Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Камешки марблс в работе логопеда с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
Раздел: начальное образование
Камешки марблс в работе логопеда с детьми, имеющими отклонения в
интеллектуальном развитии
Для любого человека полезны речевые тренировки, а если малыш испытывает трудности и
имеет нарушения речи, то коррекционная работа должна быть длительной и регулярной.
Ведь задержка развития языка и речи (ЗРР) приводит к нарушению межличностного
взаимодействия,
развития
интеллекта,
мышления.
По
данным
статистики,
от
разнообразных нарушений речи страдает каждый четвертый! Не устраненные проблемы
на
дошкольном
этапе
постепенно
дадут
осложнения
в
школьной
деятельности:
неуспеваемость, слабое владение материалом, и как следствие – утрата интереса к учебе и
низкая мотивация и самооценка.
Речевые
методики
тесно
связаны
с
формированием
мелкой
моторики,
стимуляция
кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические
ощущения
направляют
и
координируют
действия
всех
систем
организма:
костно —
мышечной, нервной. Умение управлять своими пальцами, выполнять точные движения
формируется постепенно, начиная с периода новорожденности.
Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми
умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы,
связанные
с
тактильной
чувствительностью,
массажными
движениями
помогают
тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная
ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.
Дети - логопаты имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в
различении
акустико-
артикуляторно
сходных
звуков,
недоразвитие
лексико-
грамматического
строя
речи),
встречается
неполноценность
динамического
праксиса,
моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду
с этим, отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень
процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции
поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев
рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная
стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый
элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков "Марблс" - это
один из нетрадиционных приемов обучения, интересных для детей. Камешки интересный,
доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества
маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть,
творить,
изучать
математику,
развивать
восприятие,
мелкую
моторику
и
логическое
мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей
привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям
они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с
камнями
оказывают
положительное
влияние
и
на
психику
ребенка.
Даже
простое
перебирание
камешков,
рассматривание,
поиск
самого
красивого
делает
малыша
спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как
стимулирующий материал для свободных ассоциаций ребенка.
После
трех
–
четырех
лет
можно
сделать
упор
на
правильность
произношения,
совершенствование
фонематического
слуха,
изучение
состава
слов,
составление
предложений.
В
этот
период
усиливается
познавательная
активность,
усваиваются
и
закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение
двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при
рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким,
нарабатываются предпосылки к обучению в школе.
- «Волшебная корзинка»— доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному,
называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый –
солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).
-«Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному
контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо
развивает пространственную ориентацию.
Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в
левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.
-«Состав слова»: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек.
Подсчитывать сколько слогов в слове.
Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово,
определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с
этим звуком.
-«Мастер— ремонтник»— выложите часть изображения, дайте возможность
дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать»
сочетания букв.
-«Крестики – нолики»— каждому участнику выдаются фишки определенного цвета.
На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и
опережая соперника.
-«Веселый тир»— установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите
шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию,
из ряда.
-Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их
выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей,
одежды и т.д.
-Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание,
понятия больше – меньше.
-Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами
ножек.
Применяя шарики марблс, можно развивать свою фантазию и творчество, придумывая
новые варианты игры; изготовить и украсить поделки.