Автор: Гармаш Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО г. Кургана " Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации: "Помощь родителям в начальный период обучения в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Кургана
«Детская школа искусств №1»
Методические рекомендации:
«Помощь родителям в начальный период
обучения в классе домры»
Подготовила:
Преподаватель по классу домры
Гармаш Н.В.
Курган 2018 г.
Как организовать домашние занятия ученика, играющего на
музыкальном инструменте?
Ребенок поступил в музыкальную школу. Это события является
серьезным
и
ответственным
шагом
как
для
него
самого,
так
и
для
его
родителей.
Для
того
чтобы
он
мог
успешно
справляться
с
новыми,
непростыми
для
него
заданиями,
чтобы
развитие
его
музыкальных
способностей шло успешно, очень важно своевременно и грамотно помочь
ему в этом.
Значение начального периода в обучении любому из видов искусств очень
важно. Именно в первые месяцы нужно суметь не только увлечь ребенка
музыкальными занятиями, но и выработать у него привычку трудиться. Не
только от педагога, но и от самих родителей зависит то, насколько успешно
ребенок будет учиться музыке. Мне хочется обратить внимание на те важные
моменты в организации домашних занятий, зная и выполняя которые каждый
из вас сможет серьезно помочь своему ребенку. Не жалейте время и силы на
то, чтобы успехи в этом непростом, но очень благодарном деле радовали и
самого ребенка, и родителей, и учителей.
1. Большое значение для эффективности домашних занятий имеет режим,
расписание дня. Необходимо, чтобы придя из общеобразовательной школы,
пообедав и отдохнув, ребенок сначала позанимался музыкой, а затем готовил
уроки. Можно также разделить время музыкальных занятий на несколько
частей, чтобы ребенок мог чередовать приготовление уроков с занятиями за
инструментом. Такая смена видов деятельности поможет вашему ребенку
меньше
уставать
и
больше
успевать
сделать
за
одинаковый
промежуток
времени.
Почему еще важно продумать расписание дня? Оно должно быть
составлено
так,
чтобы
в
помещении,
где
занимается
ребенок,
во
время
занятий были обеспечены необходимые для этого условия: не был включен
телевизор или радио, не было шумных разговоров и т.д.
2.
Домашние
занятия
обязательно
должны
быть
систематическими,
ежедневными. Только регулярные занятия приносят пользу. Если ребенок
занимается
только
перед
уроком,
такая
работа
всегда
бывает
малоэффективна, потому что многое из того, что достигнуто совместными
усилиями ученика и педагога на уроке теряется, сводится на нет. Для того,
чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям требуется проявить
волевые усилия как ребенку, так и родителям. Даже если позаниматься 20
минут – будет сделан хоть маленький, но шаг вперед!
3.
Сколько
по
времени
должны
длиться
занятия?
В
среднем
для
детей
семилетнего
возраста,
как
правило,
достаточно
30
минут
ежедневных
занятий, для учеников средних и старших классов – до двух часов в день.
Хотя в этом вопросе трудно давать общие для всех рекомендации.
4.
Как
заниматься?
Для
музыкальных
занятий
большое
значение
имеет
концентрация внимания, вдумчивая, сосредоточенная на конкретных задачах
работа.
Первоклассники редко бывают способны к длительной сосредоточенной
работе,
их
внимание
еще
неустойчиво,
не
может
долго
быть
сконцентрировано на чем то одном. Поэтому в занятиях с начинающими
нужно
учитывать
их
возрастные
и
индивидуальные
особенности.
При
домашних занятиях так же важно не заставлять ребенка подолгу заниматься
чем-то
одним
в
течение
долгого
времени.
Лучше
позаниматься
минут
двадцать, но серьезно, затем сделать небольшой перерыв и снова вернуться к
занятиям.
5.
Приветствуется
присутствие
родителей
на
уроках,
чтобы
родители
записывали все замечания педагога и как бы учились вместе с ребенком. Но,
бывают
и
такие
ситуации,
когда
присутствие
родителей
на
уроке
нежелательно(ребёнок стесняется) и поэтому у таких учеников
с самого
начала
нужно
вырабатывать
самостоятельность
в
работе,
давая
на
начальном этапе очень конкретные, доступные задания.
6. Обязательно следите за записями в дневнике. Приучите ребенка к тому, что
дневник регулярно просматривается.
7. Если есть возможность, приобретите хороший инструмент.
Домра
должна
храниться
в
чехле.
Нельзя
допускать
резкого
перепада
температур.
В
холодную
погоду,
если
предстоит
продолжительное
пребывание
на
улице,
инструмент
утеплить.
