Автор: Толчёнов Игорь Олегович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Красное
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе"
Раздел: полное образование
Преподавание технологии в малокомплектной сельской школе
Сельская школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью
педагогических
условий,
проблем,
способов
их
решений.
Процессы,
происходящие в обществе, ухудшение демографической ситуации привели к
снижению численности детей школьного возраста на селе. Во многих сёлах
школа стала малочисленной. Каким же должно быть содержание обучения в
сельской
малочисленной
школе?
Каковы
особенности
учебно-
воспитательного
процесса
в
специфических
условиях
класса
малой
наполняемости, без учёта которых этот процесс будет малоэффективным?
Какой
должна
быть
организация
учебных
занятий,
форм
и
видов
деятельности учащихся, чтобы достичь главной цели учебного процесса в
условиях сельской малочисленной школы: формирование личности ученика,
общекультурное развитие, воспитание интереса к учению, навыков общения,
способности
адаптироваться
при
необходимости
к
условиям
"большого"
коллектива?
На
организацию
учебного
процесса
в
малочисленной
школе
влияет
её
социальное
окружение.
Условия
сельского
социума,
воспитательный
и
образовательный
потенциал
социального
окружения,
природы необходимо учитывать при организации учебного процесса. При
организации
обучения
необходимо
учитывать
те
проблемы,
которые
выявлены в процессе изучения состояния педагогического процесса сельских
м а л оч и с л е н н ы х
ш ко л :
н и з к и й
у р о в е н ь
с а м о с т о я т е л ь н о с т и ,
коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и
предприимчивости,
неумение
быстро
адаптироваться
в
новых
условиях.
Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает
малочисленность классов, которая имеет как положительные стороны, так и
создаёт определённые проблемы для учителя и ребёнка. Одним из способов
решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности является
организация занятий с разновозрастной группой детей. В зависимости от
наполняемости
классов,
изучаемой
темы
и
формы
занятия
возможно
объединение от двух классов и более. В нашей школе уже в этом году
преподавание ведется одновременно в 10 и 11классах.
В зависимости от содержания учебного материала разновозрастные
занятия
могут
быть
однотемные
и
разнотемные.
Однотемные
занятия
проводятся в тех случаях, когда у учащихся разных классов есть общий круг
изучаемых на разных уровнях вопросов и понятий. Разнотемные занятия
проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные
занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть
единый вид учебно-познавательной деятельности учащихся. В частности,
такими занятиями могут быть: - решение задач; - повторение материала; -
экскурсии в природу и на производство; - занятия дополнительного чтения
литературы по технологии; - итоговые занятия. Урок в малокомплектной
школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы
учащихся
под
руководством
учителя
и
самостоятельной
деятельности
школьников.
Однако
главная
и
наиболее
сложная
по
характеру
специфическая
особенность уроков состоит в том, что методические приемы нуждаются в
видоизменении,
модификации,
обусловленной
условиями
одновременной
работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного
учителя. Так как деятельность учителя не изменяется в зависимости от того,
работает
ли
он
с
одним
классом
или
одновременно
с
несколькими,
то
модификация
приемов
касается
учебной
деятельности
детей
на
этапах
подготовки к восприятию нового и закреплению его. На этапе подготовки к
усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом,
как
правило,
обращается
к
формам
коллективной
работы:
сам
проводит
беседу,
фиксируя
внимание
детей
на
необходимых
фактах,
явлениях,
признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя
их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В
условиях занятий нескольких классов этап подготовки меняется: функция
учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и
приемы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим
занятием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя
распадается
на
два
этапа
-
введение
и
обобщение,
подведение
итогов,
разрываемых работой учащихся, и связанное одной целью - подготовить
учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого
этапа во многом зависит от характера заданий. Этап объяснения нового
материала
завершается
обычно
показом
учителем
приемов
применения
полученных
знаний
в
практической
деятельности.
На
этапе
закрепления
учитель еще раз разъясняет приемы всему классу и закрепляет их путем
многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи
учителя. В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности,
поэтому после объяснений приемов использования новых знаний учащиеся
переходят
к
самостоятельной
письменной
работе.
Функцию
руководства
учителя
в
этом
случае
должны
выполнять
карточки
или
таблицы,
указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в
определенной
последовательности
приемов
работы.
Этап
закрепления
в
малокомплектной
школе
обязательно
должен
завершиться
коллективной
проверкой правильности результатов.
В
связи
с
этим
поиски
практиков
и
ученых
идут
в
направлении
приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к
условиям работы массовой школы.