Напоминание

"Конструирование как средство развития технического творчества у детей"


Авторы: Минеева Оксана Сергеевна, Шеймарданов Шамиль Фатович
Должность: студентка
Учебное заведение: Казанский Приволжский Федеральный Университет Елабужский институт
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Конструирование как средство развития технического творчества у детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Составила студентка 488группы

Казанский (Приволжский) Федеральный

Университет Елабужский институтМинеева Оксана Сергеевна

Научный руководитель – Шеймарданов Шамиль Фатович

Конструирование как средство развития технического

творчества у детей

В современных условиях проблеме творчества и творческой личности

уделяют вниманию философы, социологи, педагоги, психологи. Убедительно

доказано, что задатки творческих способностей присущи любому человеку,

любому

нормальному

ребенку.

Различие

состоит

лишь

в

масштабах

достижений и их общественной значимости.

Новые

цели

образования

предполагают

формирование

творческой

личности,

способной

к

самостоятельному

определению

способов

своей

деятельности. Качество образовательного процесса во многом определяется

тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в

процессе обучения активность и познавательную самостоятельность.

Наиболее

эффективным

для

формирования

и

развития

творческой

активности

детей

является

конструирование,

которое

дает

возможность

реального

изобретения

и

моделирования,

с

раскрытием

творческого

потенциала. Но для того чтобы обучение стало результативным необходимо

создавать

условия

для

младших

школьников

с

учетом

их

возрастных

и

психологических особенностей.

Условия – правила, установленные для той или иной области жизни,

деятельности;

обстановка

для

какой-нибудь

деятельности,

обстановка,

в

которой происходит что-нибудь [1].

В

р а

з

в

и ти е

процессе конструирования

ч то б ы

учащиеся мысленно

н ео б

х

о

д и м о

разрабатывают устройство

со с

т

а

в

л

е

н и е

какого-либо объекта (изделия),

п си х и к

и

а затем реализуют

б алл

его в виде

у ч и теля

чертежа, описания

э

т

о

м

технических условий

т

в

о рч ества

и указаний к изготовлению. Учителю

ср е

д н и е

при обучении

в

ы п о

л

н е

н н о г

о

конструированию следует,

п о

м о гаю т

постоянно направлять

б алло в

мышление учеников

кото р ы е

на применение полученных

д о

л

ж н о

теоретических знаний

хо б от

в практике, подсказывать

н о вы й

учащимся идеи

к

о н ы ш е

в

а

использования физических,

ан али з

а

химических и биологических

и зд ательски й

законов в различных

н аш а

устройствах (приборах,

м н о й

моделях, механизмах,

коли ч ество

машинах), ставить перед

если

учащимися проблемы

ф о р

м и р

у ю щ и й

поиска рациональных

р азр аб отка

решений, учить

у ч а

щ и х

с

я

находить и устранять

э

т

а

п е

неполадки в технических

м о

ж ет

объектах.

Проана лизировав

определение

понятия,

ц е л е с о о б р а з н о ,

сформулировать

следующие

психолого-педагогические

условия,

способствующие развитию конструкторских умений:

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего

школьного возраста.

2. Учет психологических закономерностей процесса усвоения знаний.

3.

Реализация

системно-деятельностного

подхода

к

формированию

конструкторских умений.

4.

Подбор

заданий

по

технологии

на

доконструирование

и

переконструирование изделий.

5. Использование разных видов учебного конструирования.

Раскроем их более подробно.

Младший

школьный

возраст

характеризуется

остротой

и

непосредственностью

восприятия,

своего

рода

созерцательной

любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и

создать все условия для повышения интереса к обучению [4].

Наиболее характерная черта восприятия учащихся младших классов –

это слабая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в

различиях

при

восприятии

похожих

объектов.

Следующей

особенностью

восприятия

учащихся

в

начале

младшего

школьного

возраста

является

плотная

связь

его

с

действиями

школьника,

его

с

практической

деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с

ним, как-либо изменить его, произвести действия: взять, потрогать его, т.е.

преобладание практической деятельности, восприятие на сенсорном уровне.

Младший школьник обладает несколькими формами представлений с

видами ощущений и восприятий [3]. Большинство представлений связано со

зрительным и слуховым восприятием, что является немаловажным фактором

для

творческой

деятельности

продуктивной

формы

деятельности

обучающихся начальной школы [4].

Отличительная

особенность

учащихся

ярко

выраженная

эмоциональность восприятия. При развитии творческой активности следует

большое

внимание

уделять

формированию

эмоционально

положительной

среды в классе. Поскольку «эмоция предшествует мышлению», в результате

чего ребенку будет легче решать поставленные вопросы при изготовлении

конструкции какого либо изделия [4].

Как

отмечает

Н.М.

Конышева

при

обучению

конструированию

«в

младших классах целесообразнее основываться на природном интересе и

любопытстве детей, и делать упор на формирование общеучебных навыков,

навыков общения и внутренней мотивации» [2]. Например, индивидуальные

задания,

задания

с

учетом

интересов

детей,

опора

на

практику

и

пространственные представления, которые сформированы в этом возрасте.

Конструирование – это «стены» для готового фундамента навыков при

работе

с

бумагой,

тканью,

природным

материалом,

металлическими

и

пластмассовыми

деталями

из

набора

«Конструктор».

Это

направление

необходимо поэтапно включать в тематику уроков технологии и, конечно,

развивать

творческий

подход

к

выполнению

работы,

а

также

предлагать

всевозможные

самостоятельные

варианты

для

выполнения

заданий,

вызывающих интерес у младшего школьника и позволяющие мотивировать

его к учению.

Литература

1.

Андрианди

В.П. Краткий

педагогический

словарь.

М.:НИЦ

ИНФРА-М, 2016. – 224 с.

2.

Конышева

Н.М. Методика

трудового

обучения

младших

школьников: Основы дизайнерского образования: уч. пос. для студ. сред. пед.

учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 192 с.

3.

Зотова

этот

Т.В. Внешние детерминанты

с

р ед н и е

развития творческих

ко н сер вн ая

способностей школьников. Сборник

ф о рм и ру ю щ и й

студенческих работ. М.:

д у ган о в

Студенческая наука, 2012. – 1634 с.

4.

Маклаков А.Г. Общая психология. – Питер, 2010.



В раздел образования