На эскалаторе стоять нужно справа, лицом к сходу с

эскалатора, держась за поручень. Бежать по эскалатору и сидеть на ступеньках -

нельзя!

Если

возникает

экстремальная

ситуация,

в

будке

дежурного

есть

рубильники, которые выключают эскалаторы.

Вед.

Вот

мы

спустились

на

станцию

«Чертановская»

ближайшую

к

нашему

садику и району. От нее мы и начнем наше загадочное путешествие. Ребята, а

почему нашу станцию назвали «Чертановская».

Реб. Наш район Чертаново и станция метро «Чертановская»

получили свое

название от тогда еще подмосковной деревни Чертаново, известной с 17 века, а

деревня получила свое название по названию речки Чертановка, на берегу которой

находилась. Наша станция «Чертановская» очень светлая, просторная и красивая.

На станции расположены два ряда по 26 колонн. Все колонны и стены станции

отделаны белым мрамором. Стены украшены вставками на тему «Строительство

новой Москвы». На полу выложен

геометрический орнамент из красного и

темного гранита. На станции имеются два вестибюля: южный и северный.

Здесь светло, как в полдень жаркий

И просторен, и высок

Изогнулся круглой аркой

Очень белый потолок.

Вед. Ребята, наше путешествие по метро будет состоять из загадок и ребусов. А

наш маршрут будет выстраиваться в зависимости от ваших отгадок и решений.

На каждой станции есть рисунок.

Он очень многих интересует. Что это за

рисунок?

Реб. Схема метро! Что похожа немножко на разноцветную многодорожку.

Вед.

Схема

помогает

пассажирам

ориентироваться

в

метро.

Давайте

ее

рассмотрим. Как много линий и станций. Мы с вами находимся юге Москвы, на

серой ветке «Серпуховско - Тимирязевской». Все линии пересекаются в центре,

их опоясывает кольцевая линия - это главная особенность Московской подземки.

Ни в одном метро мира нет подобного «круга». Существует легенда о появлении

кольцевой линии на схеме метро. Расскажите эту легенду и тогда мы поедем

дальше.

Реб. Существует легенда, как будто руководитель Советского государства Иосиф

Сталин поставил кружку кофе на проект будущего метрополитена.

След от кружки пришёлся как раз на центр города – так появилась кольцевая

линия, которую стали изображать на схемах коричневым цветом.

Вед. Ребята, а сколько станций располагается на кольцевой линии? (двенадцать)

Какую реку пересекает кольцевая линия в четырех местах? (Москва – реку)

От какой станции проложили финальный участок кольцевой линии? (Белорусская)

На все вопросы вы ответили правильно, вам разрешается сесть в поезд и проехать

до кольцевой линии.(показать на схеме). А на какую станцию кольцевой линии мы

попадем, вы узнаете позже. Давайте пройдем на платформу и подождём поезда.

Реб. (деж): В ожидании прихода поезда, нельзя стоять на краю платформы.

Стой за линией безопасности. На некоторых станциях она выложена из желтого

камня, а на новых платформах – это световая линия.

Вед. Ребята, а вы знаете, кто водит поезда? (машинист)

Реб. (маш.) Я машинист! Наша работа настолько ответственная, что каждая новая

смена начинается с медосмотра. Работать машинистами могут только мужчины

из-за тяжелых нагрузок.

Вед. А вот и наш поезд. Ну, а теперь в путь!

Упражнение «ПОЕЗД».

Вед. Перед вами не просто картинки, а название станции, на которую мы с вами

прибыли. Рассмотрите картинки: из каждого слова, которое они обозначают, надо

взять по одной букве- первую, вторую или третью…, смотрите на цифры под

картинками- и из этих букв составьте слово, название станции.

Желаю вам удачи!

Вед. Вы справились с заданием. Мы прибыли на станцию Комсомольская.

Реб. Комсомольская кольцевая станция задумывалась как «парадные ворота» в

столицу,

так

как

расположена

около

трех

крупных

вокзалов:

казанского,

Ленинградского

и

Ярославского.

