Напоминание

ИКТ в преподавании английского языка в условиях реализации ФГОС


Автор: Ермолаева Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Школа №54"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: ИКТ в преподавании английского языка в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ИКТ в преподавании английского языка

в условиях реализации ФГОС

Ермолаева И.Н.

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 54

с углубленным изучением отдельных предметов»

Авиастроительного района г. Казани

В настоящее время целью преподавания иностранных языков по ФГОС

является овладение иноязычной культурой посредством коммуникативного

иноязычного

образования,

основная

цель

которого

не

заучивание

определенных

грамматических

категорий,

а

развитие

индивидуальности

учащихся в диалоге культур, посредством коммуникации.

Вместе с тем, ФГОС не отрицает необходимость изучения грамматики,

фонетики, лексики, а также формирования ЗУН по иностранным языкам,

рассматривая их как средство для достижения метапредметных результатов:

во-первых,

развития

языковых

способностей,

формирования

психических функций, связанных с речевой деятельностью – мышления,

памяти,

внимания,

воображения

всего

того,

что

необходимо

для

осуществления

качественно

новой

коммуникации

и

формирования

всесторонне развитой личности [1, c.101].

во-вторых, личностных результатов, из которых хотелось бы выделить

следующие,

наиболее

практически

применяемые:

глубокое

понимание

родной культуры посредством постижения менталитета других народов и

удовлетворение личных познавательных интересов.

В

современном

мире

знание

английского

языка

дает

ученикам

возможность не только общаться со сверстниками из разных стран, но и

читать на англоязычных сайтах статьи об интересующих их сферах жизни –

спорте,

искусстве,

компьютерах,

экономике,

политике,

кинематографе,

а

также

заказывать

товары

по

интернету

из-за

рубежа,

обучать

своих

иностранных друзей русскому языку.

Таким образом, современное иноязычное образование включает в себя

следующие аспекты:

учебный – восприятие устной и текстовой информации, ее анализ

и

дальнейшее

использование,

умение

вести

диалог,

по строить

монологическое устное высказывание;

познавательный – умение адекватно общаться с представителями

иноязычных культур на их и своей территории, и вместе с тем, осознавать

себя частью российской культуры;

воспитательный и развивающий.

Множество

новейших

преобразований,

которые

ведутся

сегодня

в

образовательных учреждениях, требуют специального научно-методического

снабжения. Введение новизны в образование требует от учителей знания

тенденции инновационных изменений в системе современного образования,

отличий

традиционной,

развивающей

и

личностно-ориентированной

обучающих систем и технологий; знания интерактивных форм и методов

обучения;

владения

технологиями

целеполагания

и

проектирования,

диагностирования; умение анализировать и оценивать свой индивидуальный

стиль.

Конечный

итог

инновационных

разработок

в

образовании

это

пользование новшествами в теории и на практике. При этом инновация в

образовании

предусматривает

введение

дополнений

в

цели

образования:

создание

нового

содержания,

эффективных

методов,

форм,

организации

обучения и воспитания; распространение педагогического умения; внедрение

новейших

технологий

управления

школой

как

экспериментальной

площадкой.

Одним

из

инновационных

нововведений

в

школах

является

использование

информационных

технологий

на

уроках.

Основными

средствами

информационных

технологий

выступают

программно-

аппаратные

средства

и

устройства,

которые

функционируют

на

базе

микропроцессоров,

вычислительной

техники,

информационного

обмена

данных, обеспечивающие операции по хранению, обработке данных.

Информационные технологии в образовании можно отнести к числу

крупных

инноваций,

применяемых

в

системе

образования

в

последние

несколько

лет.

Возможности

компьютера

позволяют

обучаться,

помогают

улучшить усвоение нового материала. На уроках, когда учитель использует

компьютер, он имеет возможность вести наблюдение за своими слушателями

и четко фиксировать проявление различных качеств у них, таких как: поиск

новой информации, закрепление изученного материала, использование уже

готовых источников.

Внедрение

информационных

технологий

в

сферу

образования

дает

возможность качественно изменить методы и формы обучения.

