Напоминание

"Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе"


Автор: Толчёнов Игорь Олегович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Красное
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе"
Раздел: полное образование





Назад




Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе

Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью

педагогических

условий,

проблем,

способов

их

решений.

Процессы,

происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к

снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих сёлах

школа стала малочисленной. Каким же должно быть содержание обучения в

сельской

малочисленной

школе?

Каковы

особенности

учебно-

воспитательного

процесса

в

специфических

условиях

класса

малой

наполняемости, без учёта которых этот процесс будет малоэффективным?

Какой

должна

быть

организация

учебных

занятий,

форм

и

видов

деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в

условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика,

общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения,

способности

адаптироваться

при

необходимости

к

условиям

"большого"

коллектива?

На

организацию

учебного

процесса

в

малочисленной

школе

влияет

её

социальное

окружение.

Условия

сельского

социума,

воспитательный

и

образовательный

потенциал

социального

окружения,

природы необходимо учитывать при организации учебного процесса. При

организации

обучения

необходимо

учитывать

те

проблемы,

которые

выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских

м а л оч и с л е н н ы х

ш ко л :

н и з к и й

у р о в е н ь

с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,

коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и

предприимчивости,

неумение

быстро

адаптироваться

в

новых

условиях.

Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает

малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и

создаёт определённые проблемы для учителя и ребёнка. Одним из способов

решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является

организация занятий с разновозрастной группой детей. В зависимости от

наполняемости

классов,

изучаемой

темы

и

формы

занятия

возможно

объединение от двух классов и более. В нашей школе уже в этом году

преподавание ведется одновременно в 10 и 11классах.

В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные

занятия

могут

быть

однотемные

и

разнотемные.

Однотемные

занятия

проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг

изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия

проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные

занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть

единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. В частности,

такими занятиями могут быть: - решение задач; - повторение материала; -

экскурсии в природу и на производство; - занятия дополнительного чтения

литературы по технологии; - итоговые занятия. Урок в малокомплектной

школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы

учащихся

под

руководством

учителя

и

самостоятельной

деятельности

школьников.

Однако

главная

и

наиболее

сложная

по

характеру

специфическая

особенность уроков состоит в том, что методические приемы нуждаются в

видоизменении,

модификации,

обусловленной

условиями

одновременной

работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного

учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того,

работает

ли

он

с

одним

классом

или

одновременно

с

несколькими,

то

модификация

приемов

касается

учебной

деятельности

детей

на

этапах

подготовки к восприятию нового и закреплению его. На этапе подготовки к

усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом,

как

правило,

обращается

к

формам

коллективной

работы:

сам

проводит

беседу,

фиксируя

внимание

детей

на

необходимых

фактах,

явлениях,

признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя

их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В

условиях занятий нескольких классов этап подготовки меняется: функция

учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и

приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим

занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя

распадается

на

два

этапа

-

введение

и

обобщение,

подведение

итогов,

разрываемых работой учащихся, и связанное одной целью - подготовить

учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого

этапа во многом зависит от характера заданий. Этап объяснения нового

материала

завершается

обычно

показом

учителем

приемов

применения

полученных

знаний

в

практической

деятельности.

На

этапе

закрепления

учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем

многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи

учителя. В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности,

поэтому после объяснений приемов использования новых знаний учащиеся

переходят

к

самостоятельной

письменной

работе.

Функцию

руководства

учителя

в

этом

случае

должны

выполнять

карточки

или

таблицы,

указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в

определенной

последовательности

приемов

работы.

Этап

закрепления

в

малокомплектной

школе

обязательно

должен

завершиться

коллективной

проверкой правильности результатов.

В

связи

с

этим

поиски

практиков

и

ученых

идут

в

направлении

приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к

условиям работы массовой школы.



В раздел образования