Не
хранить
домру
около
отопительных
приборов.
Домру
необходимо
беречь
от
ударов.
Нельзя
инструмент давать маленьким детям. Не рекомендуется самостоятельно
настраивать инструмент начинающему домристу.
После занятия на инструменте необходимо протереть струны ватным
тампоном.
Необходимо для занятий иметь: пульт, прорезиненные салфетки, подставку
под ногу, медиаторы, струны.
Приучите
ребенка
бережно
относиться
к
своему
инструменту,
«ухаживать» за ним.
8. Музыкальный инструмент должен быть обязательно настроен.
9. Следите за посадкой за инструментом. Посмотрите внимательно, как сидит
ваш ребенок, ровно ли держит спину, не горбится ли он. Желательно купить
ему хороший пульт для нот.
И, наконец, самое важное: необходимо, чтобы ребенок постоянно ощущал
заинтересованность в своих успехах со стороны родителей. Просите ребенка
время от времени поиграть вам и постарайтесь обязательно внимательно
прослушать все, что он вам захочет исполнить. Не забудьте похвалить его,
поощрить, если вы смогли услышать в исполнении вашего ребенка желание
понравиться вам, порадовать своими успехами. Плохо, если в исполнении
слышно только одно желание — чтобы вы от него побыстрее отстали. Ярким,
замечательным примером для родителей от преподавателя служит цитата:
«наше дело – учить, ваше дело – любить». Если соблюдать все правила
занятий, то союз преподавателя-родителей-учеников станет самым крепким и
приводящим к большим творческим успехам ваших любимых детей.
Как заинтересовать ученика в выполнении домашнего задания?
Довольно
часто
родители
жалуются
на
нежелание
ребёнка
качественно
выполнять
домашнее
задание.
Не
следует
считать,
что
малыш
вырастет,
поймёт ценность ученья и будет с удовольствием делать всё сам.
Если возникла проблема нежелания выполнять домашнюю работу, значит,
ученик нуждается в вашей поддержке.
Внимательно выслушивайте своего ученика, не повышайте голос, не ругайте
его, если обнаружите,
что он не знает или не может вспомнить что-то
простое, элементарное. То, что просто нам, взрослым, зачастую вызывает
трудности у детей.
Во-первых, помогите
ученику
выделить этапы по сложности. Учите его
выполнять
работу
от
простого
к
более
сложному,
как
бы
распутывая
клубочек.
Ребенок должен знать, что главное не оценка, а понимание материала, что
если он хорошо усвоил материал сегодня, то завтра ему будет значительно
легче.
Не скупитесь на похвалу, малыш нуждается в вашей поддержке. Вселяйте
таким
образом
в
него
уверенность
в
хорошем
результате.
Приходите
на
помощь
своевременно,
но
предварительно
дайте
ребёнку
самому
потрудиться, подумать и попробовать найти решение.
Порой родители думают, что нежелание учиться – это элементарная лень.
Только вот не всегда дело обстоит именно так. Наиболее частой причиной
является страх, что что-либо не получится.
Проявляя
желание
помочь,
помогая
ребенку
в
самостоятельном
разборе
пьесы, вы своей заботой снимете его напряжение. Как только ребенок сможет
справляться с заданием без вашей помощи, он обязательно от нее откажется.
Подводя итог, можно сказать, что родительская забота и помощь ребёнку при
выполнении домашнего задания очень важны и необходимы. Не переживайте,
что ребёнок долго не становится самостоятельным. Ваш личный пример
обязательно поможет развить это качество.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
Периодичность занятий - каждый день.
С
какими проблемами сталкивается
ваш ребенок при выполнении
домашнего задания?
1.Трудно усадить ребенка заниматься на инструменте.
Советы: вместе с ребенком определите время начала выполнения домашнего
задания, чтобы это время было осознанно самим ребенком (лучше, чтобы это
всегда было одно и то же время).Старайтесь придерживаться этого времени.
Помните, что домашняя работа – это кропотливый ежедневный процесс,
требующий терпения от родителей и ребенка.
2.Трудно определить, с чего начинать выполнение работы
Советы: лучше начинать выполнять работу с разбора трудных мест в пьесе в
медленном темпе, это помогает многим детям быстрее сосредоточиться.
Между
поставленными
заданиями
нужно
делать
небольшой
перерыв
(5
минут, но не более) для переключения внимания (во время перерыва можно
дать ребенку выпить полстакана воды).
Если
начали
выполнять
какое-то
задание,
делаем
его
до
конца,
не
отвлекаемся.