Это

самая

просторная

станция

московского

метро.

Главная

тема

оформления

Комсомольской

-

борьба

русского

народа

с

иноземными захватчиками. Комсомольскую радиальную украшает великолепное

пано «Молодые строители метрополитена» - художник Евгений Лансере.

(Входит

иностранка француженка)

Реб. Здравствуйте москвичи! Я приехала из Франции, но заблудилась в вашем

огромном метро.

Я забыла название станции, на которую мне надо попасть, помню только, что один

из входов в точности как в парижском метро.

А еще там есть пано, где изображен партизан с мобильным телефоном, хотя в то

время не было мобильных телефонов.

Реб. Это же станция «Киевская». Один из ее входов декорировали французские

архитекторы, которые В точности воспроизвели оформление входов парижского

метро в стиле «Модерн».

Вед. Значит следующий пункт нашего назначения- станция «Киевская».

Поезд.

Дети: Мы в тоннеле мчимся ветром

Не догоните вы нас.

Шесть десятков километров

Пробегает поезд в час.

Реб. Вся станция украшена мозаичными пано, изображающими рабочих.

Много позолоты, смальты-это цветное искусстве нное стекло, мрамора и бронзы

использовано в оформлении, а лампы сделаны из горного хрусталя. Красота!

Дворцовая роскошь.

Реб. Теперь про «мобильный телефон». На мозаике «Борьба за Советскую власть

на Украине». Изображен партизан с рацией. Но существует расхожая шутка, что в

руках он держит мобильный телефон и ноутбук, хотя в то время о них даже не

мечтали.

Реб. (франц.): Спасибо вам, радушные москвичи, что проводили меня. Теперь я

знаю куда мне ехать дальше.

Реб. А вот мы не знаем. Должна быть. Должна быть какая то подсказка.

Реб. (франц.) Может я вам помогу? Прочитаю отрывок из стихотворения

советского писателя, «Кем быть?, которое выучила в России. А фамилия автора

поможет вам продвинуться дальше- отгадайте кто автор?

У меня растут года,

Будет мне семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься? В.В.Маяковский.

Реб. Написал это стихотворение В.В.Маяковский, есть станция, названная в его

честь - «Маяковская».

Вед. Эта станция заслуживает вашего внимания, едем скорей!

ПОЕЗД – упражнение.

Реб.

Станция

Маяковская

одна

из

самых

красивых

и

знаменитых

станций

московского метрополитена. Она построена в стиле «Модерн» и получила «Гран-

При» на Всемирной Парижской выставке.

Во время войны станцию использовали как бомбоубежище, так как на тот момент

центральный зал Маяковской был самым глубоким и просторным.

Главным украшение Маяковской - это 34 мозаичных плафона «Сутки Страны

Советов» художника Александра Дейнеки. Плафон - это орнамент, изображение

или

композиция

на

потолке.

Если

пройти

всю

станцию

насквозь,

то

можно

проследить, как на мозаиках происходит смена суток с раннего утра до поздней

ночи: «Парашютисты утром», «Спасская башня днем». Бомбардировщики ночью»

и так далее. Основной же темой плафонов является жизнь граждан молодой

советской страны. Колонны и арки станции покрыты настоящей авиационной

сталью.

Вед. Ребята, посмотрите на экран.

Здесь представлены скульптурные группы: «Пограничник с собакой», «Птичница

с курицей и петухом», «Студентка с книгой», «Футболист», «Мать с ребенком»,

«памятник В.В.Маяковскому».

Как вы думаете, какая из скульптур не относится к большинству композиций?

Реб.

Памятник

В.В.Маяковкому,

он

установлен

на

площади

рядом

с

метро

Маяковская, на которой мы сейчас находимся, а остальные скульптуры украшают

станцию «Площадь Революции».

Вед. Молодцы! Туда мы и отправимся.

ПОЕЗД.

Что летит быстрей стрелы

Мчится как торпеда?

