Напоминание

"Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе"


Автор: Толчёнов Игорь Олегович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Красное
Населённый пункт: село Красное, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе"
Раздел: полное образование





Назад




Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том,

чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому

сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.

Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности

ребенка,

задача

школы

поддержать

ребенка

и

развить

его

способности,

подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия

рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких

учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна

работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои

вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить

всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в

жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни,

помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же

под

ней

понимают

системное

качество

личности,

которое

выражается

в

исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов

деятельности,

сочетающиеся

с

интересом

к

ним.

Вырастет

ли

из

ребенка

с

признаками

одаренности

талантливая,

гениальная

личность,

зависит

от

многих

обстоятельств.

В

мировой

психолого-педагогической

науке

существуют

различные

концептуальные

модели

одаренности.

Одной

из

наиболее

популярных

теоретических

моделей

одаренности

является

концепция,

разработанная

американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть

сочетание трех основных характеристик:

интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

креативности;

настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую

среду.

Фактически,

он

предлагает

относить

к

категории

одаренных

тех

детей,

которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В

своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную

схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только

одаренных

детей,

но

и

всех

остальных,

что

отвечает

задаче

массовой

школы.

Действительно,

детей,

обладающих

потенциальными

возможностями,

в

школе

достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не

востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта

связана

с

высокой

скоростью

переработки

и

усвоения

информации.

Но

одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным

кропотливым

занятиям.

Им

важны

принципиальные

вещи,

широкий

охват

материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они

требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы

из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта,

нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет

своей

педагогической

деятельности

я

занимаюсь

развитием

и

воспитанием

одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и

над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных и

областных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и

соседней областей.

Как я достигаю таких результатов?

Система

моей

работы

с

одаренными

детьми включает

в

себя

следующие

компоненты:

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие

способностей

во

внеурочной

деятельности

(олимпиады,

конкурсы, кружковая работа);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде

всего,

одаренных

детей

надо

уметь

выявить.

Они

имеют

ряд

особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие

вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того,

диагностику

одаренности

я

провожу,

используя

классические

тесты

Айзенка,

Беннета, Амтхауэра.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все

возможное

для

развития

их

способностей.

Первым

помощником

в

этом

деле

является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков

учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и

задачи. Для многих тем курса технологии мною разработаны

системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные,

расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.

На всех этапах урока технологии я стараюсь использовать дифференциацию:

для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с

недостающими

или

лишними

данными,

практические

задания

повышенной

сложности.На

уроках

я

стараюсь

показать

учащимся,

что

знание

технологии

необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую

беседы,

конкретные

примеры,

эксперименты,

качественные

задачи

фотографии,

грамоты и награды победителей различного уровня олимпиад, рассказы об их

дальнейшей

жизни

и

работе.

Считаю,

что

этот

материал

является

наглядным

примером применения технологических знаний.

Систематически

я

провожу

уроки

с

практической

направленностью,

включающие в себя задачи политехнического содержания, доклады учащиеся о

применении технологических знаний в различных отраслях науки и техники, уроки-

экскурсии на предприятия. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на

большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору

профессии, к выходу в большую жизнь.

Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что

они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного? Есть несколько путей:

1) ускорение обучения, т. е. курс за меньшее время, 2) обогащение обучения. В

практике свой работы использую «горизонтальное» и «вертикальное» обогащение.

«Горизонтальное»

означает

расширение

изучаемой

области,

а «вертикальное»

-

более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области предмета

(его иногда называют ускорением).

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим

предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания

через

курсы

повышения

квалификации,

методические

объединения

школы

и

района, областные научно-практические конференции.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную

работу по технологии. Между талантливыми ребятами, которые закончили школу и

учатся в ВУЗах области и России существует братство, духовный союз. Этих ребят

мы

приглашаем

на

встречи,

где

они

делятся

свои

впечатлениями

об

учебе,

школьными воспоминаниями, дают советы.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы

являются

олимпиады.

Они

способствуют

выявлению

наиболее

способных

и

одаренных

детей,

становлению

и

развитию

образовательных

потребностей

личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому

труду

в

разных

областях,

научной

и

практической

деятельности.

В

2014году

Толчёнов

Д

(9класс)

стал

победителем

,

а

Бредихин

М.

(11класс)

призёром

регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по техноллогии, в 2015

году в этой же олимпиаде Толчёнов Д. и Юриков Д.

Работу

по

подготовке

к

олимпиадам

школьного

и

районного

уровней

я

провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после

уроков:

решаем

нестандартные

задачи,

выполняем

практические

работы

и

занимаемся творческим проектированием.

Немаловажным

считаю

и

создание

условия

для

развития

всесторонней

личности.

Как

известно,

питание

и

режим

дня

является

основной

предпосылкой

взаимоотношений

между

организмом

и

окружающей

средой.

Очевидно,

что

неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и

социальному

развитию.

Недостаток

питания

оказывает

на

учёбу

тормозящее

воздействие.

Поэтому

я

беседую

с

родителями

о

режиме

дня

ребёнка,

о

полноценном витаминизированном питании.

Добиваюсь

того,

чтобы

ребенок

занимался

работой

над

собой,

то

есть

самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать

творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию.

Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед,

дорога не запоминается, а так по которой сам прошел вовек не позабудется, и что

«Талант - это 1 % способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб

физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы

ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались

дополнительно спортом дома.

Я

много

беседую

с

талантливыми

ребятами.

На

этих

психологических

консультациях

я

обучаю

ребенка

приемам

регулирования

своей

умственной

деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их

слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития

работы

своего

интеллекта,

смены

стратегий

переработки

информации,

стимулировании

или

сдерживании

интеллектуальных

операций,

предсказании,

планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу

за

тем,

чтобы

творческий

потенциал

не

был

растрачен

впустую,

а

лишь

приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо

много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Список использованной литературы:

1. Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр

социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2. Интернет-материалы.6. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова

// Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосибгос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.



В раздел образования