Авторы: Ковчик Наталья Александровна, Гришанина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №1561
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект
Тема: "Орган слуха"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Познакомить детей со строением и значением органа слуха.
Задачи:
Дать простейшие понятия о строении и функционировании уха
Показать значимость этого органа для человека
Познакомить детей с методами профилактики нарушений слуха
Обсудить вопросы гигиены слуха
Продолжить формирование способности к наблюдению и
самонаблюдению, к анализу полученных результатов
Материалы и оборудование:
У каждого ребенка: Воронка, склеенная из плотной бумаги.
У педагога: пластмассовая воронка, вода, картон, бумага легко промокаемая,
различные муз. инструменты, мелкие различно звучащие предметы - любые,
горошинка.
Методы обучения: наблюдение, самонаблюдение, фронтальное и
демонстрационное экспериментирование, игра, беседа.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, давайте встанем, поздороваемся с гостями. Садитесь.
Ребята, почему вы выполнили, то, что я говорила? (Услышали команду).
В-ль: Скажите, что помогло вам услышать мои команды? (Уши). А как вы
думаете, для чего они нужны? (Слышать приближение опасности, гудок
машины, рычание зверя, слышать речь других людей и общаться с ними,
слышать музык, звуки природы, по звуку узнавать предметы и др.).
В-ль: Давайте рассмотрим ухо друг друга. Что мы видим снаружи?
(Описание детей.)
В-ль: То, что вы описали, называется ушная раковина. Что же вы еще видите?
(необходимо направить внимание детей на наружный слуховой проход). Но
на самом деле– каждое ухо состоит из трёх частей и называются они:
наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Всё, что вы видите снаружи –
это наружное ухо. Наружное ухо мы моем по утрам.
Среднее и внутреннее ухо находятся глубоко в голове.
В-ль: Вы бы могли добраться пальчиком до конца прохода? (ответы) Все
правильно, конечно же, нет, природа сделала так, чтобы никто не смог туда
забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она
называется перепонка. Повторим это все вместе. Звук ударяется об эту
перепонку, и мы его слышим. Чтобы понять, как мы его слышим, проделаем
опыт. Представьте себе, что воронка, это ухо. Широкая часть воронки – это
ушная раковина, узкая – наружный слуховой проход. Вода – это звук, который
проходит в ухо. А картон барабанная перепонка. Теперь смотрите и
слушайте. Воздух через ушную раковину идет к барабанной перепонке и
ударяется об нее. Перепонка дрожит. Чем сильнее звук, тем сильнее дрожит
перепонка. ( В-ль льет воду на картон через раковину. ).
В-ль: - Сейчас я включу музыку. Мы будем плотно закрывать уши ладонями,
и открывать их. Все делаем по моему показу. (включаем магнитофон.
Вначале закрываем и открываем уши с небольшим интервалом, затем все
быстрее и быстрее. Дети повторяя это, слышат вибрирующий звук. Опишите,
что вы слышите. (ответы детей) А почему? Когда лучше слышно: при
открытых ушах или при закрытых? Почему?
Обязательно выслушать всех.
- Проделаем еще опыт. Заткнем воронку ватой. Почему не слышим удара
воды о картон? (Вода не проходит). Вот и звук не доходит до перепонки, если
уши закрыты.
В-ль: - Сейчас выясним, могут ли уши выполнять какие-нибудь другие
обязанности, кроме слушания звуков. Кто желает провести эксперимент. Мы
завяжем тебе глаза, будем хлопать в ладоши, а ты говорить, где раздался
хлопок далеко или близко? То же самое повторяется и другим желающим.
Все наблюдают и делают вывод. Что скажите, можно ли определить с
помощью слуха расстояние? (ответы).
- Давайте поиграем еще в одну игру (с другими желающими). Можем ли мы
определить направление, откуда раздается звук. При помощи других детей,
попросить производит различные звуки с разных сторон. Выводы и ответы
детей.
- А теперь давайте поиграем в игру «Узнай по голосу». Завяжем глаза (по
желанию). Поставим в центр круга. Тот, кого на кого я укажу, позовет своего
товарища, (ребенок должен угадать, кто его позвал) Игра-опыт повторяются
2-3 раза. Усложним игру, при помощи изменении своего голоса (тот, кто зовет,
изменяет свой голос).
