Автор: Соколова Татьяна Николаевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 83"
Населённый пункт: ЗАТО Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность в школе как условие повышения эффективности управления и качества образования".
Раздел: среднее образование
Инновационная деятельность в школе как условие повышения эффективности
управления и качества образования.
Соколова Т.Н.,
директор МБОУ «СОШ № 83»
ЗАТО Северск Томской области
В современном мире в системе общего образования четко наблюдается тенденция
перехода
образования
от
режима
простого
функционирования
в
инновационный
режим
развития. Эти изменения продиктованы и меняющейся политикой в сфере образования,
и
тем, что образовательные организации вступают на путь конкурентной борьбы на рынке
образовательных услуг. Вместе с тем школе необходимы не любые изменения, а лишь только
те, которые бы приводили к положительным изменениям ее образовательной системы и
результатов образования.
Оценка
эффективно сти
деятельно сти
образовательной
о р г а н и з а ц и и ,
функционирующей
в
инновационном
режиме,
-
это
один
из
ключевых
механизмов
регулирования развития системы образования в целом и отдельных ее компонентов.
Переход
образовательной
организации
в
режим
инноваций
влечет
за
собой
необходимость
создания
механизмов,
обеспечивающих
оценку
эффективности
и
перспективности,
происходящих
в
организации
процессов,
которые
в
свою
очередь
направлены на повышение качества образования в целом.
В
последние
годы
в
системе
образования
происходят
значительные
изменения:
появляются новые образовательные парадигмы, концепции, новые модели образовательных
учреждений, обновляется содержание образования, разрабатываются новые стандарты и пр.
В условиях модернизации российского образования, которая ведет к росту конкуренции
среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения
своих учащихся качественным образованием.
В первую очередь современное качество образования – это:
1) качество результата, проявляющееся в готовности выпускника школы к самостоятельной
жизнедеятельности,
2)
качество
процесса,
которое
определяется
изменениями
в
профессионально
-
педагогической деятельности учителя,
3) качество управления образованием.
Инновационные процессы в современной системе образования имеют свою главную
направленность – качественное обновление педагогической деятельности, и как результат –
повышение качества образования.
Деятельность образовательного учреждения, функционирующего в инновационном
режиме, нуждается в системе отслеживания её результативности. Следует отметить, что для
обеспечения положительного воздействия новшеств на качество образовательного процесса в
современной школе необходим системный анализ и оценка эффективности инновационной
деятельности. Для анализа и оценки педагогическим коллективом свойств инновационной
системы школы необходимо разработать методики анализа, критерии и инструментарий
оценки, то есть мониторинг эффективности инновационной образовательной деятельности,
который должен давать возможность применить его для понимания эффективности не только
педагогической, но и управленческой деятельности.
Главной задачей мониторинга инноваций в образовательной организации является
исследование
эффективности
образовательного
процесса,
организация
обратной
связи
в
системе.
В таблице 1 приведены примеры критериев и показателей, которые наиболее часто
используются
образовательной
организацией
в
описании
результатов
инновационной
деятельности.
Таблица 1
Критерии
и
показатели
результативности
инновационной
деятельности
образовательной
организации
Критерии
Показатели
качество обучения в ОО
соотношение качества знаний и количества,
поступивших в ВУЗы 11-классников
уровень познавательного интереса
и учебной мотивации
участие обучающихся в научно-исследовательской
деятельности
отношение и готовность к участию
в инновационной образовательной
деятельности
предпочтительные формы участия в инновационной
деятельности педагогов, родителей и обучающихся
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 83» - современная инновационная школа, которая в 2016 году
отпраздновала свое 35-летие. В школе созданы все условия для получения качественного
образования,
реализации
интеллектуального,
творческого
и
спортивного
потенциала
обучающихся и педагогов.
Материально-техническая база МБОУ «СОШ № 83»
Материально-техническая
база
образовательной
организации
соответствует
современным требованиям. В здании школы расположено: 32 учебных кабинета, в том
числе
специальные
кабинеты
физики,
химии,
биологии
с
лаборантской,
кабинет
информатики, мастерские, 2 спортивных зала, стадион, 2 кабинета логопеда, кабинет
психолога, актовый зал, музей, медицинский кабинет, библиотека, столовая.
