Напоминание

Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда слов


Автор: Щепеткина Валентина Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 26"
Населённый пункт: Город Миасс, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда слов
Раздел: среднее образование





Назад




Урок

62.

Словообразовательные

цепочки

и

словообразовательные гнёзда слов

Цели урока: 1) повторить сведения о словообразовательной

цепочке

слов

и

о

словообразовательном

гнезде;

2)

т р е н и р о в а т ь

у м е н и е

у ч а щ и х с я

с о с т а в л я т ь

словообразовательные цепочки слов.

Ход урока

1. улыбнулись!

На доске эпиграф

Слово не есть наша произвольная выдумка:

всякое слово, получающее место в лексиконе языка,

есть событие в области мысли.

В. А. Жуковский

Будем мыслить, и за хорошую работу каждый сможет получить

жетон, который в конце урока превратится в оценку.

Чему научимся? (Составлять словообразовательные гнёзда,

научимся осознавать, что образование новых слов есть событие в

области мысли)

Какова же тема сегодняшнего урока?

Словообразовательные цепочки и словообразовательные

гнёзда слов

Что значит – словообразовательная цепочка? (Ряд трёх и более

однокоренных слов, показывающих последовательность их

образования)

А что значит словообразовательное гнездо? (группа однокоренных

слов, расположенных в виде словообразовательных цепочек)

С какими разделами лингвистики связано словообразование? (С

лексикой и орфографией)

1.

Проверяем

домашнюю

работу

1

Взаимопроверка

(Слайд №2) У кого было всё правильно? Вы получаете жетон. №1

Зачем в школе изучается тема «Словообразование»?

(Чтобы

знать

лексическое

значение

слова,

чтобы

правильно его написать)

В тетрадях –число, тема.

(Слайд №1)

II Слово учителя

Словообразовательная система русского языка отличается

исключительным богатством и своеобразием. По подсчетам

современных лингвистов, примерно 90% слов нашего языка

являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов образованы

при помощи различных словообразовательных морфем.

Так, 60 000 слов из 17-титомного словаря русского языка

конструируются с помощью 4,5 тысяч корней, 500 суффиксов и 100

приставок.

Каждая из этих морфем оказывает влияние на лексическое значение

слова и формирует его значение.

Сегодня мы убедимся в этом.

Запишите в тетрадях прилагательное белый, образуйте от него

новое слово при помощи суффикса-

беловатый-Каково лексическое значение? имеющий белый

оттенок -

беловатенький-

имеющий белый оттенок

,

уменьшительно-

ласкательное слово и употребляются преимущественно в

разговорной речи;

Так от чего же может зависеть лексическое значение слова? (От

суффикса)

2

2.

А

сейчас

не

менее

интересное

задание

(Слайд №3) В 11 классе среди заданий ЕГЭ есть такое, которое

проверяет умение выпускников различать …

Как же этот термин называется? (Паронимы)

Что нужно сделать, прежде чем дать ответ? (Нужно объяснить себе,

что значит водный, а такое водянистый)

Водный-связанный с водой

Водянистый- с добавлением воды

Учащиеся выполняют задание.

Самопроверка

У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №2

3.

Самостоятельная

работа

.

Составьте

и

запишите

словообразовательную

цепочку

(Слайд №4)

3

окружной

,

округ

,

окружность

,

круг

.

разморозить

,

мороз

,

морозить

,

разморозиться

.

(Слайд №5)

Взаимопроверка

У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №3

3.

Самостоятельная

работа

.

Выберите

такой

вариант

цепочки

,

в

котором

слова

расположены

в

порядке

их

словообразования

.

Спишите

её

,

докажите

,

что

вы

правы

.

4

)

План

,

внеплановый

,

внеплановость

,

плановый

.

2)

план

,

плановый

,

внеплановость

,

внеплановый

;

3)

план

,

плановый

,

внеплановый

,

внеплановость

;

4)

внеплановость

,

план

,

внеплановый

,

плановый

;

5)

плановый

,

план

,

внеплановый

,

внеплановость

;

Взаимопроверка

У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №4

4.

Самостоятельная

работа

Составить

словообразовательную

цепочку

к

исходному

слову

.

5

Непоследовательность

Пишите

не

поморфемно

.

Взаимопроверка

У кого было всё правильно? Вы получаете жетон №5

Обращаемся к эпиграфу!!!

Распределите

слова

по

словообразовательным

гнездам

.

Начинайте

с

исходного

слова

.

Проводить

,

вода

,

водить

,

проводник

,

подводник

,

проводница

,

водный

,

водянистый

,

водяной

.

Вода

Водный

Подводник

Вода

6

Водяной

водянистый

Водить

Проводить

Проводник

Проводница

(Если останется время, то из упр. 291, стр.149 выписать

из 2 части текста из первого предложения слово,

образованное суффиксальным способом. (Крестьянской)

Итог урока. Чему учились? С какой русской народной

игрушкой можно сравнить словообразовательную цепочку?

(матрёшка) Считаем жетоны. 5-«5»; 4-«4»

Домашнее задание:

Составьте словообразовательное гнездо к словам «море» и

«сила»

7



В раздел образования