Автор: Проникова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Новоенисейская ООШ"
Населённый пункт: Село Новоенисейка, Бейский район, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у школьников способности к схематизации"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»
Выступление на районном методическом
объединении по теме
«Формирование у
школьников способности к
схематизации»
Учитель начальных классов
Проникова И.А.
педагогический стаж 2 года
с. Новоенисейка, 2018 г
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую
недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А
все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не
выделяя
никакой
связи
между
ними.
Сегодня
есть
надежда,
что
ситуация
кардинально
изменится
с
введением
в
школе
новых
стандартов
общего
образования,
в
которых
в
качестве
нового
подхода
заложено
требование
к
метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к
реальной школе?
Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается
поверх традиционных учебных предметов. Это – учебный предмет нового типа, в
основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала
и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
В таблице можно сравнить отличия метапредметного и традиционного урока.
Отличие традиционного урока от метапредметного
Этапы урока
Традиционный
Метапредметный
1. Объявление темы урока
- тему сообщает учитель
-
т е м у
ф о р м и р у ю т
учащиеся
2. Сообщение цели и задач
урока
- сообщает учитель
-
формируют
учащиеся,
о п р е д е л и в
г р а н и ц ы
знания и незнания
3. Планирования
деятельности учащихся
-
Сообщает
у ч и т е л ь ,
к а к у ю
р а б о т у
д е т и
должны выполнить, чтобы
достичь цели
-
с а м и
п л а н и р у ю т
способы достижения цели
4. Практическая
деятельность учащихся
-
п о д
р у к о в о д с т в о м
у ч и т е л я
в ы п о л н я ю т
р а з л и ч н ы е
з а д а н и я .
Применяется
ф р о н т а л ь н ы й
м е т о д
организации деятельности
-
у ч а щ и е с я
с а м и
д е й с т в у ю т
п о
намеченному
ими
плану.
Учитель консультирует
5. Осуществление контроля
Контроль
осуществляет
учитель
-
Обучающиеся
с ам и
осуществляют
контроль.
При м ен яют ся
ф о рм ы
в з а и м н о го
ко н т р о л я ,
самоконтроля.
Учитель
консультирует.
6. Осуществление коррекции
У ч и т е л ь
в
х о д е
выполнения
и
по
итогам
выполненной
р а б о т ы
осуществляет коррекцию
Учащиеся
формируют
з а т р у д н е н и я
и
осуществляют
коррекцию
с ам о стоятель н о
( п о д
наблюдением учителя)
7. Оценивание обучающихся
У ч и т е л ь
о ц е н и в а е т
учащихся
за
работу
на
уроке
Учащиеся
дают
оценку
д е я т е л ь н о с т и
п о
е е
результатам
(самооценивание,
оценивание
результатов
деятельности товарищей)
8. Итог урока
-
Учитель
выясняет
у
обучающихся
что
они
запомнили
Рефлексия (сами проводят
р е ф л е к с и ю ,
п о д
руководством учителя)
Домашнее задание
-
О б ъ я в л я е т
и
комментирует
задание
одно для всех
- Обучающиеся выбирают
задания из предложенных,
с учетом индивидуальных
возможностей:
1. Базовое
2. Повышенный уровень
3. Творческое
В
науке
и
педагогической
практике
все
больше
сторонников
находит
мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением
теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Она направлена на формирование
теоретического мышления и универсальных способов деятельности.
Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления
в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с
помощью особых курсов-метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над
преподаванием
традиционных
учебных
предметов.
В
этом
блоке
у
учащихся
формируются метазнания и метаспособы.
Среди многих ученых, занимающихся метапредметами, я выделила Ю.В.
Громыко
В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак»,
«Проблема», «Задача».
В
рамках
метапредмета
«Знак»
у
школьников
формируется
способность
схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем
позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые
они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. За этими разными
графическими
изображениями
они
учатся
мысленно
видеть
то
идеальное
содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием
большого объема учебного материала.
В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность
работать
с
понятиями
как
особой
формой
знания.Изучая
строение
ключевых
научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают
универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В
рамках предмета изучается генезис таких понятий, как «государство», «город»,
«движение», «функция» и пр.
Метапредмет
«Проблема»
задает
образец
разрешения
проблемы
через
доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.
Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса
решения задач.
Рассмотрим подробнее использование метапредмета «Знак» на уроках
Например, при изучении темы «Слово и предложение», дети учатся строить
схемы слова и предложения. С переходом в следующий класс сложность схем
увеличивается.
Изучая тему «Звуки и буквы», дети опираются на схему для определения
слияния звуков, гласных и согласных звуков, мягкости и твердости согласных.
Проводя
словарную
работу,
для
лучшего
запоминания
орфограмм
используют
вместо
звуков
картинки.
Также
можно
заменить
словарные
слова
транскрипцией и попросить ребенка заменить звуки буквами.
При
изучении
состава
слова
предлагаются
схемы,
к
которым
нужно
подобрать соответствующее слово.
При составлении ребусов также используется метапредмет «Знак»
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий
проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Для привлечения ребенка к чтению используют текст с картинками.
Найти и выделить в таблице слова. По картинкам определить
последовательность событий.
По окружающему миру тоже не мало важно использовать схемы.
М а т е м а т и к а .
Ч а с т о
используем схемы при решении задач, неравенств, примеров, состава числа.
Мастер класс.
Я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить следующие задания:
1. Составить текст с картинками.
Ответьте на вопрос: где и с какой целью можно использовать такое задание?
2. Заменить орфограмму в слове картинкой.
Ответьте на вопрос: где и какой целью можно использовать такое задание?
3. Определить последовательность событий и составить рассказ.
Ответьте на вопрос: где и какой целью можно использовать такое задание?
Используя метапредмет «Знак», ребенок не только овладевает системой
знаний, но и осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их
помощью сможет сам добывать необходимую информацию.
При работе с метапредметом «Знак» осуществляется системный подход к изучению
различных тем, а также прослеживаются межпредметные связи.