Автор: Толчёнов Игорь Олегович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Красное
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе"
Раздел: полное образование
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том,
чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому
сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности
ребенка,
задача
школы
—
поддержать
ребенка
и
развить
его
способности,
подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких
учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна
работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить
всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в
жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни,
помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же
под
ней
понимают
системное
качество
личности,
которое
выражается
в
исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов
деятельности,
сочетающиеся
с
интересом
к
ним.
Вырастет
ли
из
ребенка
с
признаками
одаренности
талантливая,
гениальная
личность,
зависит
от
многих
обстоятельств.
В
мировой
психолого-педагогической
науке
существуют
различные
концептуальные
модели
одаренности.
Одной
из
наиболее
популярных
теоретических
моделей
одаренности
является
концепция,
разработанная
американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть
сочетание трех основных характеристик:
интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
креативности;
настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую
среду.
Фактически,
он
предлагает
относить
к
категории
одаренных
тех
детей,
которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В
своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.
Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную
схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только
одаренных
детей,
но
и
всех
остальных,
что
отвечает
задаче
массовой
школы.
Действительно,
детей,
обладающих
потенциальными
возможностями,
в
школе
достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не
востребованным.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта
связана
с
высокой
скоростью
переработки
и
усвоения
информации.
Но
одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным
кропотливым
занятиям.
Им
важны
принципиальные
вещи,
широкий
охват
материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они
требуют особого подхода, особой системы обучения.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы
из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта,
нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет
своей
педагогической
деятельности
я
занимаюсь
развитием
и
воспитанием
одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и
над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных и
областных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и
соседней областей.
Как я достигаю таких результатов?
Система
моей
работы
с
одаренными
детьми включает
в
себя
следующие
компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие
способностей
во
внеурочной
деятельности
(олимпиады,
конкурсы, кружковая работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде
всего,
одаренных
детей
надо
уметь
выявить.
Они
имеют
ряд
особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие
вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того,
диагностику
одаренности
я
провожу,
используя
классические
тесты
Айзенка,
Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все
возможное
для
развития
их
способностей.
Первым
помощником
в
этом
деле
является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков
учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и
задачи. Для многих тем курса технологии мною разработаны
системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные,
расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока технологии я стараюсь использовать дифференциацию:
для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с
недостающими
или
лишними
данными,
практические
задания
повышенной
сложности.На
уроках
я
стараюсь
показать
учащимся,
что
знание
технологии
необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую
беседы,
конкретные
примеры,
эксперименты,
качественные
задачи
фотографии,
грамоты и награды победителей различного уровня олимпиад, рассказы об их
дальнейшей
жизни
и
работе.
Считаю,
что
этот
материал
является
наглядным
примером применения технологических знаний.
Систематически
я
провожу
уроки
с
практической
направленностью,
включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о
применении технологических знаний в различных отраслях науки и техники, уроки-
экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на
большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору
профессии, к выходу в большую жизнь.
Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что
они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей:
1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В
практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение.
«Горизонтальное»
означает
расширение
изучаемой
области,
а «вертикальное»
-
более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета
(его иногда называют ускорением).
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим
предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания
через
курсы
повышения
квалификации,
методические
объединения
школы
и
района, областные научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную
работу по технологии. Между талантливыми ребятами, которые закончили школу и
учатся в ВУЗах области и России существует братство, духовный союз. Этих ребят
мы
приглашаем
на
встречи,
где
они
делятся
свои
впечатлениями
об
учебе,
школьными воспоминаниями, дают советы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы
являются
олимпиады.
Они
способствуют
выявлению
наиболее
способных
и
одаренных
детей,
становлению
и
развитию
образовательных
потребностей
личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому
труду
в
разных
областях,
научной
и
практической
деятельности.
В
2014году
Толчёнов
Д
(9класс)
стал
победителем
,
а
Бредихин
М.
(11класс)
призёром
регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по техноллогии, в 2015
году в этой же олимпиаде Толчёнов Д. и Юриков Д.
Работу
по
подготовке
к
олимпиадам
школьного
и
районного
уровней
я
провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после
уроков:
решаем
нестандартные
задачи,
выполняем
практические
работы
и
занимаемся творческим проектированием.
Немаловажным
считаю
и
создание
условия
для
развития
всесторонней
личности.
Как
известно,
питание
и
режим
дня
является
основной
предпосылкой
взаимоотношений
между
организмом
и
окружающей
средой.
Очевидно,
что
неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и
социальному
развитию.
Недостаток
питания
оказывает
на
учёбу
тормозящее
воздействие.
Поэтому
я
беседую
с
родителями
о
режиме
дня
ребёнка,
о
полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь
того,
чтобы
ребенок
занимался
работой
над
собой,
то
есть
самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать
творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.
Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед,
дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что
«Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».
Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб
физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы
ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались
дополнительно спортом дома.
Я
много
беседую
с
талантливыми
ребятами.
На
этих
психологических
консультациях
я
обучаю
ребенка
приемам
регулирования
своей
умственной
деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их
слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития
работы
своего
интеллекта,
смены
стратегий
переработки
информации,
стимулировании
или
сдерживании
интеллектуальных
операций,
предсказании,
планировании, регулирую режим дня.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу
за
тем,
чтобы
творческий
потенциал
не
был
растрачен
впустую,
а
лишь
приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо
много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
Список использованной литературы:
1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр
социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.
2. Интернет-материалы.6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова
// Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибгос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.