Напоминание

"Формирование у школьников способности к схематизации"


Автор: Проникова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Новоенисейская ООШ"
Населённый пункт: Село Новоенисейка, Бейский район, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование у школьников способности к схематизации"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Новоенисейская основная общеобразовательная школа»

Выступление на районном методическом

объединении по теме

«Формирование у

школьников способности к

схематизации»

Учитель начальных классов

Проникова И.А.

педагогический стаж 2 года

с. Новоенисейка, 2018 г

Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую

недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А

все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не

выделяя

никакой

связи

между

ними.

Сегодня

есть

надежда,

что

ситуация

кардинально

изменится

с

введением

в

школе

новых

стандартов

общего

образования,

в

которых

в

качестве

нового

подхода

заложено

требование

к

метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к

реальной школе?

Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается

поверх традиционных учебных предметов. Это – учебный предмет нового типа, в

основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала

и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

В таблице можно сравнить отличия метапредметного и традиционного урока.

Отличие традиционного урока от метапредметного

Этапы урока

Традиционный

Метапредметный

1. Объявление темы урока

- тему сообщает учитель

-

т е м у

ф о р м и р у ю т

учащиеся

2. Сообщение цели и задач

урока

- сообщает учитель

-

формируют

учащиеся,

о п р е д е л и в

г р а н и ц ы

знания и незнания

3. Планирования

деятельности учащихся

-

Сообщает

у ч и т е л ь ,

к а к у ю

р а б о т у

д е т и

должны выполнить, чтобы

достичь цели

-

с а м и

п л а н и р у ю т

способы достижения цели

4. Практическая

деятельность учащихся

-

п о д

р у к о в о д с т в о м

у ч и т е л я

в ы п о л н я ю т

р а з л и ч н ы е

з а д а н и я .

Применяется

ф р о н т а л ь н ы й

м е т о д

организации деятельности

-

у ч а щ и е с я

с а м и

д е й с т в у ю т

п о

намеченному

ими

плану.

Учитель консультирует

5. Осуществление контроля

Контроль

осуществляет

учитель

-

Обучающиеся

с ам и

осуществляют

контроль.

При м ен яют ся

ф о рм ы

в з а и м н о го

ко н т р о л я ,

самоконтроля.

Учитель

консультирует.

6. Осуществление коррекции

У ч и т е л ь

в

х о д е

выполнения

и

по

итогам

выполненной

р а б о т ы

осуществляет коррекцию

Учащиеся

формируют

з а т р у д н е н и я

и

осуществляют

коррекцию

с ам о стоятель н о

( п о д

наблюдением учителя)

7. Оценивание обучающихся

У ч и т е л ь

о ц е н и в а е т

учащихся

за

работу

на

уроке

Учащиеся

дают

оценку

д е я т е л ь н о с т и

п о

е е

результатам

(самооценивание,

оценивание

результатов

деятельности товарищей)

8. Итог урока

-

Учитель

выясняет

у

обучающихся

что

они

запомнили

Рефлексия (сами проводят

р е ф л е к с и ю ,

п о д

руководством учителя)

Домашнее задание

-

О б ъ я в л я е т

и

комментирует

задание

одно для всех

- Обучающиеся выбирают

задания из предложенных,

с учетом индивидуальных

возможностей:

1. Базовое

2. Повышенный уровень

3. Творческое

В

науке

и

педагогической

практике

все

больше

сторонников

находит

мыследеятельностная педагогика (Ю.В. Громыко), которая является продолжением

теории развивающего обучения В.В. Давыдова. Она направлена на формирование

теоретического мышления и универсальных способов деятельности.

Идея состоит в том, что дети исследуют принципы построения их мышления

в процессе порождения новых знаний, самоопределения в проблемной ситуации с

помощью особых курсов-метапредметов. Блок метапредметов надстраивается над

преподаванием

традиционных

учебных

предметов.

В

этом

блоке

у

учащихся

формируются метазнания и метаспособы.

Среди многих ученых, занимающихся метапредметами, я выделила Ю.В.

Громыко

В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак»,

«Проблема», «Задача».

В

рамках

метапредмета

«Знак»

у

школьников

формируется

способность

схематизации на основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем

позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые

они заучивают в рамках традиционных учебных предметов. За этими разными

графическими

изображениями

они

учатся

мысленно

видеть

то

идеальное

содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием

большого объема учебного материала.

В рамках метапредмета «Знание» у обучающихся формируется способность

работать

с

понятиями

как

особой

формой

знания.Изучая

строение

ключевых

научных понятий, воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают

универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В

рамках предмета изучается генезис таких понятий, как «государство», «город»,

«движение», «функция» и пр.

Метапредмет

«Проблема»

задает

образец

разрешения

проблемы

через

доведение понятия до набора операций, формул и расчётов.

Метапредмет «Задача» помогает ученикам осмыслить устройства процесса

решения задач.

Рассмотрим подробнее использование метапредмета «Знак» на уроках

Например, при изучении темы «Слово и предложение», дети учатся строить

схемы слова и предложения. С переходом в следующий класс сложность схем

увеличивается.

Изучая тему «Звуки и буквы», дети опираются на схему для определения

слияния звуков, гласных и согласных звуков, мягкости и твердости согласных.

Проводя

словарную

работу,

для

лучшего

запоминания

орфограмм

используют

вместо

звуков

картинки.

Также

можно

заменить

словарные

слова

транскрипцией и попросить ребенка заменить звуки буквами.

При

изучении

состава

слова

предлагаются

схемы,

к

которым

нужно

подобрать соответствующее слово.

При составлении ребусов также используется метапредмет «Знак»

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий

проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

Для привлечения ребенка к чтению используют текст с картинками.

Найти и выделить в таблице слова. По картинкам определить

последовательность событий.

По окружающему миру тоже не мало важно использовать схемы.

М а т е м а т и к а .

Ч а с т о

используем схемы при решении задач, неравенств, примеров, состава числа.

Мастер класс.

Я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить следующие задания:

1. Составить текст с картинками.

Ответьте на вопрос: где и с какой целью можно использовать такое задание?

2. Заменить орфограмму в слове картинкой.

Ответьте на вопрос: где и какой целью можно использовать такое задание?

3. Определить последовательность событий и составить рассказ.

Ответьте на вопрос: где и какой целью можно использовать такое задание?

Используя метапредмет «Знак», ребенок не только овладевает системой

знаний, но и осваивает универсальные способы действий с этими знаниями, и с их

помощью сможет сам добывать необходимую информацию.

При работе с метапредметом «Знак» осуществляется системный подход к изучению

различных тем, а также прослеживаются межпредметные связи.



В раздел образования