Авторы: Минеева Оксана Сергеевна, Шеймарданов Шамиль Фатович
Должность: студентка
Учебное заведение: Казанский Приволжский Федеральный Университет Елабужский институт
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Конструирование как средство развития технического творчества у детей"
Раздел: начальное образование
Составила студентка 488группы
Казанский (Приволжский) Федеральный
Университет Елабужский институт – Минеева Оксана Сергеевна
Научный руководитель – Шеймарданов Шамиль Фатович
Конструирование как средство развития технического
творчества у детей
В современных условиях проблеме творчества и творческой личности
уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно
доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку,
любому
нормальному
ребенку.
Различие
состоит
лишь
в
масштабах
достижений и их общественной значимости.
Новые
цели
образования
предполагают
формирование
творческой
личности,
способной
к
самостоятельному
определению
способов
своей
деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется
тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в
процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.
Наиболее
эффективным
для
формирования
и
развития
творческой
активности
детей
является
конструирование,
которое
дает
возможность
реального
изобретения
и
моделирования,
с
раскрытием
творческого
потенциала. Но для того чтобы обучение стало результативным необходимо
создавать
условия
для
младших
школьников
с
учетом
их
возрастных
и
психологических особенностей.
Условия – правила, установленные для той или иной области жизни,
деятельности;
обстановка
для
какой-нибудь
деятельности,
обстановка,
в
которой происходит что-нибудь [1].
В
р а
з
в
и ти е
процессе конструирования
ч то б ы
учащиеся мысленно
н ео б
х
о
д и м о
разрабатывают устройство
со с
т
а
в
л
е
н и е
какого-либо объекта (изделия),
п си х и к
и
а затем реализуют
б алл
его в виде
у ч и теля
чертежа, описания
э
т
о
м
технических условий
т
в
о рч ества
и указаний к изготовлению. Учителю
ср е
д н и е
при обучении
в
ы п о
л
н е
н н о г
о
конструированию следует,
п о
м о гаю т
постоянно направлять
б алло в
мышление учеников
кото р ы е
на применение полученных
д о
л
ж н о
теоретических знаний
хо б от
в практике, подсказывать
н о вы й
учащимся идеи
к
о н ы ш е
в
а
использования физических,
ан али з
а
химических и биологических
и зд ательски й
законов в различных
н аш а
устройствах (приборах,
м н о й
моделях, механизмах,
коли ч ество
машинах), ставить перед
если
учащимися проблемы
ф о р
м и р
у ю щ и й
поиска рациональных
р азр аб отка
решений, учить
у ч а
щ и х
с
я
находить и устранять
э
т
а
п е
неполадки в технических
м о
ж ет
объектах.
Проана лизировав
определение
понятия,
ц е л е с о о б р а з н о ,
сформулировать
следующие
психолого-педагогические
условия,
способствующие развитию конструкторских умений:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего
школьного возраста.
2. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.
3.
Реализация
системно-деятельностного
подхода
к
формированию
конструкторских умений.
4.
Подбор
заданий
по
технологии
на
доконструирование
и
переконструирование изделий.
5. Использование разных видов учебного конструирования.
Раскроем их более подробно.
Младший
школьный
возраст
характеризуется
остротой
и
непосредственностью
восприятия,
своего
рода
созерцательной
любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и
создать все условия для повышения интереса к обучению [4].
Наиболее характерная черта восприятия учащихся младших классов –
это слабая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в
различиях
при
восприятии
похожих
объектов.
Следующей
особенностью
восприятия
учащихся
в
начале
младшего
школьного
возраста
является
плотная
связь
его
с
действиями
школьника,
его
с
практической
деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с
ним, как-либо изменить его, произвести действия: взять, потрогать его, т.е.
преобладание практической деятельности, восприятие на сенсорном уровне.
Младший школьник обладает несколькими формами представлений с
видами ощущений и восприятий [3]. Большинство представлений связано со
зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором
для
творческой
деятельности
−
продуктивной
формы
деятельности
обучающихся начальной школы [4].
Отличительная
особенность
учащихся
–
ярко
выраженная
эмоциональность восприятия. При развитии творческой активности следует
большое
внимание
уделять
формированию
эмоционально
положительной
среды в классе. Поскольку «эмоция предшествует мышлению», в результате
чего ребенку будет легче решать поставленные вопросы при изготовлении
конструкции какого либо изделия [4].
Как
отмечает
Н.М.
Конышева
при
обучению
конструированию
«в
младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и
любопытстве детей, и делать упор на формирование общеучебных навыков,
навыков общения и внутренней мотивации» [2]. Например, индивидуальные
задания,
задания
с
учетом
интересов
детей,
опора
на
практику
и
пространственные представления, которые сформированы в этом возрасте.
Конструирование – это «стены» для готового фундамента навыков при
работе
с
бумагой,
тканью,
природным
материалом,
металлическими
и
пластмассовыми
деталями
из
набора
«Конструктор».
Это
направление
необходимо поэтапно включать в тематику уроков технологии и, конечно,
развивать
творческий
подход
к
выполнению
работы,
а
также
предлагать
всевозможные
самостоятельные
варианты
для
выполнения
заданий,
вызывающих интерес у младшего школьника и позволяющие мотивировать
его к учению.
Литература
1.
Андрианди
В.П. Краткий
педагогический
словарь.
–
М.:НИЦ
ИНФРА-М, 2016. – 224 с.
2.
Конышева
Н.М. Методика
трудового
обучения
младших
школьников: Основы дизайнерского образования: уч. пос. для студ. сред. пед.
учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 192 с.
3.
Зотова
этот
Т.В. Внешние детерминанты
с
р ед н и е
развития творческих
ко н сер вн ая
способностей школьников. Сборник
ф о рм и ру ю щ и й
студенческих работ. М.:
д у ган о в
Студенческая наука, 2012. – 1634 с.
4.
Маклаков А.Г. Общая психология. – Питер, 2010.