Напоминание

Пластические материалы. Работа с пластом глины.


Автор: Алферова Людмила Васильевна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Нижегородская область. р.п Ардатов
Наименование материала: "Методическая разработка"
Тема: Пластические материалы. Работа с пластом глины.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая

разработка

Пластические

материалы

.

Работа

с

пластом

глины

.

Выполнила преподаватель отделения

изобразительного искусства Алферова Л.В

II

. Авторские наработки

.

Данная разработка является пособием для работы по программе

«

с

кульптура» в 3 классе детской школе искусств.

Тема: Пластические материалы.

Работа

с пластом глины.

Задача: развитие навыков и умений учащихся при работе с

пластическими материалами.

Данная тема является заключительным звеном в серии уроков,

посвященных керамике:

1.

Создание декоративных изделий из пласта

2.

Стилизация фигуры человека, животного, птицы

3.

Способы выполнения декора при изготовлении игрушки.

4.

Традиционная глиняная игрушка, некоторые примеры

авторских мастерских лепной игрушки – свистульки.

В качестве примера прилагается технология изготовления

ИГРУШКИ-СВИСТУЛЬКИ «ГАРМОНИСТ».

Цели и задачи:

1.

Знакомство с основными приемами и технологиями при

изготовлении работ из пласта;

2.

Способствовать развитию особых качеств творческого

воображения. Накопления практических навыков в работе с

материалами;

3.

Воспитание духовной культуры учащихся через эстетическое

восприятие окружающего мира.

Порядок работы :

1.

Организация рабочего места.

2.

Подготовка инструментов и материалов: промятая глина,

стеки, шликер, образцы для выполнения

Ход работы:

Выполнение игрушки-свистульки «

Г

армонист» состоит из нескольких

этапов:

И

зготовления головы и туловища с последующей доработкой и

дополнением деталями.

Последовательность изготовления головы:

1.

Скатываем шарик;

2.

Выглаживаем, намечаем глаза, примазываем нос уши;

3.

Примазываем бороду, волосы

4.

Стекой выполняем фактуру волос, бороды, глаза.

Поэтапность изготовления туловища:

1.

Раскатываем пласт округлой формы;

2.

Сворачиваем его в форму, напоминающую пирамиду

3.

Примазываем голову, одежду, валенки

4.

Примазываем гармонь, ладошки

5.

Выполнение декора на одежде штампами, с помощью стеки.

I.Научно-теоретическое и практическое обоснование

предлагаемых материалов.

Лепка способствует развитию творческого мышления, фантазии. Процесс

создания работы состоит нескольких этапов.

Самый важный этап - рождение идеи, образа. Нужно четко представлять, что

хочешь выразить, создать. Работу над образом начинают с поисковых

эскизов, так как при этом отбирается самый лучший по выразительности

вариант.

Чтобы работать с глиной, нудно знать о свойствах глины, о способе

приготовлении глины к работе.

Глина-это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода. Глина

образовалась в результате разрушения скальных пород в процессе

выветривания. По пластическому состоянию глины подразделяются на более

пластичные – жирные и менее пластичные – тощие.

В школе с детьми я работаю с двумя видами глин.

Природная красная глина.

В природе эта глина имеет зеленовато – коричневую окраску, которую ей

придает оксид железа. При обжиге в зависимости от температуры глина

приобретает красную окраску. Она легко разминается, большая эластичность

этого вида сырья позволяет использовать его для работ с глиняными

пластами и для моделирования небольших скульптур.

Белая глина.

Во влажном состоянии она светло – серая, а после обжига приобретает

белесый цвет или цвет слоновой кости. Белой глине свойственна

эластичность и она также хорошо подходит для работы с пластом.

При приготовление глины нужно соблюдать следующий порядок:

Сначала глину надо подсушить, затем разбить подсушенную массу

деревянным молотком, после этого поместить в емкость и залить водой,

чтобы она покрыла глину слоем 10 см, размешать и оставить, когда влага

испариться, глина готова.

Подготовка глиняной массы:

Перед работой глину тщательно переминаем, очищаем от различных

инородных примесей. Тщательная проминка позволит удалить из нее

пузырьки воздуха, способные «взорвать» изделие во время обжига. Глина не

должна быть очень мягкой, так как детали изделия не будут держать форму.

Готовая к работе глина не прилипает к рукам, легко поддается раскатыванию

и закручиванию в разные формы. Из пересушенной глины работать сложно,

так как изделия трескаются и ломаются при сгибе. Поэтому подготовка

глиняной массы один из важных подготовительных этапов.

Хранить подготовленную для работы глиняную массу можно в плотно

завязанных полиэтиленовых мешках долгое время.

Заготовка пластов

Пласт – это раскатанный кусок глины, толщиной от 5 до 10 мм.

Чтобы изготовить пласт нужно раскатать кусок глины на ткани (пленке),

накрыв ее также тканью (пленкой). Инструмент для раскатывания – обычная

скалка. Для создания декоративной поверхности пласт прокатывают через

пласт имел равномерную толщину. Для этого можно использовать рейки –

шаблоны соответствующей толщины (от 5 до 10 мм). Шаблоны прибивают

мелкими гвоздями к доске, чтобы они не смещались во время работы.

Между ними располагают глину и раскатывают ее скалкой.

Для изготовления деталей из пласта удобно использовать выкройку –

шаблон, вырезанный из плотной бумаги. Мелкие детали вырезают от руки

стекой.

Соединение всех частей работы и приклеивание деталей необходимо

производить густым шликером (глиной, разведенной до состояния густой

сметаны). Предварительно на место приклеивания лучше нанести ножом

крестообразную насечку.

Сушка готовых изделий.

Сушить изделия необходимо в специально отведенном месте, недоступном

для сквозняков. Нельзя ставить влажные изделия возле батарей парового

отопления. Изделие должно сохнуть медленно, постепенно. Неправильная

просушка работ приведет к деформации формы, появлению трещин и

разрывов. Поэтому сушить изделие на первом этапе нужно прикрыв

полиэтиленовой пленкой. Качественная просушка гарантирует сохранность

работы во время обжига.

Обжиг – самая последняя и очень важная стадия работы над керамическим

изделием. От правильного обжига зависит, принесет ли вас работа радость

или же большое разочарование.

Хорошая печь – залог успех, в нашей школе электрическая печь с датчиком и

регулятором температуры. Обычно керамические изделия подвергают

обжигу дважды.

Первый обжиг (утильный, бисквитный) проходят изделия без глазури при

температуре 800-900С. Второй (политой) – для закрепления на нем глазурей

(полив) и разных цветовых покрытий, температура обжига до 1000-1000С.

Из всего многообразия способов декорирования керамики, я предпочитаю

использовать в своей практике сочетание оттенков терракоты с фактурной

поверхностью. Теплота цвета терракоты наиболее подчеркивает сказочность

моих образов, но в детских работах используют цвет, декорирую их ангобами

(жидкими глинами). Готовим ангобы сами, добавляя к белому ангобу окиси

металлов или пигменты. Наносить ангобы необходимо до первого обжига,

когда изделие находится в кожетвердом состоянии.

Пояснительная записка.

Изделия из керамики – произведения декоративно прикладного искусства

известны с древних времен. Художественная керамика взаимосвязана с

другими видами искусств.

Приведенные методические рекомендации могут быть применены в

обучающем процессе по предмету скульптура в детской школе искусств.

Лепка из глины требует мастерства, навыка в работе, но в тоже время

является увлекательным процессом. Приобщение учащихся к процессу

создания изделий по закону красоты доставляет детям удовлетворение,

радость, эстетическое наслаждение.



В раздел образования