Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда слов
Раздел: среднее образование
Урок
62.
Словообразовательные
цепочки
и
словообразовательные гнёзда слов
Цели урока: 1) повторить сведения о словообразовательной
цепочке
слов
и
о
словообразовательном
гнезде;
2)
т р е н и р о в а т ь
у м е н и е
у ч а щ и х с я
с о с т а в л я т ь
словообразовательные цепочки слов.
Ход урока
1. улыбнулись!
На доске эпиграф
Слово не есть наша произвольная выдумка:
всякое слово, получающее место в лексиконе языка,
есть событие в области мысли.
В. А. Жуковский
Будем мыслить, и за хорошую работу каждый сможет получить
жетон, который в конце урока превратится в оценку.
Чему научимся? (Составлять словообразовательные гнёзда,
научимся осознавать, что образование новых слов есть событие в
области мысли)
Какова же тема сегодняшнего урока?
Словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнёзда слов
Что значит – словообразовательная цепочка? (Ряд трёх и более
однокоренных слов, показывающих последовательность их
образования)
А что значит словообразовательное гнездо? (группа однокоренных
слов, расположенных в виде словообразовательных цепочек)
С какими разделами лингвистики связано словообразование? (С
лексикой и орфографией)
1.
Проверяем
домашнюю
работу
1
Взаимопроверка
(Слайд №2) У кого было всё правильно? Вы получаете жетон. №1
Зачем в школе изучается тема «Словообразование»?
(Чтобы
знать
лексическое
значение
слова,
чтобы
правильно его написать)
В тетрадях –число, тема.
(Слайд №1)
II Слово учителя
Словообразовательная система русского языка отличается
исключительным богатством и своеобразием. По подсчетам
современных лингвистов, примерно 90% слов нашего языка
являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов образованы
при помощи различных словообразовательных морфем.
Так, 60 000 слов из 17-титомного словаря русского языка
конструируются с помощью 4,5 тысяч корней, 500 суффиксов и 100
приставок.
Каждая из этих морфем оказывает влияние на лексическое значение
слова и формирует его значение.
Сегодня мы убедимся в этом.
Запишите в тетрадях прилагательное белый, образуйте от него
новое слово при помощи суффикса-
беловатый-Каково лексическое значение? имеющий белый
оттенок -
беловатенький-
имеющий белый оттенок
,
уменьшительно-
ласкательное слово и употребляются преимущественно в
разговорной речи;
Так от чего же может зависеть лексическое значение слова? (От
суффикса)
2
2.
А
сейчас
не
менее
интересное
задание
(Слайд №3) В 11 классе среди заданий ЕГЭ есть такое, которое
проверяет умение выпускников различать …
Как же этот термин называется? (Паронимы)
Что нужно сделать, прежде чем дать ответ? (Нужно объяснить себе,
что значит водный, а такое водянистый)
Водный-связанный с водой
Водянистый- с добавлением воды
Учащиеся выполняют задание.
Самопроверка
У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №2
3.
Самостоятельная
работа
.
Составьте
и
запишите
словообразовательную
цепочку
(Слайд №4)
3
окружной
,
округ
,
окружность
,
круг
.
разморозить
,
мороз
,
морозить
,
разморозиться
.
(Слайд №5)
Взаимопроверка
У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №3
3.
Самостоятельная
работа
.
Выберите
такой
вариант
цепочки
,
в
котором
слова
расположены
в
порядке
их
словообразования
.
Спишите
её
,
докажите
,
что
вы
правы
.
4
)
План
,
внеплановый
,
внеплановость
,
плановый
.
2)
план
,
плановый
,
внеплановость
,
внеплановый
;
3)
план
,
плановый
,
внеплановый
,
внеплановость
;
4)
внеплановость
,
план
,
внеплановый
,
плановый
;
5)
плановый
,
план
,
внеплановый
,
внеплановость
;
Взаимопроверка
У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №4
4.
Самостоятельная
работа
Составить
словообразовательную
цепочку
к
исходному
слову
.
5
Непоследовательность
Пишите
не
поморфемно
.
Взаимопроверка
У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №5
Обращаемся к эпиграфу!!!
Распределите
слова
по
словообразовательным
гнездам
.
Начинайте
с
исходного
слова
.
Проводить
,
вода
,
водить
,
проводник
,
подводник
,
проводница
,
водный
,
водянистый
,
водяной
.
Вода
Водный
Подводник
Вода
6
Водяной
водянистый
Водить
Проводить
Проводник
Проводница
(Если останется время, то из упр. 291, стр.149 выписать
из 2 части текста из первого предложения слово,
образованное суффиксальным способом. (Крестьянской)
Итог урока. Чему учились? С какой русской народной
игрушкой можно сравнить словообразовательную цепочку?
(матрёшка) Считаем жетоны. 5-«5»; 4-«4»
Домашнее задание:
Составьте словообразовательное гнездо к словам «море» и
«сила»
7