В-ль: Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки
выделяют особое вещество, которое называется серой. Сера густая, липкая, к
ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда
мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью. А если мы перестанем мыть
ушки. А чем это вредно, кто догадался?
(Ответы детей).
- А теперь представьте, что какой-нибудь ребенок решил ковырять булавкой
или тонкой палочкой в ухе. Что может произойти с перепонкой? ( перепонка
прорвется) Опыт с бумагой легко промокаемой . Показать как можно
проколоть перепонку и как можно её повредить при помощи очень сильного
звука. (бумага легко протыкается) Что произошло? (Ответы детей).
Почему мы не услышали звук? (ответы) Да вы правы. Вот так и человек
может остаться глухим на всю жизнь. Починить перепонку нельзя.
-Скажите, как же надо беречь свои уши? (ответы детей)
- А что может случиться, если вы нечаянно втолкнете в наружный слуховой
проход горошинку или конфету? Давайте посмотрим. (в-ль показывает
воронку, а в ней застряла горошинка, для чистоты эксперимента, лучше
пластилин). Как её достать оттуда? Попробуйте? (в-ль дает двоим-троим
попробовать достать, советы детей перевернуть и потрясти не помогают). Так
может быть и с вами, если в проход попадет мелкий предмет. Иногда и врачи
не могут его вытащить. А посторонний предмет не удалить, что может
произойти? (Ответы детей)
Мы с вами многое уже услышали, а теперь давайте послушаем тишину. Для
этого нам надо постараться соблюдать полную тишину. Кто же больше
услышит в ней звуков? (дети замолкают и слушают звуки, раздающиеся в
здании детского сада, на улице).
Вывод: Какие у вас хорошие уши.
А сейчас у нас будет очень шумный опыт. Я скажу вам слово. Вы его
повторите. Когда я махну рукой вы громко-громко закричите, а когда махну
второй раз- сразу же перестанете кричать. Начали.
Дерево. Дети повторяют и начинают кричать по взмаху руки. Шум
продолжается 3-5 секунд. Во время крика воспитатель произносит другое
любое слово. После восстановления тишины:
В-ль: Какое слово я произнесла. (ответы детей) Выясняется, что никто не
смог расслышать, какое слово было сказано.
В-ль: Представьте, что вы будете так кричать каждый день. Что произойдет с
вашим слухом? (Ответы детей) А если дома телевизор включен на полную
мощность, и вы, чтобы услышать друг друга, разговариваете еще громче?
Что тогда случится с нашим слухом? (ответы детей) Кто у нас любит
кричать? (Рома, Саша, Миша, Даша) Поняли, что от крика и шума страдает не
только тот, кто кричит, но и все остальные – и дети, и взрослые.
- Как вы думаете, уши важный орган? (Ответы детей) Зачем они нам
нужны?
Дети: Уши позволяют слышать, определять направление, и расстояние до
предмета, разговаривать друг с другом, петь песни, танцевать, слушать радио
и телевизор, избегать несчастных случаев.
В-ль: Нужно ли их беречь? (Да) А как?
Дети: Мыть уши, не кричать громко, не заталкивать в уши посторонние
предметы. А еще для здоровья очень полезен массаж.
Я сейчас вас научу делать массаж ушной раковины:
•Возьмитесь аккуратно пальцами за мочку и потяните вниз 10 раз. Затем
вверх 10 раз, и назад тоже 10 раз.
Сильно тянуть не надо! Наша задача – почувствовать приятное тепло, а не
оторвать ушки.
•Помассируем ушную раковину ладонями круговыми движениями 10 раз
вперёд и 10 раз назад.
•Теперь крепко прижмём ладони к ушам и резко их отведём – 10 раз.
•Помассируем козелок круговыми движениями.
•Обхватите свои ушные раковины средним и указательным пальцами и
лёгкими скользящими движениями, но тем не менее, достаточно энергично
разотрите их сверху вниз.
•И теперь разотрём ушную раковину ладонями.
Если уши стали тёплыми и покраснели, значит к ним прилила кровь – вы
сделали хороший массаж.