Технический

прогресс,

происходящий

в

современном

обществе,

способствует созданию новых технологий обучения, которые содействуют

увеличению

информативности,

интенсивности

и

результативности

образования. Используя ИКТ, учитель не передаёт знания в доступной для

запоминания

форме,

он

организует

информационную

среду

так,

чтобы

ученик

стал

активным

участником

процесса

получения

знаний,

умел

применять эти знания в повседневной жизни, не боялся делать выводы и

оценивать ситуации.

Персональный компьютер, мультимедийные программы, устройства и

их использование в образовательно-воспитательном процессе способствуют

изменению преподавания школьных учебных курсов, оптимизируют процесс

понимания,

запоминания

и

усвоения

школьниками

учебного

материала,

повышают

мотивацию

обучения

и

эффективность

уроков,

а

также

обеспечивают

реализацию

идеи

развивающего

обучения,

при

этом

совершенствуются

формы

и

методы

организации

образовательно-

воспитательного процесса.

Современные

ИКТ,

повышая

качество

обучения

и

образования,

позволяют

человеку

успешнее

и

быстрее

адаптироваться

к

окружающей

среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку

возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем.

В современном обществе, в условиях динамично меняющегося мира, в

котором постоянно усовершенствуются и усложняются технологии, где дети

живут

и

формируются

в

информационной

среде

информатизация

сферы

образования, приобретает фундаментальное значение. Поэтому современный

урок

должен

постоянно

включать

в

себя

что-то

новое.

Учитель

должен

постоянно внедрять процесс обучения новые моменты, которые с интересом

будут восприниматься учащимися.

Обучение иностранному языку в школе имеет цель – формирование

коммуникативной

компетенции

ученика,

то

есть

приобретение

и

формирование

им

навыков

правильного

применения

знаний

в

области

иностранного языка и межкультурного взаимодействия, то, соответственно,

ИКТ-технологии

и

Интернет,

являясь

глобальной

сетью,

предполагает

именно межкультурное взаимодействие представителей различных языковых

групп, а, значит, их можно рассматривать в качестве принципиально нового

средства

обучения

и

мощного

инструмента

познания.

Таким

образом,

современный

урок

английского

языка

предполагает

применение

новых

технологических решений [3, c.94].

Компьютерные

обучающие

программы

и

пособия

можно

адекватно

оценить,

если

рассматривать

их

не

изолированно,

а

в

системе

средств

обучения в целом. Специфика таких материалов заключается в том, что

задачи

обучения

в

них

решаются

средствами

компьютерных

технологий.

Методическое и образовательное качество учебных программ, по словам Э.Е.

Шихалеевой,

«определяется

эффективностью

использования

технических

возможностей в реализации заявленных целей обучения» [5, c.22].

В настоящее время существует достаточное количество программных

продуктов, которые позиционируются как электронные учебники и пособия

по

иностранным

языкам.

Важной

методической

задачей

является

определение

их

эффективности

в

плане

реализации

рассмотренных

возможностей

ИКТ

и

следования

методике

формирования

фонетических,

лексических,

грамматических

навыков

и

умений

и

в

видах

речевой

деятельности [4, c.120].

В отличие от универсальных информационных систем, специальные

программы разрабатываются

с

целью

применения

в

процессе

обучения

иностранному языку.

В

последнее

время

активно

обсуждается

вопрос

о

применении

информационно-коммуникативных

технологий

(ИКТ)

в

обучении

иностранным

языкам.

Современный

учитель

должен

не

только

обладать

знаниями

в

области

ИКТ,

но

и

активно

применять

их

в

своей

профессиональной

деятельности,

так

как

их

использование

позволяет

реализовать личностно-ориентированное обучение школьников, обеспечивает

индивидуальный

и

дифференцированный

подход

с

учетом

особенностей

учащихся

и

их

уровня

обученности.

