Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду"


Автор: Бовкун Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 38
Населённый пункт: с.Отрадо-Кубанское,Гулькевичский район,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №38 с. Отрадо-Кубанского муниципального образования

Гулькевичский район

«Нравственно

-

патриотическое

воспитание

детей

в

детском

саду»

Воспитатель: Бовкун Л.П.

2018 год

Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой

фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и

традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней

культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на

территории России».

В.В. Путин

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС

актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном

возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные

способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно

для развития патриотизма и духовности.

Исследовав методические рекомендации по патриотическому воспитанию,

следует отметить, что патриотизмом является чувство любви к Родине,

чувства долга к ней, готовность в любой момент встать на защиту своей

страны. Дом и семья – важнейший институт, оказывающий помощь ребенку в

привитии теплых чувств к Родине. Многие родители не задумываются о

таком направлении в развитии ребенка, поэтому, просветить и дать ценные

советы по воспитанию патриотизма в дошкольниках призвано и дошкольное

образовательное учреждение.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные

задачи в данном направлении:

-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя

своего народа или нации;

-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей

страны;

-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим

взрослым, людям других национальностей;

-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы

работы с детьми:

-занятия в соответствии с темами;

-увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы

патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр

телепередач и фильмов);

-работа с родителями;

-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края,

посещение музеев и выставок.

Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста,

именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных

ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления,

связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным

защитником своей страны.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев

системы воспитательной работы.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для

целенаправленного результативного осуществления воспитательно-

образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и

практический багаж.

Конечно, начинала работу по гражданско-патриотическому воспитанию с

создания для детей теплой, уютной атмосферы. Старалась, чтобы каждый

день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми

друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к

родной семье, родному детском саду, родной улице, начинается

формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное

образование - чувство любви к своему Отечеству.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания,

развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному

краю.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты,

чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему

народу, его обычаям, традициям.

2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки,

песенки, пословицы, поговорки.

3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края,

страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему

живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в

названиях улиц и т. д.)

Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его

дом, и деревце под окном, и пение птички - все это Родина. Дошкольное

детство – важнейший период становления личности человека, когда

закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Этот возраст – имеет свои потенциальные возможности для формирования

высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя

многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать

красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны

красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда

дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это

наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые

высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с

детства любить природу, любить Родину.

Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, я прививаю детям любовь к

родной природе, закрепляю знания о растениях, разных породах деревьев,

произрастающих в нашей местности, формирую чувство ответственности за

сохранение природы родного края. Любить свой город – значит и любить

природу в нем. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей

формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить.

Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей

от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-

образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и

закрепит знания и впечатления.

Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении

государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к

гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей

нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую

представления о том, что России – многонациональная страна с

самобытными, равноправными культурами. У детей развиваю основы

гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей

стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов

семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их

фронтовых и трудовых подвигах, я прививаю детям такие важные понятия,

как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой

подвиг. Подвожу ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим

свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей.

Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь

воздвигнуты памятники.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным

ценностям, и традициям русского народа. Приобщаю детей и к культуре

своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к

отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой

живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять,

что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к

поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,

трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные

произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок,

обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они

выражают сочувствие попавшим в беду, как борятся за справедливость, как

спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного

творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и

способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными

историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно

наглядно-образное мышление. Я в этом не испытываю трудности, так как в

нашем ДОУ создан мини-музей «Русская изба». Именно здесь для ребенка

открывается возможность первого проникновения в историю быта родного

края.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей

является труд. Приобщая их к труду, формирую ответственность за его

результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в

разнообразных природоохранных акциях: «Поможем птицам зимой»,

«Утеплим деревья», «Елка, елочка живи!». Постепенно от прогулки и

экскурсий, от беседы и чтения книги, у детей складывается прекрасный образ

родного края, своей малой Родины. Это и аллея около детского сада,

сосновый бор, и живописная тропинка на Кабалинских родниках. Все это

закладывает у детей первые основы патриотизма. Дети – будущее нашей

Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому

воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего

поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-

патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое

прошлое и настоящее России.

Литература:

1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.

2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», подготовительная

группа, Москва, 2008 г.

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»,

Сфера, Москва, 2009 г.

4. И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду»,

Мозаика-синтез, Москва,2008 г.



В раздел образования