Автор: Ахметзянова Илюза Фидаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №74 "Айсылу"
Населённый пункт: Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем"
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в
процессе ознакомления с родным краем
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано
много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает
уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и
изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа,
его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов. О необходимости обращения
пристального внимания к проблеме воспитания патриотизма у детей
свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что
патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления
государства. И в этом значительная роль отводится образовательным
учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Проблема важности приобщения детей дошкольного возраста к изучения
родного края волновала умы многих выдающихся педагогов. Я. А. Каменский
в своем труде «Материнская школа» отмечал, что до шести лет ребенок
должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали
Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В
разработанную им систему воспитания был положен принцип народности,
главной чертой которого он считал патриотизм.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы
по данному вопросу, однако зачастую в ней освещаются лишь отдельные
стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах
деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного
вопроса.
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к
снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и
такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема
патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является
одной из наиболее актуальных.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника
невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в
детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные
взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и
прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо
сформировать представление о многообразии человеческих отношений,
рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями
поведения.
Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление
дошкольников с объектами социальной сферы города, района, социумом
ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться
там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет
учиться, воспитать любовь к родному городу. Знакомясь с родным городом,
его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в
определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях
и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой
культуры.
В связи с вышесказанным, успешность развития ребенка 5 – 7 лет при
знакомстве с родным городом станет возможной только при условии
активного взаимодействия детей с окружающим миром через свойственные
старшему дошкольному возрасту виды деятельности - игру, общение, труд,
наглядно-образное, наглядно-предметное обучение.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном
участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей
воспитанников.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет
достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю
своей страны, своего города. Педагог должен уметь отобрать те знания,
которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать
у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать
возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре,
достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство
сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.