Напоминание

"Пути формирования коллектива учебной группы"


Автор: Бычкова Елена Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
Населённый пункт: город Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: доклад
Тема: "Пути формирования коллектива учебной группы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4

Д О К Л А Д

На тему: «Пути формирования коллектива учебной

группы».

Автор: мастер производственного обучения

ПЛ № 4 Бычкова Е.А.

Рекомендовано

к

использованию

на

заседаниях

цикловых

методических комиссий в рамках обмена опытом

г.Владикавказ, 2018г.

Пути формирования коллектива учебной группы

Воспитание в коллективе – основа воспитательной системы. Только в

правильно организованном коллективе возможно всестороннее воспитание

молодежи. В организованном коллективе члены его должны согласовывать

свои

личные

желания

и

поступки

с

общими

задачами,

стоящими

перед

коллективом, с поступками и желаниями товарищей. Общие цели определяют

личные

цели.

Единство

общих

и

личных

целей

характерная

черта

организованного

коллектива.

Вместе

с

тем

в

коллективе

каждому

предоставляется возможность проявить свою инициативу, способности.

Основой общелицейного коллектива обучающихся является учебная

группа.

Ученический

коллектив,

оказывая

серьезную

помощь

мастеру

производственного обучения в решении воспитательных задач, в то же время

является

для

обучающихся

большой

школой

формирования

навыков

коллективного труда.

Учебные

задания

профобразования

комплектуются

из

выпускников

средних школ. Как правило, эти студенты приходят в лицей из разных школ,

районов, и республик. Чтобы ученические коллективы созданных учебных

групп в короткий срок стали работоспособными, педагогам и, прежде всего,

мастерам

производственного

обучения

приходится

проводить

большую

организаторскую работу. Как правило, начинается она с изучения состава

группы, индивидуальных особенностей студентов. Многие мастера изучают

индивидуальные особенности своих будущих воспитанников еще до начала

учебного

года,

помня

совет

К.Д.

Ушинского:

«Если

педагогика

хочет

воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать

его во всех отношениях». Первым источником сведений об обучающихся

служит его небольшое дело – анкета и медицинская справка. Изучая личные

дела,

мастер

производственного

обучения

имеет

возможность

получить

первоначальное представление о составе группы и решить, кому в первую

очередь необходимо уделить внимание, найти из числа студентов наиболее

способных

и

активных.

При

изучении

личных

дел

социальный

педагог

получает сведения о семьях обучающихся, составляет социальные паспорта

групп, использует полученные данные для оказания материальной помощи

студентам

из

числа

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей, студентам из малообеспеченных и многодетных семей.

Важное

событие

для

мастера,

преподавателей

первая

беседа

с

группой. К этой встрече нужно готовиться, как к экзамену, т.к. настроение

обучающихся,

желание

его

учиться

во

многом

зависит

от

первого

впечатления

о

лицее,

профессии,

мастере,

преподавателях.

В

этот

день

следует рассказать обучающихся об истории лицея, его лучших выпускниках,

традициях коллектива, поставить перед новичками условия, без выполнения

которых нельзя успешно изучить профессию: отличная трудовая дисциплина,

образцовая

культура

поведения,

борьба

за

знания,

а

не

за

оценки,

добросовестное

выполнение

общественных

поручений,

борьба

за

честь

своего коллектива.

Первые уроки с обучающимися старших курсов также следует начинать

с

таких

же

направляющих

и

предупреждающих

бесед,

групповых

и

родительских собраний.

При первой встрече с новичками можно предложить им заполнить

специальную анкету, в которой кроме обычных анкетных есть такие вопросы,

как средний заработок членов семьи, любимое занятие, служебный телефон

родителей,

домашний

телефон.

На

родительских

собраниях

мастер

и

классный руководитель узнают от родителей об особенностях их детей.

Как

правило,

перед

началом

учебного

года

в

мастерских

лицея

и

учебных

кабинетах

проводится

большая

работа

по

наведению

общего

порядка. К ней с целью изучения индивидуальных особенностей следует

привлекать, прежде всего, студентов нового набора.

Загородная прогулка – лучший способ знакомства с группой. В такой

прогулке в течение одного дня зачастую можно узнать об обучающемся

больше, чем на занятиях за весь учебный год. Непринужденная обстановка

помогает обучающимся проявить свои таланты. В походе проверяется их

физическая закалка, спортивные и художественные способности.

Хорошим средством формирования ученического коллектива является

внеклассная

работа.

В

неофициальной

обстановке

обучающийся

порой

проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Занимаясь

внеклассной

работой,

мастер,

несомненно,

привлекает

ребят

к

себе,

завоевывает их уважение, а это влияет на отношение учащихся к будущей

профессии.

Важную

роль

в

формировании

ученического

коллектива

играет

правильное распределение общественных поручений, когда каждый студент

группы

имеет

поручение.

Мастер

должен

убедить

студентов

в

том,

что,

выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой

вклад в улучшение учебного процесса.

Общественное поручение можно подбирать студенту в зависимости от

его

характера

и

организаторских

способностей.

Только

после

согласия

студента можно предложить группе закрепить за ним поручение.

