Напоминание

Камешки марблс в работе логопеда с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии


Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Алтайский край, Ключевской район, с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: Камешки марблс в работе логопеда с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии
Раздел: начальное образование





Назад




Камешки марблс в работе логопеда с детьми, имеющими отклонения в

интеллектуальном развитии

Для любого человека полезны речевые тренировки, а если малыш испытывает трудности и

имеет нарушения речи, то коррекционная работа должна быть длительной и регулярной.

Ведь задержка развития языка и речи (ЗРР) приводит к нарушению межличностного

взаимодействия,

развития

интеллекта,

мышления.

По

данным

статистики,

от

разнообразных нарушений речи страдает каждый четвертый! Не устраненные проблемы

на

дошкольном

этапе

постепенно

дадут

осложнения

в

школьной

деятельности:

неуспеваемость, слабое владение материалом, и как следствие – утрата интереса к учебе и

низкая мотивация и самооценка.

Речевые

методики

тесно

связаны

с

формированием

мелкой

моторики,

стимуляция

кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические

ощущения

направляют

и

координируют

действия

всех

систем

организма:

костно —

мышечной, нервной. Умение управлять своими пальцами, выполнять точные движения

формируется постепенно, начиная с периода новорожденности.

Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми

умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы,

связанные

с

тактильной

чувствительностью,

массажными

движениями

помогают

тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная

ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.

Дети - логопаты имеют ряд особенностей (нарушение звукопроизношения, трудности в

различении

акустико-

артикуляторно

сходных

звуков,

недоразвитие

лексико-

грамматического

строя

речи),

встречается

неполноценность

динамического

праксиса,

моторной координации, что препятствует автоматизации графомоторного навыка. Наряду

с этим, отмечаются дефицит зрительной и слуховой памяти; недостаточный уровень

процессов внимания, нарушение формирования самоконтроля и произвольной регуляции

поведения. И это далеко неполный перечень возможных расстройств. Движения пальцев

рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная

стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, необходимый

элемент в системе логопедического воздействия. Применение камешков "Марблс" - это

один из нетрадиционных приемов обучения, интересных для детей. Камешки интересный,

доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества

маленьких затей. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть,

творить,

изучать

математику,

развивать

восприятие,

мелкую

моторику

и

логическое

мышление. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей

привлекает всѐ таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям

они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с

камнями

оказывают

положительное

влияние

и

на

психику

ребенка.

Даже

простое

перебирание

камешков,

рассматривание,

поиск

самого

красивого

делает

малыша

спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как

стимулирующий материал для свободных ассоциаций ребенка.

После

трех

четырех

лет

можно

сделать

упор

на

правильность

произношения,

совершенствование

фонематического

слуха,

изучение

состава

слов,

составление

предложений.

В

этот

период

усиливается

познавательная

активность,

усваиваются

и

закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение

двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при

рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким,

нарабатываются предпосылки к обучению в школе.

- «Волшебная корзинка»— доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному,

называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый –

солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).

-«Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному

контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо

развивает пространственную ориентацию.

Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в

левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.

-«Состав слова»: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек.

Подсчитывать сколько слогов в слове.

Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово,

определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с

этим звуком.

-«Мастер— ремонтник»— выложите часть изображения, дайте возможность

дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать»

сочетания букв.

-«Крестики – нолики»— каждому участнику выдаются фишки определенного цвета.

На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и

опережая соперника.

-«Веселый тир»— установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите

шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию,

из ряда.

-Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их

выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей,

одежды и т.д.

-Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание,

понятия больше – меньше.

-Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами

ножек.

Применяя шарики марблс, можно развивать свою фантазию и творчество, придумывая

новые варианты игры; изготовить и украсить поделки.



В раздел образования