Автор: Бычкова Елена Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
Населённый пункт: город Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: доклад
Тема: "Пути формирования коллектива учебной группы"
Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
Д О К Л А Д
На тему: «Пути формирования коллектива учебной
группы».
Автор: мастер производственного обучения
ПЛ № 4 Бычкова Е.А.
Рекомендовано
к
использованию
на
заседаниях
цикловых
методических комиссий в рамках обмена опытом
г.Владикавказ, 2018г.
Пути формирования коллектива учебной группы
Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в
правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание
молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать
свои
личные
желания
и
поступки
с
общими
задачами,
стоящими
перед
коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют
личные
цели.
Единство
общих
и
личных
целей
–
характерная
черта
организованного
коллектива.
Вместе
с
тем
в
коллективе
каждому
предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.
Основой общелицейного коллектива обучающихся является учебная
группа.
Ученический
коллектив,
оказывая
серьезную
помощь
мастеру
производственного обучения в решении воспитательных задач, в то же время
является
для
обучающихся
большой
школой
формирования
навыков
коллективного труда.
Учебные
задания
профобразования
комплектуются
из
выпускников
средних школ. Как правило, эти студенты приходят в лицей из разных школ,
районов, и республик. Чтобы ученические коллективы созданных учебных
групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего,
мастерам
производственного
обучения
приходится
проводить
большую
организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава
группы, индивидуальных особенностей студентов. Многие мастера изучают
индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала
учебного
года,
помня
совет
К.Д.
Ушинского:
«Если
педагогика
хочет
воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать
его во всех отношениях». Первым источником сведений об обучающихся
служит его небольшое дело – анкета и медицинская справка. Изучая личные
дела,
мастер
производственного
обучения
имеет
возможность
получить
первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую
очередь необходимо уделить внимание, найти из числа студентов наиболее
способных
и
активных.
При
изучении
личных
дел
социальный
педагог
получает сведения о семьях обучающихся, составляет социальные паспорта
групп, использует полученные данные для оказания материальной помощи
студентам
из
числа
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей, студентам из малообеспеченных и многодетных семей.
Важное
событие
для
мастера,
преподавателей
–
первая
беседа
с
группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение
обучающихся,
желание
его
учиться
во
многом
зависит
от
первого
впечатления
о
лицее,
профессии,
мастере,
преподавателях.
В
этот
день
следует рассказать обучающихся об истории лицея, его лучших выпускниках,
традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения
которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина,
образцовая
культура
поведения,
борьба
за
знания,
а
не
за
оценки,
добросовестное
выполнение
общественных
поручений,
борьба
за
честь
своего коллектива.
Первые уроки с обучающимися старших курсов также следует начинать
с
таких
же
направляющих
и
предупреждающих
бесед,
групповых
и
родительских собраний.
При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить
специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы,
как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон
родителей,
домашний
телефон.
На
родительских
собраниях
мастер
и
классный руководитель узнают от родителей об особенностях их детей.
Как
правило,
перед
началом
учебного
года
в
мастерских
лицея
и
учебных
кабинетах
проводится
большая
работа
по
наведению
общего
порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует
привлекать, прежде всего, студентов нового набора.
Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой
прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об обучающемся
больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка
помогает обучающимся проявить свои таланты. В походе проверяется их
физическая закалка, спортивные и художественные способности.
Хорошим средством формирования ученического коллектива является
внеклассная
работа.
В
неофициальной
обстановке
обучающийся
порой
проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь
внеклассной
работой,
мастер,
несомненно,
привлекает
ребят
к
себе,
завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся к будущей
профессии.
Важную
роль
в
формировании
ученического
коллектива
играет
правильное распределение общественных поручений, когда каждый студент
группы
имеет
поручение.
Мастер
должен
убедить
студентов
в
том,
что,
выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой
вклад в улучшение учебного процесса.
Общественное поручение можно подбирать студенту в зависимости от
его
характера
и
организаторских
способностей.
Только
после
согласия
студента можно предложить группе закрепить за ним поручение.
Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового
общественного мнения в коллективе, чтобы сами студенты могли правильно
реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе
не должен решаться без участия актива. Актив с участием мастера решает,
кому участвовать в конкурсах. Это поднимает авторитет активистов и ставит
мастера в выгодные условия в отношениях со студентами.
Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа.
Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания
молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в
учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего лицея и
подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной,
ловкой, смелой и волевой.
Важным
средством
воспитательного
воздействия
и
формирования
коллектива
является
самоуправление.
Оно
может
принимать
различные
формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления.
В
группе
с
подлинным
самоуправлением,
многогранной
коллективной
деятельностью
и
нравственно
ценными
коллективными
отношениями
процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания,
чувства
долга,
возбуждает
стремление
совершенствовать
свои
качества,
осуществлять
работу
по
самовоспитанию
в
общественно
полезной
деятельности.
В становлении коллектива важную роль играют героические традиции
рабочего
класса.
Конечная
цель
традиций
–
ввести
деятельность
нового
поколения
в
то
русло,
по
которому
развивалась
деятельность
старших
поколений.
Традиция
решает
эту
задачу
через
регламентацию
духовных
качеств,
необходимых
для
правильного,
с
точки
зрения
рабочего
класса,
поведения в различных средах общественной и личной жизни.
Роль
мастера
производственного
обучения,
преподавателей
в
процессе формирования ученического коллектива
В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый
характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему,
имел
профессионально
образование,
обладал
глубокими
знаниями
по
профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой
задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ и лицеев –
главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и
девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную
жизненную
позицию,
сформировать
личность
растущего
гражданина,
привить высокие морально-этические качества.
Глазами
своего
первого
наставника
смотрят
его
воспитанники
на
избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.
В СПО мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист
(инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена –
ученической
группы.
Действуя,
как
специалист
высокой
квалификации,
знающий
свое
дело
мастер
обучает
тому,
что
сам
умеет
хорошо
и
доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.
Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных
и
психолого-педагогических
знаний,
владения
методикой
обучения
и
воспитания,
способности
к
постоянному
совершенствованию,
его
личностных качеств.
Мастер
во
многом
решает
вопрос
создания
работоспособного
и
сплоченного
ученического
коллектива,
характеризующегося
здоровым
п с и хол о г и ч е с к и м
к л и м атом ,
в ы с о к и м
м о р а л ь н ы м
у р о в н е м ,
коллективистскими общественными отношениями.
К.Д.
Ушинский
придавал
большое
значение
личности
педагога,
утверждая,
что
«многое
зависит
от
общего
распорядка
в
заведении,
но
главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя,
стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую
душу
составляет
ту
воспитательную
силу,
которую
нельзя
заменить
ни
учебником, ни системой наказаний и поощрений».
В общении с обучающимися мастер вырабатывает свой педагогический
такт,
сущность
которого
состоит
в
установлении
отношений,
способствующих
развитию
личности
воспитанника
и
приводящих
в
движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из
самых трудных задач педагогического мастерства.
З а
кач е с т во
обуч е ния
и
во с пит а ния
буд ущих
м о л од ы х
квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели
и
мастера
производственного
обучения.
Их
основные
обязанности
следующие:
- вооружить обучающихся прочными и глубокими знаниями, умениями
и навыками;
- проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне,
обеспечивать
выполнение
учебных
планов
и
программ,
вести
учет
успеваемости
обучающихся,
организовывать
и
контролировать
их
самостоятельную работу в лицее и дома;
-
осуществлять
идейно-политическое
воспитание
обучающихся
во
время занятий и во внеурочное время;
- оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;
- организация помощи общественным организациям студентов;
-
забота
о
здоровье,
быте,
физическом
воспитании
и
отдыхе
обучающихся;
- отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.
Решающую
роль
в
воспитании
у
обучающихся
студентов
любви
к
профессии принадлежит мастеру производственного обучения. Именно он
должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы студенты увлеклись
ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Достичь
этого возможно только в правильно организованном коллективе.