Автор: Салемгареева Алиса Маратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7 Рябинушка"
Населённый пункт: Республика Татарстан, город Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие внимания у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в рамках ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
Развитие внимания у детей дошкольного возраста в различных видах
детской деятельности в рамках ФГОС ДО
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью
получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.
п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко). К
продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование,
рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из
природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют
важную роль в развитии ребенка - дошкольника.
Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и,
наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития
психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом
связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой
сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим
воспитанием дошкольников. Эти действия развивают не только образные
формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение
планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность
проявления им созидательной активности, инициативности при создании
рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и
подарить другим. В процессе изобразительной деятельности и
конструирования у детей формируется способность к целенаправленной
деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-
эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер
продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению
отражать окружающую его действительность и создавать те или иные
образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного
мышления, творческой активности ребенка. Важно у детей воспитывать
эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать
прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении
сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту,
что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.
Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических
чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие
возможности для познания прекрасного, для развития у детей
эмоциональноэстетического отношения к действительности. Продуктивная
деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты,
формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию
творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения
дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного
воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ,
закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и
воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности,
умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до
конца. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому,
так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии
этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка
оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и
этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие
форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и
др.).
В процессе хорошо организованного обучения изобразительной деятельности
учащиеся с нарушением интеллекта развиваются во многих отношениях. В
связи с этим возникает необходимость изучения ее влияния на формирование
познавательной деятельности (восприятия, мышления, речи, внимания,
памяти, воображения), качеств и умений, необходимых в труде
(целенаправленности деятельности, самоконтроля, планирования).
В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку
развивающе-коррекционного значения рисования. Он говорит о возможности
нахождения такого соотношения различных видов рисования (по
представлению и с натуры), которое обеспечит его эффективное влияние на
развитие познавательной деятельности (Головина Т.Н.).
Многие педагоги и психологи подчеркивают, что процесс изображения
предмета независимо от его художественного исполнения имеет большое
познавательное значение. Рисование помогает учащимся лучше усваивать
знания по различным школьным дисциплинам, поскольку оно активизирует
внимание. Так, например, методист К.П. Ягодовский справедливо указывает,
что «зарисовка, с одной стороны, приводит к более тщательному
наблюдению, а с другой — имеет огромное значение не только для прочности
запоминания формы, величины, цвета и других сторон изучаемых явлений,
но во многих случаях также и для фиксации в сознании учащихся многих
существенных признаков и особенностей». Воспроизводя в рисунке
предметы и явления, школьники глубже познают окружающую
действительность. В изображаемом предмете они усматривают такие детали
и частности, которые ими не замечались до рисования (Ягодовский К.П.).
А.Н. Граборов отмечает, чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке
с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал
организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число
рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый
предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма
(Ягодовский К.П.).
Соответственно, рисование является одним из эффективных средств
наглядного обучения учащихся. На занятиях тем или иным учебным
предметом педагогу полезно возможно чаще предлагать рисовать ученикам и
самому выполнять рисунки на классной доске.
Среди основных средств обучения изобразительной деятельности важное
место занимает педагогическое рисование – выполнение рисунков (на доске)
учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как
практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями. С особой
категоричностью эту мысль подчеркивает Л.Ф. Кейран, утверждающий, что
рисование на доске представляет собой проблему общепедагогического
значения, ибо умением рисовать, как и говорить, должен владеть каждый
учитель (Грошенков И.А.).
Основное достоинство выполненного на доске рисунка – простота, четкость и
лаконичность изображения. При этом вполне допустимо известное
обобщение формы путем упрощения деталей и подчеркивания, выделения
характерных, наиболее существенных признаков.
Итаке, важная роль внимания в изобразительной деятельности объясняется
специфическими особенностями творческой деятельности художника. В
процессе изобразительной деятельности особое значение имеет внешнее
выражение внимания. Это объясняется следующим: во-первых, любой
момент активной работы художника карандашом, кистью, скарпелем
характеризуется наличием ярко выраженной специфической позы, мимики,
внимания. Поэтому по внешнему выражению внимания художника можно
определить уровень активности анализа натуры, своего рисунка, определись
степень сосредоточенности художника в процессе изобразительной
деятельности и на этой основе направить дальнейшую изобразительную
деятельность. Имеются в виду, как самоконтроль художника, так и замечания
со стороны товарищей, преподавателя.
Второй момент, благодаря которому внешнее выражение внимания имеет в
изобразительном искусстве исключительно важное значение, заключается в
том, что передача внешнего выражения внимания у человека является одной
из основных задач изобразительного искусства. При этом считается, что чем
точнее и правдивее передано это состояние человека, тем более глубоко
вскрыто в художественном произведении психологическое состояние изоб-
ражаемого человека, тем более выразительно передается художественный
образ.