В голубой войду вагон

Дальше я поеду!

Вед. Вот мы на станции» площадь Революции».

Реб. Станция «Площадь Революции» поражает своим архитектурным размахом.

В

арках

разместились

76

бронзовых

скульптур-

это

главная

отличительная

особенность станции. Скульптурные группы расположены в хронологическом

порядке от «Рабочего- красноармейца» и «Солдата», олицетворяющих революцию

1917года до «Шахтера», «Студента» и «Тракториста»,

символизирующих трудовые будни советских людей. Со временем скульптуры

обросли

народными

приметами:

студенты

считают,

что

если

потереть

нос

у

собаки пограничника, то зачет гарантирован.

Вед. Давайте тоже потрем нос этому псу, чтобы нам сопутствовала удача.

Ребята, а вы любите животных? Не обижаете их? Правильно! Не каждый человек

должен иметь собаку, но каждая собака должна иметь хозяина.

К сожалению, это не так. Вы знаете, что существуют метропсы. В вагонах и на

платформах метро можно встретить особых «хвостатых» пассажиров, они живут в

подземке и колесят по городу. Зоологи утверждают. Что собаки строго следуют

своим определенным маршрутам. В отличие от своих сородичей, метропсы не

боятся эскалаторов и шума поездов. На одной из станций установлен памятник

«Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным. Вы

знаете, что это за станция?

Реб. Этот памятник находится на смежной станции Новослободской и

Менделеевской.

Вед. Туда мы сейчас и поедем.

ПОЕЗД

Реб.

У брошенных бедных животных дворовых

Сердце привязанней, чем у людей.

Дворняге жить трудно в условиях суровых,

Вместе давайте поможем же ей!

Люди, не будьте же так жестоки!

Бедняжки животные чем виноваты?

Вы только взгляните во взор их глубокий.

Давайте им вместе поможем, ребята!

Вед. Это очень хорошо, что вы такие отзывчивые и добрые ребятки.

(цветные блики). Ребята, что это за блики, словно солнышко светит через цветные

стеклышки. (фонарик, цв. стекла)

Реб. Это светящиеся витражи- главное украшение станции «Новослободской».

Москвичам витражи напоминают аквариум со сценами подводного царства. Всего

на станции 32 витража. Торцевую стену украшает мозаичное панно» Мир во всем

мире», возле которого принято назначать встречи.

Вед.

Давайте

и

мы

встретимся

здесь

с

нашими

новыми

друзьями:

машинистом,

дежурной по станции метро, гостьей из Франции. Наша экскурсия подходит к

концу. Сегодня мы побывали лишь на некоторых станциях Московского метро,

невозможно за одну экскурсию объехать весь метрополитен. В следующий раз мы

посетим другие станции, которые также заслуживают вашего внимания.

Ведь

44станции

имеют

статус

шедевров

архитектуры

и

являются

объектами

культурного наследия. Не так давно в Москве, кроме подземных станций метро,

появились линии «лёгкого» метро- монорельсовые дороги. Моно - значит один.

Поезд бежит высоко над землей не по двум, а по одному рельсу.

Из его окон

хорошо любоваться улицами и проспектами города. Мы обязательно проедем на

нем.

Итог:

1. А теперь давайте вспомним на каких станциях мы сегодня побывали?

2. Какие станции метро вам особенно запомнились?

3. А еще мы познакомились с людьми, которые работают в метро. Как называются

их профессии?

(метростроевец, машинист, кассир, дежурный по станции…)

Вед. И многие другие профессионалы обслуживают метрополитен.

Может быть кто-нибудь из вас тоже захочет работать в московской подземке

машинистом, кассиром или будет строить новые станции, но самое главное, чтобы

вы выросли хорошими людьми: добрыми, честными, отзывчивыми. Чтобы горячо

любили свою Родину. А мы педагоги будем стараться развивать в вас эти добрые

качества. ПЕСНЯ «Быть человеком».

Вед. Машинист, подавай свой поезд, мы поедем домой в Чертаново!



В раздел образования