Напоминание

"Орган слуха"


Авторы: Ковчик Наталья Александровна, Гришанина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1561
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: "Орган слуха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель: Познакомить детей со строением и значением органа слуха.

Задачи:

Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха

Показать значимость этого органа для человека

Познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха

Обсудить вопросы гигиены слуха

Продолжить формирование способности к наблюдению и

самонаблюдению, к анализу полученных результатов

Материалы и оборудование:

У каждого ребенка: Воронка, склеенная из плотной бумаги.

У педагога: пластмассовая воронка, вода, картон, бумага легко промокаемая,

различные муз. инструменты, мелкие различно звучащие предметы - любые,

горошинка.

Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, фронтальное и

демонстрационное экспериментирование, игра, беседа.

Ход занятия:

В-ль: Ребята, давайте встанем, поздороваемся с гостями. Садитесь.

Ребята, почему вы выполнили, то, что я говорила? (Услышали команду).

В-ль: Скажите, что помогло вам услышать мои команды? (Уши). А как вы

думаете, для чего они нужны? (Слышать приближение опасности, гудок

машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними,

слышать музык, звуки природы, по звуку узнавать предметы и др.).

В-ль: Давайте рассмотрим ухо друг друга. Что мы видим снаружи?

(Описание детей.)

В-ль: То, что вы описали, называется ушная раковина. Что же вы еще видите?

(необходимо направить внимание детей на наружный слуховой проход). Но

на самом деле– каждое ухо состоит из трёх частей и называются они:

наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Всё, что вы видите снаружи –

это наружное ухо. Наружное ухо мы моем по утрам.

Среднее и внутреннее ухо находятся глубоко в голове.

В-ль: Вы бы могли добраться пальчиком до конца прохода? (ответы) Все

правильно, конечно же, нет, природа сделала так, чтобы никто не смог туда

забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она

называется перепонка. Повторим это все вместе. Звук ударяется об эту

перепонку, и мы его слышим. Чтобы понять, как мы его слышим, проделаем

опыт. Представьте себе, что воронка, это ухо. Широкая часть воронки – это

ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который

проходит в ухо. А картон барабанная перепонка. Теперь смотрите и

слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и

ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит

перепонка. ( В-ль льет воду на картон через раковину. ).

В-ль: - Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями,

и открывать их. Все делаем по моему показу. (включаем магнитофон.

Вначале закрываем и открываем уши с небольшим интервалом, затем все

быстрее и быстрее. Дети повторяя это, слышат вибрирующий звук. Опишите,

что вы слышите. (ответы детей) А почему? Когда лучше слышно: при

открытых ушах или при закрытых? Почему?

Обязательно выслушать всех.

- Проделаем еще опыт. Заткнем воронку ватой. Почему не слышим удара

воды о картон? (Вода не проходит). Вот и звук не доходит до перепонки, если

уши закрыты.

В-ль: - Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие

обязанности, кроме слушания звуков. Кто желает провести эксперимент. Мы

завяжем тебе глаза, будем хлопать в ладоши, а ты говорить, где раздался

хлопок далеко или близко? То же самое повторяется и другим желающим.

Все наблюдают и делают вывод. Что скажите, можно ли определить с

помощью слуха расстояние? (ответы).

- Давайте поиграем еще в одну игру (с другими желающими). Можем ли мы

определить направление, откуда раздается звук. При помощи других детей,

попросить производит различные звуки с разных сторон. Выводы и ответы

детей.

- А теперь давайте поиграем в игру «Узнай по голосу». Завяжем глаза (по

желанию). Поставим в центр круга. Тот, кого на кого я укажу, позовет своего

товарища, (ребенок должен угадать, кто его позвал) Игра-опыт повторяются

2-3 раза. Усложним игру, при помощи изменении своего голоса (тот, кто зовет,

изменяет свой голос).

В-ль: Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки

выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к

ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда

мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. А если мы перестанем мыть

ушки. А чем это вредно, кто догадался?

(Ответы детей).

- А теперь представьте, что какой-нибудь ребенок решил ковырять булавкой

или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? ( перепонка

прорвется) Опыт с бумагой легко промокаемой . Показать как можно

проколоть перепонку и как можно её повредить при помощи очень сильного

звука. (бумага легко протыкается) Что произошло? (Ответы детей).

Почему мы не услышали звук? (ответы) Да вы правы. Вот так и человек

может остаться глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.

-Скажите, как же надо беречь свои уши? (ответы детей)

- А что может случиться, если вы нечаянно втолкнете в наружный слуховой

проход горошинку или конфету? Давайте посмотрим. (в-ль показывает

воронку, а в ней застряла горошинка, для чистоты эксперимента, лучше

пластилин). Как её достать оттуда? Попробуйте? (в-ль дает двоим-троим

попробовать достать, советы детей перевернуть и потрясти не помогают). Так

может быть и с вами, если в проход попадет мелкий предмет. Иногда и врачи

не могут его вытащить. А посторонний предмет не удалить, что может

произойти? (Ответы детей)

Мы с вами многое уже услышали, а теперь давайте послушаем тишину. Для

этого нам надо постараться соблюдать полную тишину. Кто же больше

услышит в ней звуков? (дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в

здании детского сада, на улице).

Вывод: Какие у вас хорошие уши.

А сейчас у нас будет очень шумный опыт. Я скажу вам слово. Вы его

повторите. Когда я махну рукой вы громко-громко закричите, а когда махну

второй раз- сразу же перестанете кричать. Начали.

Дерево. Дети повторяют и начинают кричать по взмаху руки. Шум

продолжается 3-5 секунд. Во время крика воспитатель произносит другое

любое слово. После восстановления тишины:

В-ль: Какое слово я произнесла. (ответы детей) Выясняется, что никто не

смог расслышать, какое слово было сказано.

В-ль: Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что произойдет с

вашим слухом? (Ответы детей) А если дома телевизор включен на полную

мощность, и вы, чтобы услышать друг друга, разговариваете еще громче?

Что тогда случится с нашим слухом? (ответы детей) Кто у нас любит

кричать? (Рома, Саша, Миша, Даша) Поняли, что от крика и шума страдает не

только тот, кто кричит, но и все остальные – и дети, и взрослые.

- Как вы думаете, уши важный орган? (Ответы детей) Зачем они нам

нужны?

Дети: Уши позволяют слышать, определять направление, и расстояние до

предмета, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио

и телевизор, избегать несчастных случаев.

В-ль: Нужно ли их беречь? (Да) А как?

Дети: Мыть уши, не кричать громко, не заталкивать в уши посторонние

предметы. А еще для здоровья очень полезен массаж.

Я сейчас вас научу делать массаж ушной раковины:

•Возьмитесь аккуратно пальцами за мочку и потяните вниз 10 раз. Затем

вверх 10 раз, и назад тоже 10 раз.

Сильно тянуть не надо! Наша задача – почувствовать приятное тепло, а не

оторвать ушки.

•Помассируем ушную раковину ладонями круговыми движениями 10 раз

вперёд и 10 раз назад.

•Теперь крепко прижмём ладони к ушам и резко их отведём – 10 раз.

•Помассируем козелок круговыми движениями.

•Обхватите свои ушные раковины средним и указательным пальцами и

лёгкими скользящими движениями, но тем не менее, достаточно энергично

разотрите их сверху вниз.

•И теперь разотрём ушную раковину ладонями.

Если уши стали тёплыми и покраснели, значит к ним прилила кровь – вы

сделали хороший массаж.



В раздел образования