Автор: Данчина Вясимя Гаязутдиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 151" Населённый пункт: г.Казань Наименование материала: Методическая разработка урока по изобразительному искусству Тема: "Древо жизни-символ мироздания" Раздел: начальное образование
Урок изобразительного искусства в 4 классе, УМК «Перспектива»
(Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова)
Тема: Древо жизни – символ мироздания
Цель: Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из
ведущих
и
древнейших
символов-образов
искусства —
д р е в а .
Оборудование:
Для учителя: презентация по теме урока.
Для
учеников:
½
ватмана,
простой
карандаш,
акварель,
гуашь,
кисти,
карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование
целостного,
социально
-
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органическом
единстве
и
разнообразии
природы;
принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные:
освоение
способов
решения
проблем
творческого
характера;
готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими
действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение
общей
цели
урока
и
путей
ее
достижения,
владение
устной
речью
для
выражения своих мыслей и чувств.
Предметные: формирование
основ
художественной
культуры;
овладение
практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства
и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).
Ход урока
1.Организационный этап.
Ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Поздоровайтесь с гостями.
2.Введение в тему.
Начинаем наш урок.
- Ребята! Послушайте меня внимательно и догадайтесь, о чём я говорю.
(Учитель
читает:
…
-
многолетнее
растение
с
твёрдым
стволом
и
отходящими от него ветвями, образующими крону)
- Дерево относится к живой или неживой природе?
- Мы живём в окружении леса, из нашего окна прекрасный вид. Скажите,
есть ли жизнь на дереве, а возле дерева?
- Как связать эти два слова: дерево, жизнь? Кто может предположить тему
нашего урока?
- Правильно ребята тема нашего урока образ дерева, взятый в более широком
смысле этого слова: «Древо жизни – символ мироздания» ( слайд – тема
урока )
- Какие слова вам незнакомы и непонятны?
- Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания?
Мироздание – это невообразимо огромная система видимых и невидимых для
нас миров, совершенно разных по своей природе. Все миры связаны между
собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. (Слайд)
Ещё раз прочитайте тему урока.
- Как вы думаете - каким будет творческое задание по теме? (изображение
деревьев, создание древа жизни)
3.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала
Учитель демонстрирует слайды с изображением деревьев. Пять деревьев –
Дуб,
Берёза,
Сосна,
Осина
и
Ель
–
являются
пятью
столпами
-
символами нашего мироздания.
- Как вы думаете, какое значение имел лес и дерево в жизни человека?
- А что люди получали от дерева?
Образ древа жизни встречается у многих народов. С самых древних времен к
дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной
он
искал
защиту,
питался
его
плодами,
использовал
древесину
для
строительства
и
обогрева
жилища,
изготовления
инструментов
и
предметов обихода. Славяно - руссы считали, что в каждом дереве живет
душа.
Срубить
дерево
было
равносильно
тому,
что
убить
человека.
Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, человек выбирал особые дни и
часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен
был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного
дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К деревьям
приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили
дары,
вывешивали
полотенца,
одежду,
лоскуты,
молились.
Дубы,
вязы,
березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед,
а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они
охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или
наносить
им
какой-либо
ущерб.
Нарушение
этих
запретов
приводило
к смерти человека, мору скота, неурожаю.
Итак,
ребята!
Что
является
одним
из
древнейших
созданий
природы,
с
которым человек так крепко дружен? (дерево)
Структура
древа
складывается
из
трех
частей,
или
уровней:
нижнего —
корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. К каждой из трех частей
относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола —
оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел,
а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по
древу.
4.Динамическая пауза.
Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
5.Первичное закрепление изученного материала.
В
искусстве
образ
дерева
один
из
любимых
мотивов.
Это
древнейший
символ,
с
его
помощью
передаётся
представление
о
структуре
мира.
Полюбуемся произведениями живописцев, графиков и мастеров декоративно
– прикладного искусства, в произведениях которых главным героем является
дерево. (И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, А. Мунхалов)
Ответы на вопросы учителя:
- почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?
- какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники?
- что символизирует образ дерева в народном сознании? (представление о
структуре мира)
В каких работах художников, по – вашему мнению, древний символ мира
выражен ярче? (учащиеся называют работы художников)
-
отличается
ли
картина
мира
в
сознании
современного
человека
от
представлений
предков?
(или:
продолжают
ли
жить
традиции
почитания
дерева в наши дни?)
- каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?
6.Практическое задание
(Работа в группах)
Обучающимся раздаются по 1/ 2 ватмана. Каждой группе дается задание
изобразить древо жизни по представлению:
1группа - Руслан и Людмила (У Лукоморья дуб зеленый…)
2 группа - Сказка о царе Салтане (ель во дворце князя Гвидона)
3 группа – аппликация (ваше видение древа жизни)
4 группа – Представьте, что вы художники – мультипликаторы и вам надо
создать своё древо при помощи фломастеров и цветных карандашей.
(Все
группы
могут
использовать
дополнительный
подручный
материал:
бабочки, пчёлы, фигуры животных и т.п.)
Взаимооценка: оцените друг друга (!, +)
7.Рефлексия
- Что мы создавали сегодня на уроке? (древо жизни)
- Почему образ дерева является древнейшим символом окружающего мира?
(с его помощью передаётся представление о структуре мира)
- Если вам понравился урок, вы узнали что – то новое, повесьте на веточку
нашего дерева жёлтый лист, если не всё было понятно – зелёный.
8. Домашнее задание.
Подготовить защиту своих творческих работ.