Медлительным детям необходимо учиться ориентироваться по будильнику
или песочным часам. («Как ты думаешь, сколько тебе потребуется времени на
выполнение задания? Давай проверим».)
3. Ребенок должен выполнять домашнее задание самостоятельно.
Совет:
чтобы
развивать
умение
работать
самостоятельно,
можно
вместе
составить план работы по выполнению задания, например:
– Что было сегодня на уроке?
– А что же задано, как ты это пометил?
– Что можешь выполнить сам, без помощи?
– А что тебе совсем непонятно? Давай разберемся до начала выполнения
работы.
– С чего начнешь выполнять задание? Расскажи…
– Сколько частей в задании?
Постепенно надо уменьшать вашу помощь, давать больше самостоятельности
ребенку.
Некоторые родители постоянно недовольны работой ребенка, не хвалят его,
а постоянно ищут недостатки, добиваются идеального выполнения заданий
Совет. В этой ситуации у ребенка появляется неуверенность в себе и страх
вызвать
недовольство
родителей,
учеба
не
приносит
удовольствия,
нет
интереса к занятиям.
Нужно
хвалить
ребенка
за
любые
достижения,
пусть
даже
маленькие,
замечать, что уже получилось, и анализировать, над чем еще необходимо
поработать. («Ты сам! Тебе удалось!», «Эта фраза получилась! А вот здесь
надо еще постараться».)
Если вы получили от ребенка не тот ответ, которого ожидали, не давайте
оценочных суждений («Ну почему ты такой бестолковый! Сколько раз можно
повторять!» и т.д.), лучше задайте такой вопрос, который поможет ребенку
найти правильный ответ.
6.Ребенок, выполняя домашнюю работу, постоянно допускает ошибки.
Совет. Вы можете вместе с ребенком организовать проверку работы по плану:
Проанализировать,
что
получилось
правильно
и
какие
ошибки
допущены.
Объяснить, как исправить ошибки.
С
началом
практических
занятий
одновременно
встает
вопрос
об
организации и режиме домашней работы ученика. Если общий распорядок
дня
учащегося
позволяет
ему
заниматься
на
инструменте
утром,
то
его
занятия
будут
наиболее
продуктивными.
Количество
времени,
которое
ученик должен отдавать домашним занятиям, зависит от возраста ученика и
его одаренности, сложности задания, а также от того этапа обучения, на
котором ученик находится. Однако при всех обстоятельствах занятия должны
быть регулярными. Следует отметить, что особенно в более поздний период
обучения каждое отдельное занятие нужно начинать с медленных пьес или
упражнений,
чтобы
«разогреть»,
подготовить
аппарат
к
большей
последующей нагрузке, дать рукам соответствующую зарядку.
Перед
работой
над
пьесами
и
упражнениями
дома
ученик
должен
быть
проконсультирован,
что
играть
их
надо
медленно,
четко,
хорошем
и
достаточно громким звуком. Медленная игра обеспечивает наблюдение за
правильностью исполнения и дает возможность предупредить ошибки.
Чтобы обеспечить правильное развитие ученика и облегчить работу себе,
педагог
должен
проявить
своему
воспитаннику
любовь
к
домашним
занятиям,
к
самому
процессу
овладения
инструментом.
Неповинность,
а
творческая ответственность за подготовку задания должна быть руководящим
началом в самостоятельной домашней работе.
Музыкальное воспитание начинается с самым первых шагов обучения без
скидок
на
возраст.
Разумеется,
воспитание
младших
учащихся
должно
строится на доступном репертуаре, а сообщаемые знания соответствовать их
возрастному развитию.
Вполне естественно, что сначала понятия ученика о качестве исполнения в
его исполнении будет ограничиваться только понятиями о некрасивом звуке,
о неточности исполнения, о том, что звучит нечисто. Однако это имеет
первостепенное значение, так как качество звука, чистота исполнения, а
также ритмическая дисциплина ученика -
залог его дальнейшего, более
глубокого музыкального развития.
Немаловажное значение в музыкальном развитии имеет слушание музыки.
Формирование
музыкального
чутья
и
вкуса
лучше
всего
происходит
на
основе полученных слуховых впечатлений.
Важное место в педагогике занимает постепенность, последовательность в
освоении
учебно-педагогического
материала.
Постепенное
накопление
навыков, закрепление их будет гарантией того, что ученику не придется
возвращаться
к
недостаточно
отработанному
приему.
Только
усвоив
предыдущее,
закрепив
его,
ученик
будет
иметь
базу
для
перехода
к
последующему, более трудному.