Первостепенная задача мастера и актива группы – создание здорового

общественного мнения в коллективе, чтобы сами студенты могли правильно

реагировать на любой проступок своего товарища. Ни один вопрос в группе

не должен решаться без участия актива. Актив с участием мастера решает,

кому участвовать в конкурсах. Это поднимает авторитет активистов и ставит

мастера в выгодные условия в отношениях со студентами.

Важное место в учебной группе должна иметь спортивная работа.

Физическая культура и спорт необходимы для всестороннего воспитания

молодого человека. Хорошо подготовленная спортивно-массовая работа в

учебной группе непременно скажется на спортивных успехах всего лицея и

подготовит молодежь к производительному труду, поможет ей стать сильной,

ловкой, смелой и волевой.

Важным

средством

воспитательного

воздействия

и

формирования

коллектива

является

самоуправление.

Оно

может

принимать

различные

формы, по мере развития коллектива развиваются и формы самоуправления.

В

группе

с

подлинным

самоуправлением,

многогранной

коллективной

деятельностью

и

нравственно

ценными

коллективными

отношениями

процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания,

чувства

долга,

возбуждает

стремление

совершенствовать

свои

качества,

осуществлять

работу

по

самовоспитанию

в

общественно

полезной

деятельности.

В становлении коллектива важную роль играют героические традиции

рабочего

класса.

Конечная

цель

традиций

ввести

деятельность

нового

поколения

в

то

русло,

по

которому

развивалась

деятельность

старших

поколений.

Традиция

решает

эту

задачу

через

регламентацию

духовных

качеств,

необходимых

для

правильного,

с

точки

зрения

рабочего

класса,

поведения в различных средах общественной и личной жизни.

Роль

мастера

производственного

обучения,

преподавателей

в

процессе формирования ученического коллектива

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый

характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему,

имел

профессионально

образование,

обладал

глубокими

знаниями

по

профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой

задачи ведущее место принадлежит мастерам профтехучилищ и лицеев –

главным наставникам рабочей смены. Они призваны передать юношам и

девушкам свои знания и опыт, идейную убежденность, воспитать активную

жизненную

позицию,

сформировать

личность

растущего

гражданина,

привить высокие морально-этические качества.

Глазами

своего

первого

наставника

смотрят

его

воспитанники

на

избранную профессию, по его делам учатся уважать ее.

В СПО мастер одновременно как организатор, воспитатель, специалист

(инженерно-педагогический работник) и руководитель первичного звена –

ученической

группы.

Действуя,

как

специалист

высокой

квалификации,

знающий

свое

дело

мастер

обучает

тому,

что

сам

умеет

хорошо

и

доброкачественно делать, передавая учащимся свои знания и умения.

Успешная работа мастера во многом зависит от его профессиональных

и

психолого-педагогических

знаний,

владения

методикой

обучения

и

воспитания,

способности

к

постоянному

совершенствованию,

его

личностных качеств.

Мастер

во

многом

решает

вопрос

создания

работоспособного

и

сплоченного

ученического

коллектива,

характеризующегося

здоровым

п с и хол о г и ч е с к и м

к л и м атом ,

в ы с о к и м

м о р а л ь н ы м

у р о в н е м ,

коллективистскими общественными отношениями.

К.Д.

Ушинский

придавал

большое

значение

личности

педагога,

утверждая,

что

«многое

зависит

от

общего

распорядка

в

заведении,

но

главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственно воспитателя,

стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности на молодую

душу

составляет

ту

воспитательную

силу,

которую

нельзя

заменить

ни

учебником, ни системой наказаний и поощрений».

В общении с обучающимися мастер вырабатывает свой педагогический

такт,

сущность

которого

состоит

в

установлении

отношений,

способствующих

развитию

личности

воспитанника

и

приводящих

в

движение лучшие стороны его ума и характера. И в этом заключается одна из

самых трудных задач педагогического мастерства.

З а

кач е с т во

обуч е ния

и

во с пит а ния

буд ущих

м о л од ы х

квалифицированных рабочих, в первую очередь, ответственны преподаватели

и

мастера

производственного

обучения.

Их

основные

обязанности

следующие:

- вооружить обучающихся прочными и глубокими знаниями, умениями

и навыками;

- проводить учебную работу на высоком идейном и научном уровне,

обеспечивать

выполнение

учебных

планов

и

программ,

вести

учет

успеваемости

обучающихся,

организовывать

и

контролировать

их

самостоятельную работу в лицее и дома;

-

осуществлять

идейно-политическое

воспитание

обучающихся

во

время занятий и во внеурочное время;

- оборудование рабочих мест в учебной мастерской, лаборатории и т.д.;

- организация помощи общественным организациям студентов;

-

забота

о

здоровье,

быте,

физическом

воспитании

и

отдыхе

обучающихся;

- отчетность о результатах учебно-воспитательной работы.

Решающую

роль

в

воспитании

у

обучающихся

студентов

любви

к

профессии принадлежит мастеру производственного обучения. Именно он

должен раскрыть лучшие стороны профессии так, чтобы студенты увлеклись

ею, тогда будет хороший результат и в обучении, и в воспитании. Достичь

этого возможно только в правильно организованном коллективе.



В раздел образования