В школе
имеется один комплект системы «Мобильный компьютерный класс» и 2 комплекта системы
оценки и мониторинга качества знаний «Maimio Vote», Все кабинеты школы оснащены
необходимой
учебной
техникой
для
обеспечения
качественной
образовательной
деятельности.
Кадровый потенциал МБОУ «СОШ № 83»
Общая численность педагогических работников в этом учебном году - 58 человек, из
них 53 имеют
высшее
образование,
5 - среднее профессиональное. За последние
три года отмечается рост количества молодых специалистов (5 чел.). 41% педагогов имеют
высшую квалификационную категорию, 27% - первую. За последние 5 лет педагоги школы
трижды
становились
победителями
Муниципального
этапа
Всероссийского
конкурса
«Учитель года», 3 педагога являются победителями национального проекта «Образование».
Качество подготовки выпускников.
Процент
успешности
участия
образовательного
учреждения
в
ЕГЭ
в
течение
последних трех лет по обязательным предмета остается стабильным. Выпускники школы
ежегодно показывают результаты на уровне или выше областного.
Мониторинг
результатов
государственной
итоговой
аттестации
в
форме
ЕГЭ
свидетельствуют о положительной подготовке выпускников средней школы в соответствии
с требованиями действующего государственного образовательного стандарта. Стабильным
остается количество (процент) выпускников, окончивших школу на «4» и
«5» ,
число
медалистов увеличилось.
Количество выпускников,
закончивших школу с
медалью
2014 –
2015
2015 -
2016
2016 -
2017
2017 -
2018
1
-
6
5
Таким образом, исходя из представленной информации, можно сделать вывод о том,
что уровень образованности выпускников ОУ обеспечивает им дальнейшее развитие и
возможность получения среднего профессионального и высшего образования. Выпускники
школы
показывают
усвоение
определенного
объема
знаний
и
способность
его
репродуцировать, достаточный уровень функциональной грамотности, готовность к выбору
профессии, способность к коммуникативной деятельности, умение отстаивать свои права, в
том числе право выбора. Это формирует социальную компетентность, способствующую
самореализации личности.
Качество
подготовки
выпускников
отражается
через
их
профессиональное
самоопределение.
У
выпускников
школы
сформирована
потребность
в
продолжение
образования. Ежегодно продолжают получать образование 100% выпускников основной
школы.
С
2014
года
в
школе
работает Научное
общество
учащихся
(НОУ). В рамках
работы этого общества педагогами школы разрабатываются и реализуются индивидуальные
образовательные программы для одаренных детей.
На протяжении учебного года обучающиеся нашей школы принимают активное
участие
в
творческих
конкурсах
и
спортивных
соревнованиях,
социально–значимых
мероприятиях. Число победителей и призеров остается стабильным на протяжении 3-х
последних лет.
Результативность участия в муниципальном и региональном этапе
Всероссийской олимпиады школьников
Победители и призеры
муниципального этапа
Победители и призеры
регионального этапа
2015 – 2016
16
1
2016 – 2017
14
1
2017 - 2018
19
3
Кроме школьных и городских олимпиад учащиеся традиционно принимают участие в
международных конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Британский
бульдог», «Кенгуру- математика для всех».
Результаты участия обучающихся в олимпиадах, смотрах, конкурсах
2014-2015
2015-2016
2016-2017
2017-2018
Количество/доля
обучающихся,
принявших
участие
в
различных
олимпиадах, смотрах, конкурсах
438/68%
460/69%
515/72%
546/74%
Количество/доля обучающихся победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов,
из них:
Регионального уровня
55/8%
60/13%
115/15%
157/21%
Федерального уровня
23/7,7%
110/24%
224/30%
247/33%
Международного уровня
3/0,4%
86/19%
197/26%
207/28%
Педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 83» активно внедряет инновационные
технологии и представляет свой опыт на различных площадках.
С
2010
года
школа
включена
в
эксперимент
по
апробации
инклюзивного
образования.
