Напоминание

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества в различных режимных процессах


Автор: Калашникова Лилия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 7
Населённый пункт: город Армавир
Наименование материала: Материал из опыта работы
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества в различных режимных процессах
Раздел: дошкольное образование





Назад




Калашникова Лилия Васильевна,

воспитатель МАДОУ № 7

г. Армавир

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами устного

народного творчества в различных режимных процессах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования ставит перед образовательным учреждением задачу приобщения

детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с

учетом этнокультурной ситуации развития ребенка, а фольклор наилучшим

образом позволяет использовать эти традиции для развития личности ребенка,

формирования

у

него

необходимых

для

социализации

знаний,

умений

и

навыков, в частности, навыков устной речи.

Одной из главных ценностей дошкольного возраста является высокая

эмоциональная

отзывчивость

на

художественное

слово,

способность

неоднократно ярко переживать описанные события и с волнением следить за

развитием сюжета.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное

использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности

развивает

устную

речь

ребенка,

его

фантазию

и

воображение,

влияет

на

духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни

ребенка приобщать его к народной поэзии.

Потешки,

считалки,

заклички

являются

богатейшим

материалом

для

развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим

ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него

интонационную выразительность.

С колыбельными песнями знакомим детей еще в раннем возрасте, что

позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать

лексическую и грамматическую стороны речи.

Для

решения

всех

перечисленных

задач

речевого

развития

детей

подобрали и составили картотеку игр на основе детского фольклора. А также

изготовили ларец со сказками, кота– Боюна, Сороку белобоку, Кота Василия для

внесения и обыгрывания игр и игровых заданий.

В

работе

с

детьми

младшего

дошкольного

возраста

целесообразно

использовать малые фольклорные формы как на специально организованных

занятиях,

так

в

различных

режимных

процессах.

Это

способствует

безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать

положительное отношение к детскому саду.

Для организации процесса кормления используем игровой прием - приход

сороки-

белобоки,

чтение

потешки

одноименной

в

специально

созданной

ситуации.

Воспитатель,

держа

сороку,

изображает

приготовление

каши

с

помощью большой ложки, дети проговаривают слова потешки за взрослым,

имитируя движения пальцами рук. Все это побуждает детей в дальнейшем к

организации

самостоятельных

игр

с

использованием

потешек,

связанных

с

приемом

пищи.

Появление

сороки-белобоки

во

время

кормления

заинтересовывает

детей,

стимулирует

быстро

и

аккуратно

есть.

Сочетание

действий с сорокой с художественным словом помогает «заговорить» ребенка,

настроить на прием пищи. В качестве поощрения (тех, кто красиво, аккуратно, с

аппетитом ест) к детям приходит матрешка, как символ народного творчества,

привлекает

дошкольников

своей

красотой

и

заинтриговывает:

какая

же

следующая

игрушка

придет

к

ним

в

гости.

В

дальнейшем

дети

стали

проигрывать ситуации, в которых они приходят в гости, их встречают хозяева

дома и приглашают за стол. Дети с интересом вместе с сорокой варят кашу,

подчуют игрушки.

Игровая деятельность пронизывает весь детский день. Игровые задания,

книжки со сказками, потешками мы вносим с помощью ларца сказок. Его

используем в качестве сюрпризного момента. Первоначально мы познакомили

со значением слова ларец, его назначением. Дети с интересом ждут новых игр и

заданий, которые хранятся в ларце. С удовольствием обнаруживают не только

задания на бумаге, но и предметы с которыми в дальнейшем разворачивается

деятельность.

Например,

вначале

мы

читаем

потешку,

показывая

картинку,

обсуждаем значение новых слов, изображение на картинке, обогащая новыми

словами

прилагательными,

словами-действиями.

Снова

читаем

потешку,

повторяем ее вместе с детьми, обыгрываем (рассказываем ее с помощью жестов

и мимики), успешным является использование музыкального проигрывания:

простукивания, пропевания и пр., в дальнейшем предлагаем игрушки по теме

потешки, где дети совместно со взрослыми обыгрывают ее действия.

Как правило, новые игры (которые содержат тексты устного народного

творчества), элементы костюмов для инсценировок «приносит» кот Василий.

Его появление говорит детям, как правило, о подвижных народных играх.

Благодаря этому приему дети быстро организовываются, настраиваются на

игру, соблюдают правила игры (кот отслеживает соблюдение правил, вовремя

«корректирует» их поведение).

Всем известно, что дети с небольшой охотой идут спать. Однако ситуация

резко изменилась, благодаря появлению кота-баюна, который очень красив,

мягок, к тому же поет колыбельные песни, рассказывает добрые сказки. Быстро

попасть

в

спальню

помогает

мягкое

мурлыкание

кота,

которое

заинтересовывает детей. Периодическая смена потешки о коте, которую читаем

непосредственно в спальне, позволяет уловить его настроение, обогатить речь

детей (они совместно со взрослым произносят известный текст). Внесенная

игрушка помогает успокоить детей, достаточно быстро снизить двигательную

активность

детей,

а

колыбельные

песни

(или

сказки)

заставляют

детей

прислушаться, настраиться на отдых, успокаиться и спокойно заснуть.

Итак,

систематическое

и

планомерное

ознакомление

с

фольклором

в

младшем

дошкольном

является

предпосылкой

полноценного

овладения

ребёнком родным языком, создает фундамент для формирования на следующем

этапе

жизни

ребенка

в

дошкольном

детстве

эстетического

восприятия

художественной литературы.



В раздел образования