Если для владения приемом потребовалось много времени, то необходимо
расширить аналогичный репертуар, иначе работа наскучит учащемуся. При
разнообразии репертуара ученик не заметит, что он «топчется» на месте
осваивая
и
закрепляя
по
существу,
один
и
тот
же
прием.
Осуждение
заслуживает
«натаскивание»
учащихся
путем
завышения
сложности
репертуара.
Такой
метод
основывается
на
неверном
убеждении,
что,
разучивание пьесы и упражнения, превышающее возможности учащегося, он
«быстрее продвигается», что «после этого ему все будет легко». Помимо того,
очень
часто
таким
соблазнительным
репертуаром
педагоги
стараются
заинтересовать учащегося, что тоже неверно.
Все
это
нарушает
основном
педагогический
принцип
«от
простого
к
сложному», а не наоборот. Правда, для ученика солидность произведения
«громкая» фамилия автора представляет соблазн, и он старается выучить его,
но дальше старания обычно не идет, так как в силу своей исполнительской
незрелости ученик не сумеет ни раскрыть
художественное содержание
произведения, ни преодолеть его технических трудностей. Все заканчивается
не более чем поверхностным ознакомлением с текстовой частью пьес, а это
приучает
к
недоработки
их,
лишает
ученика
понятия
о
художественной
законченности
произведения.
Такая
поверхностная
работа
над
пьесой
положительного влияния на формирования музыканта не окажет.
В педагогической практике
невыполнение учащимся домашних заданий
бывает
частым
явлением.
В
подавляющем
большинстве,
причиной
этого
кроется в не добросовестности или лени учащегося, а не понимании задания,
в незнании, как подойти к разучивание пьесы или упражнения и добиться
хорошего результата. Обычно этим и объясняется то, что учащийся дома
многократно, но порой бегло, поверхностно проигрывает пьесу или часть его
от начала до конца, «пока не выйдет», результата никакого. Кроме затраты
сил и времени, такой метод работы над произведение ничего хорошего не
дает.
Основная задача педагога - сформировать правильно мыслящего и умеющего
самостоятельно работать музыканта.
Весь
ход
работы
над
произведением
будет
значительно
проще,
если
учащемуся оно «по душе». Между тем, в репертуарном отношении педагог не
должен идти на поводу у учащегося, потакая его желаниям, хотя сочетать
педагогические задачи с интересом учащегося к заданной ему программе для
стимулирования его работы необходимо. Подходить к решению этого вопроса
надо чутко, используя наклонности учащегося. Если учащемуся не нравится
заданное произведение, то оно будет способствовать его художественному и
техническому развитию. Надо путем проигрывания и беседы убедительно
показать, что ученик не прав.
Углубленность работы на первых парах - это детальная работа над каждой
частью, над уже выявленными произведения трудностями как техническими,
так и музыкальными. В тех случаях, когда в пьесе встретится трудное место
или пассаж, требующие особой работы над ними, их следует вычленить, взяв
несколько тактов до них и несколько тактов после, но так, чтобы
«до» и
«после» были музыкально осмыслены. Если ограничиться выборкой только
самого пассажа, то ученик, даже хорошо выучивший и отработавший его
отдельно,
не
всегда
сумеет
включить
его
в
пьесу
при
проигрывании
ее
целиком,
потому
что
пассаж
будет
выучен
вне
связи
с
предыдущим
и
последующим. Если же в пьесе попадется какой-нибудь большой, но трудный
оборот,
ритмическая
фигура,
неудобная
штриховая
или
техническая
комбинация, осложняющие работу и выпадающие из общего технического
характера,
то
в
таком
случае
их
следует
путем
нескольких
повторений
развить в двух-трех тактовое упражнение. Сначала это будет делать педагог, а
впоследствие и ученик, когда поймет и то, как это делается, и то, для чего это
нужно.
Надо принять за правило всегда играть, что бы то не было в таком
темпе, в котором гладко может прозвучать самое сложное техническое место.
Игра в медленных темпах - это одно из условий более тщательной отработки
технически трудных пассажей, отдельных эпизодов и целых пьес.
Список литературы:
1.
Л. А. Александров «Психологические факторы, определяющие состояние
игрового аппарата». Свердловск, 1989 г.
2.
Александров А. Азбука домриста – М., 1963.
3.
Вольская Т. Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по
классу домры. – Свердловск, 1982.
4.
Вольская
Т.Особенности
организации
исполнительского
процесса
на
домре. Вопросы методики и теории. – Свердловск, 1990. – Вып. 2.
5.
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л., 1980.
6.
Браудо И. Артикуляция. - Л., 1973.