Напоминание

Формирование социально-активной личности через знакомство с родным краем у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Моргунова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 7
Населённый пункт: город Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Формирование социально-активной личности через знакомство с родным краем у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моргунова Валентина Александровна,

воспитатель МАДОУ № 7

г. Армавир

Формирование социально-активной личности через знакомство с род-

ным краем у детей старшего дошкольного возраста

Нельзя

пробудить

чувство

Родины

без

восприятия и переживания окружающего

мира.

Пусть

в

сердце

малыша

останутся

воспоминания

о

маленьком

уг олке

далёкого детства. Пусть с этим уголком

связывается образ великой Родины.

В.А. Сухомлинский

Наше

государство

последнее

десятилетие

пережило

большие

преобразования,

в

результате

которых

были

утеряны

основные

общечеловеческие ценности. Это не могло не отразиться на образовании,

особенно дошкольном, так как оно осуществляет не только образовательный,

а именно, воспитательно-образовательный процесс.

Мы,

воспитатели

-

практики,

сейчас

«пожинаем

плоды»

преобразований, так как поколение, которое выросло в годы перестройки, -

это

наши

сегодняшние

родители.

Это

поколение,

имеющее

своё

представление

о

ценностях

в

жизни,

зачастую

идущих

в

разрез

с

нравственными. Таково было веяние того времени.

С развитием общества появляются новые ценности, обновляются и

социальные качества. В настоящее время нужны инициативные, творческие,

предприимчивые

люди,

способные

к

быстрому

реагированию

в

изменяющихся условиях современной жизни. Вместе с тем сохраняют своё

значение, так называемые, общечеловеческие ценности, которые проявляются

в

нравственных,

гуманных

качествах

личности

доброжелательности,

честности, правдивости. Дошкольный возраст - время активного вхождения

ребёнка

в

широкий

социальный

мир,

установление

разнообразных

взаимоотношений

со

взрослыми

и

сверстниками,

пробуждение

гуманных

чувств.

Знакомство

старших

дошкольников

с

окружающим

и

социальной

действительностью

является

одной

из

важных

и

сложных

задач

воспитательно - образовательной работы с детьми мы, воспитатели, должны

ориентироваться на будущее, когда сегодняшний малыш станет взрослым.

Социализация

является

одним

из

понятий,

характеризующих

формирование

личности.

Становление

личности

-

это

становление

нравственно - смыслового отношения к миру: развитие себя не просто как

субъекта деятельности, а как творца отношений с миром. Творцом может

стать личность, любящую свою Родину, патриот, гражданин.

Понимание Родины у дошкольника своеобразно: оно тесно связано с

конкретными представление о том, что ему близко и дорого, с любовью к

родным, к своему городу, окружающей природе, своему краю.

Поэтому

работу

по

воспитанию

любви

к

Родине

связываю

со

знакомством

с

окружающей

социальной

жизнью

и

теми

ближайшими

объектами, которые окружают ребёнка.

Исследование

учёных

-

педагогов

Е.И.

Радиной,

Р.И.

Жуковской,

С.А.Козловой и других свидетельствуют о раннем пробуждении у ребёнка

патриотических

гражданских

чувств,

доказывают

доступность

детям

старшего дошкольного возраста общественно-исторических сведений.

Основываясь на выводы учёных, а также свои наблюдения из опыта

пришла к такой мысли, что формирование социальной активности детей

старшего дошкольного возраста, в ходе знакомства с родным краем поможет в

дальнейшем

жизни

легче

адаптироваться

к

нормам

и

ценностям

нашего

общества и проявить творческую самореализацию личности.

Социальная активность предполагает формирование таких черт как

самостоятельность,

ответственность,

инициативность,

способность

принимать

решения.

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

предпосылки будущей активной позиции личности. Задача нас, педагогов,

учить детей «здесь и сейчас» проявлять эту активность, используя доступные

для

детей

способы,

ситуации,

обыгрывая

их

«взрослеть».

Но

вхождение

ребёнка в мир взрослых должно быть плавным и постепенным. Поэтому в

своей работе по формированию социальной активности детей, прежде всего

учу проявлять эту активность в семье, дома. Взаимоотношения в семье -

первое, что усваивает ребёнок, что влияет на характер его социализации. На

этом

уровне

формируются

качества

личности,

связанные

с

общим

эмоциональным

отношением

к

«другому»

-

доброжелательность

(или

агрессивность), общительность (замкнутость) и т.д.

Дошкольник

развивается

под

влиянием

взрослых,

но

это

не

единственный источник социализации. Так на ребёнка могут влиять дети из

разных семей, герои экрана. Стихийные воздействия социума на личность

могут давать нередко отрицательный результат. Поэтому целенаправленная

работа по формированию активизации личности считаю очень актуальна в

работе педагога.

Одним из доступных дошкольнику средств формирования активности

считаю ознакомление с родным краем. Учить детей знать и любить свою

Родину - важнейшая задача любого образовательного учреждения.

И так, прежде, чем начать работу по ознакомлению с родным краем

провела диагностику знаний детей о семье, об улице, на которой живёт

ребёнок, о его доме и дворе, о городе и его достопримечательностях, о

Республике Хакасия и её населенных пунктах.

Прежде всего, меня интересовал уровень знаний детей, а формирование

социальной

активности

личности

-

это

было

второстепенным.

Так

как

убеждена,

что

активное

познание

окружающего

детьми

и

будет

залогом

активизации личности.

С

этой

целью

была

организована

развивающая

среда

и

продуман

образовательный процесс с учётом активности участников образовательного

процесса,

взаимодействие

воспитателей

и

детей,

ориентация

на

зону

ближайшего

развития,

индивидуализация

обучения.

С

учётом

этого

предпочтение отдавалось таким методам и приёмам как:

-интеграция видов деятельности;

-моделирование;

-проектирование;

-исследовательская деятельность;

-социально-игровая методика;

-игровая деятельность;

-музейная педагогика. Развивающая среда отражает:

-содержание работы в соответствии с программными требованиями и

возрастными возможностями детей;

-подбор наглядности литературы, иллюстраций, книг, карт, макетов,

бросового материала;

-создание мини-музей;

-привлечение

родителей

к

работе

по

ознакомлению

с

городом

Абаканом, Республикой Хакасией.

В

подборе

тематики

разделение

на

старший

возраст

и

подготовительный не было, у детей подготовительной группы увеличивался

за

счёт

уже

имеющихся

знаний.

Было

интересно

наблюдать

за

высказываниями и действиями детей подготовительной группы относительно

старшей. В результате проделанной работы дети стали более активными

участниками образовательного процесса, что даёт мне веру в то, что эту

активность они перенесут и в будущее.



В раздел образования