Автор: Кожевникова Лариса Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Д/С №182"
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Истоки проявления детской агрессии
Раздел: дошкольное образование
Истоки проявления детской агрессии
Воспитатель МДОУ «ЦРР д\с №182» Кожевникова Л. Л.
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и
других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве
человека. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.
Агрессивное поведение-это наиболее распространенный способ реагирования на срыв
какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты, его цель-
устранение
препятствия.
Агрессия
может
быть
направлена
на
того,
кто
мешает
достижению
цели,
на
окружающие
предметы,
на
тех,
кто
не
виноват,
но
просто
«подвернулся
под
руку»
или
на
самого
себя,
так
называемая
аутоагрессия.
Можно
говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения
некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль).
Детская агрессивность-признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток
негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.
Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В
психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию.
В первые годы жизнь ребенка всецело зависит от родителей, особенно матери: именно
она
дает
ему
еду,
защиту,
обслуживает
и
согревает
чувством
любви
и
принятия.
Проявление агрессивности в этот период являются одним из механизмов привлечения
внимания и желания избавиться от чего-либо неприятного и мешающего.
Приходя в дошкольное учреждение, находясь в группе сверстников, ребенок старается
стать
в
этой
среде
желанным,
любимым,
защищенным
и
пользоваться
вниманием.
Коммуникативные
навыки
в
этом
возрасте
обычно
недостаточно
развиты,
процессы
возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы,
поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью
агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих
органические
поражения
головного
мозга,
социально
запущенных,
отвергаемых
родителями.
Изучая социальные условия в которых воспитывается ребенок, приобретенный навыки
общения, можно выявить истоки возникновения у ребенка агрессивного поведения.
К повышенной агрессивности располагают некоторые родительские приемы воспитания,
когда:
отец наставляет ребенка «Хочешь, чтобы тебя не обижали - бей всех подряд»;
родитель чрезмерно предупредительны;
родители эмоционально отвергают ребенка;
родители относятся к ребенку пренебрежительно или негативно.
Проявления агрессии со стороны детей в среде сверстников обусловлено стремлением:
привлечь к себе внимание сверстников;
получить желаемый результат;
защитить себя;
ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У
ребенка
раннего
возраста,
проявляющего
агрессию,
еще
не
сформированы
коммуникативные навыки, поэтому ребенок кричит, отнимает игрушку, требует, плачет.
Иногда такие дети испытывают подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в
себе. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок
бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не
дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Интерпретируя действия
других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со
стороны окружающих.
Часто
причинами,
провоцирующими
агрессивное
поведение
детей,
являются
психологические особенности:
недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
сниженный уровень саморегуляции;
неразвитость игровой деятельности:
нарушения в отношениях со сверстниками.
Следует
подчеркнуть,
что
в
большинстве
случаев
агрессивные
действия
детей
дошкольного возраста (особенно совсем маленьких) наблюдаются в ситуациях защиты
своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как
средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают
при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная
игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.
Опираясь
на
практический
опыт
работы
с
агрессивными,
детьми
и
анализируя
характерологические особенности этих детей, в детской психологии предлагается пять
ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
1.
Консультационная работа с родителями, направленная на снятие провоцирующих
факторов агрессивного поведения у детей.
Прежде, чем использовать педагогические воздействия, родители должны хорошо знать
индивидуальные
психофизические
особенности
своего
ребенка,
учитывать
условия
воспитания и развития ребенка, круг людей, оказывающих влияние на ребенка.
В раннем возрасте, в процессе наглядно-действенного познания окружающего мира,
ребенок
все
больше
проявляет
инициативы.
Заботливый
родитель
поддерживает
природное
любопытство
ребенка,
его
активность,
не
ограничивая
проявления
его
самостоятельности. Активно включаясь в совместную игровую деятельность, родителю
необходимо: выслушать ребенка, запастись терпением и предоставить возможность ему
поэкспериментировать, предупреждая негативные реакции при затруднениях; поощрять
успех ребенка, так как одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости. А
зарождающаяся
гордость-это
личностное
образование
раннего
детства.
Любящим
родителям необходимо содействовать развитию личности ребенка, способствуя развитию
самоуважения, чувства собственного достоинства, через оценку успехов в деятельности и
общении. Родитель, в отношениях с ребенком, является своеобразным проводником в мир
вещей, природы и людей. Без доброго отношения, без доверия, без чувства защищенности
невозможно безболезненное вхождение в этот мир, осознание, принятие собственного
«Я», любовь к себе. А без любви к себе не существует любви к другим, к природе, к
жизни.
2.
Обучение
ребенка
конструктивным
поведенческим
реакциям
в
проблемной
ситуации.
В раннем возрасте конфликтные ситуации часто возникают из-за игрушки, из-за желания
добиться расположения взрослого и похвалы. Необходимо объяснять ребенку, что он
должен делиться с другими детьми игрушками, ждать своей очереди, просить помощи,
если не можешь справиться сам, хвалить, малыша, говорить о конкретных поступках,
тогда
он
будет
понимать,
за
что
его
хвалят,
и
постарается
вести
себя
хорошо.
Но
необходимо делать и замечания, которые дают ребенку понять, почему вы не довольны его
поведением и показывают, что вы относитесь к нему как к равному. Если малыш дерется,
то
наиболее
эффективным
будет
замечание,
состоящее
из
трех
частей:
требования
прекратить
неподобающее
поведение,
причина,
по
которой
нужно
это
сделать,
и
альтернативного варианта поведения («Перестань драться, детям больно, когда ты их
бьешь, когда ты злишься, просто сядь в сторонку.»)
3.
Снижение уровня личностной тревожности и развитие позитивной самооценки.
Иногда
повышенная
агрессивность
диктуется
страхом.
Часто
гиперопекаемые
дети
испытывают трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у тех детей, чьи
родители сами много боятся, неуверенны в жизни. Иногда, после очередной конфликтной
ситуации
со
сверстником,
родители
из
жалости
к
ребенку
начинают
советовать
ему
ответить агрессией и конфликтная ситуация разрастается. Важно, чтобы родители поняли
- ребенок должен пройти свой путь, учиться быть самостоятельным, преодолевать свои
страхи.
4.
Формирование осознания собственных эмоций, чувств других людей.
Важно в раннем возрасте знакомить детей с языком эмоций, выразительными средствами
которыми являются: поза, мимика, жесты и учить пользоваться ими, как для выражения
собственных
чувств
и
переживаний,
так
и
для
лучшего
понимания
эмоционального
состояния других.
5.
Обучение
ребенка
отреагированию
(выражению)
своего
гнева
приемлемым
способом,
безопасным
для
себя
и
окружающих,
а
так
же
отреагированию
негативных ситуаций в целом.
Обнаружив у ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним выполняя
упражнения,
которые
помогут
обучить
его
приемлемым
способам
разрядки,
гнева
и
агрессии. Предлагаем некоторые из них:
комкать и рвать бумагу
бить подушку или боксерскую грушу
топать ногами
«Надуть злостью» воздушный шарик
втирать пластилин в картонку или бумагу
посчитать до десяти
динамические часы
игры с песком и водой
релаксационные минутки
Выполняя необычные упражнения и игры с детьми, вы не только поможете преодолеть
проблемы
агрессивного
поведения,
но
и
получите
огромную
радость
от
общения
с
ребенком, завоюете доверие и его дружбу.
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима
проработка
каждой
характерологической
особенности
данного
ребенка,
чтобы
коррекционная работа носила системный, комплексный характер.