Автор: Бовкун Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 38
Населённый пункт: с.Отрадо-Кубанское,Гулькевичский район,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №38 с. Отрадо-Кубанского муниципального образования
Гулькевичский район
«Нравственно
-
патриотическое
воспитание
детей
в
детском
саду»
Воспитатель: Бовкун Л.П.
2018 год
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой
фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и
традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней
культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на
территории России».
В.В. Путин
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС
актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном
возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные
способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно
для развития патриотизма и духовности.
Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию,
следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине,
чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей
страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в
привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о
таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные
советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное
образовательное учреждение.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные
задачи в данном направлении:
-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя
своего народа или нации;
-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей
страны;
-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим
взрослым, людям других национальностей;
-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы
работы с детьми:
-занятия в соответствии с темами;
-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы
патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр
телепередач и фильмов);
-работа с родителями;
-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края,
посещение музеев и выставок.
Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста,
именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных
ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления,
связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным
защитником своей страны.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев
системы воспитательной работы.
Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для
целенаправленного результативного осуществления воспитательно-
образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и
практический багаж.
Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с
создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый
день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми
друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к
родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается
формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное
образование - чувство любви к своему Отечеству.
Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания,
развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному
краю.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты,
чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему
народу, его обычаям, традициям.
2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки,
песенки, пословицы, поговорки.
3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края,
страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему
живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в
названиях улиц и т. д.)
Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его
дом, и деревце под окном, и пение птички - все это Родина. Дошкольное
детство – важнейший период становления личности человека, когда
закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются
первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования
высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя
многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через
детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности
патриота.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать
красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны
красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда
дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это
наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые
высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с
детства любить природу, любить Родину.
Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к
родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев,
произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за
сохранение природы родного края. Любить свой город – значит и любить
природу в нем. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей
формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить.
Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей
от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-
образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и
закрепит знания и впечатления.
Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении
государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к
гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей
нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую
представления о том, что России – многонациональная страна с
самобытными, равноправными культурами. У детей развиваю основы
гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей
стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов
семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их
фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия,
как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой
подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим
свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.
Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь
воздвигнуты памятники.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным
ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре
своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к
отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой
живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять,
что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к
поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные
произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок,
обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они
выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как
спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного
творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и
способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными
историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно
наглядно-образное мышление. Я в этом не испытываю трудности, так как в
нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка
открывается возможность первого проникновения в историю быта родного
края.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей
является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его
результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в
разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой»,
«Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!». Постепенно от прогулки и
экскурсий, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ
родного края, своей малой Родины. Это и аллея около детского сада,
сосновый бор, и живописная тропинка на Кабалинских родниках. Все это
закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей
Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому
воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего
поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-
патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое
прошлое и настоящее России.
Литература:
1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная
группа, Москва, 2008 г.
3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,
Сфера, Москва, 2009 г.
4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»,
Мозаика-синтез, Москва,2008 г.