Авторским
коллективом
педагогов
школы
разработана
и
реализуется
Инновационная
образовательная
программа «Комплексное
сопровождение
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в инклюзивной
образовательной среде образовательного учреждения».
В 2014 году школа приняла участие в конкурсном отборе на присвоение статуса
Ресурсно-внедренческого
центра
инноваций
(РВЦИ)
Томской
области.
Педагогический
коллектив школы представил сетевой инновационный проект «Внедрение новой системы
оценивания образовательных результатов». По результатам конкурсного отбора школе был
присвоен статус РВЦИ сроком до 2019 года.
РВЦИ МБОУ «СОШ № 83» - база по реализации экспериментальных и
инновационных площадок различного уровня.
Название инновационной
образовательной программы
Статус
Срок
реализации
«Контрольно-оценочная
деятельность учащихся и
педагогов в системе
оценивания образовательных
достижений школьников в
соответствии с требованиями
стандарта»
Стажировочная площадка ТГПУ
(протокол заседания экспертно-
методического совета ФПКиПК ТГПУ от
01.06.2017г № 3), продление статуса
(протокол заседания экспертно-
методического совета ФПКиПК ТГПУ от
22.01.2018г. №6)
С 2017г.
«Образовательные технологии
и методики работы с
обучающимися с ОВЗ.
Разработка и реализация АООП
НОО»
Стажировочная площадка ТГПУ
(протокол заседания экспертно-
методического совета ФПКиПК ТГПУ от
22.01.2018г. №6)
С 2018г.
«Центр экологического
образования»
Региональная экспериментальная
площадка
(Распоряжение ДОО ТО от 21.11.2016г. №
808-р)
2016-2020 г.
«Новые формы оценивания
образовательных результатов»
Региональная стажировочная площадка
(Приказ ДОО Томской области №484 от
05.12.2016г)
Продление статуса (Приказ ДОО Томской
С 2016г.
области № 55 от 07.02.2018г)
Для
достижения
новых
образовательных
результатов,
обозначенных
ФГОС
педагогами
МБОУ
«СОШ
№
83»
уже
разработана,
успешно
внедрена
и
эффективно
реализуется
Программа «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности
школьников». В
рамках
реализации
Программы
педагогами
школы
разработаны
различные методические рекомендации:
- Методические рекомендации по использованию метода «Шесть шляп мышления в
начальной школе»:
-
Методические
рекомендации
для
учителей
начальных
классов
по
составлению
Портфолио ученика;
-
Использованию
тренажёра
«Символ-тест»
в
режиме
самоконтроля
на
уроках
русского языка;
-
Методические
рекомендации
по
активизации
функций
самоконтроля
младших
школьников;
- Методические рекомендации по использованию электронного репетитора «Символ-
тест» как инструментария контрольно-оценочной системы.
В рамках реализации Программы в школе ежегодно проводятся:
различные образовательные события для обучающихся:
- Региональная компетентностная игра «Первые шаги в историю»;
- Всероссийский конкурс проектных и творческих работ обучающихся на английском языке
«Мир вокруг нас».
обучающие семинары и стажировки для педагогов Томской области:
- Семинар-стажировка «Образовательные технологии и методики работы с обучающимися
с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами. Разработка и реализация адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования» - 16 часов;
-
Стажировка «Контрольно-оценочная деятельность обучающихся и педагогов в системе
оценивания
образовательных
достижений
школьников
в
соответствии
с
требованиями
стандарта» - 40 часов.
-
Региональная
конференция
«Система
оценивания
образовательных
результатов
обучающихся: задачи, механизмы, пути решения».
За три года на стажировках, проводимых педагогами нашей школы, обучилось более
80 педагогов Томска и Томской области. В образовательных событиях
для обучающихся
приняли участие более 200 человек из различных регионов России.
Таким
образом,
инновационные
преобразования
в
школе,
безусловно,
являются
действием прогрессивным, способствующим развитию образовательного учреждения, его
конкурентоспособности
в
соответствие
с
сегодняшними
тенденциям
в
образовании,
потребностями экономики и общественной жизни страны.