Использование

ИКТ

повышает

эффективность

усвоения

учебного

материала

за

счет

одновременного

изложения

преподавателем

необходимых

сведений

и

п о к а з а

демонстрационных

фрагментов

(подача

материала

двумя

способами:

аудиально

и

визуально). Например,

использование Skype

на

уроках

иностранного языка позволяет ученикам общаться с их сверстниками из

страны

изучаемого

языка

и

знакомится

в

рамках

этого

общения

с

их

культурой, осваивать мимику и жесты, и их значение, принятое в данной

стране

(здесь

важно,

во-первых,

обозначить

ученикам,

что

применение

схожих жестов может иметь разное смысловое значение для жителей разных

стран и здесь важно быть осторожным, чтобы не оскорбить и не обидеть

собеседника, во-вторых важно, чтобы учитель контролировал общение Skype

учеников

с

их

иностранными

собеседниками,

чтобы

иметь

возможность

вовремя исправить ошибку в произношении слова или построении фразы

(это надо делать очень корректно, и незаметно для собеседника ученика), и

уменьшить тем самым языковой барьер.

Владение

информационно-коммуникационными

технологиями

дает

возможность:

-

обрабатывать

текстовую,

цифровую,

графическую

и

звуковую

информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий,

таблицы, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

-

создавать

слайды

по

учебному

материалу,

используя

редактор

презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

-

использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей

дисциплине;

-

применять

учебные

программные

средства

(обучающие,

закрепляющие, контролирующие);

-

самостоятельно

разрабатывать

тесты

или

использовать

готовые

программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование;

-

разрабатывать задания для разнообразных проектов [2, c.46].

В

качестве

примера,

можно

отметить,

что на уроках иностранного

языка

открывается

возможности

для

проведения

онлайн

конференций,

творческих вечеров, театрализованных представлений, на которых были бы

использованы

оригинальные

тексты

(не

переведенные)

зарубежных

писателей и поэтов.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

нового

поколения

предъявляет

требования

не

только

к

предметным,

но

и

к

метапредметным

и

личностным

результатам

освоения

основной

образовательной

программы.

В

настоящее

время

все

чаще

говорится

о

необходимости введения новых подходов к преподаванию английского языка

форм

организации

учебного

процесса,

это

дает

возможность

по-новому

взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Так на уроках можно

использовать ресурсы с

Международной образовательной сети I*EARN,

которая предлагает учащимся лучше понять жизнь на планете, участвовать в

совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать

любознательность

и

мастерство.

Она

объединяет

более

3000

школ

и

молодёжных организаций в 70 странах. В частности, тексты ресурсной сети

I*EARN проекта «Мои впечатления о стране, которую я посетил» могут

пригодится

при

изучении

устной

темы

«Путешествие»,

тексты

проекта

«Street's

children»

помогают

разобраться

в

проблеме

бездомных

детей.

Материалы

такого

рода

интересны

тем,

что

сами

подростки

обсуждают

разные темы, поднимают волнующие их вопросы, предлагают их решения.

Таким

образом,

Интернет

обладает

широкими

потенциальными

возможностями для обучения иностранному языку в школе, использование

его в сочетании с последними разработками науки и техники позволяет

учащимся

принимать

участие

в

тестировании,

в

викторинах,

конкурсах,

олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками

из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях на иностранном

языке и т.д.

Кроме того, общаясь с помощью международных социальных сетей,

которые стали весьма популярны в последние годы, применяется своего рода

метод

погружения

в

языковую

среду,

где

ученики

могут

тренировать

и

навыки

правильного

письма

и

если

после

более

близкого

общения

применяются Skype-технологии, то и правильного произношения.

Список литературы

1.

Куликова

Е.В.

Активизация

обучения

иностранному

языку

в

условиях реализации ФГОС нового поколения // Вестник ННГУ. - 2013. - №5-

2 - С.101-105.

2. Рець

М.С.

Современный

урок

иностранного

языка

в

условиях

реализации ФГОС // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 46-50.

3. Сливень В.А. Проблема выбора учебника по английскому языку в

начальной школе в условиях реализации ФГОС // Сборники конференций

НИЦ Социосфера. - 2013. - №37 - С.93-94.

4. Шалаева З.И. Особенности обучения английскому языку младших

школьников

в

условиях

федеральных

государственных

образовательных

стандартов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2014. - №1

(26) - С.120-124.

5. Шихалеева

Э.Е.

Развитие

критического

мышления

как

средство

формирования

коммуникативных

навыков

на

начальном

этапе

обучения

английскому

языку

//

Муниципальное

образование:

инновации

и

эксперимент. - 2013. - №3 - С.22-26.



В раздел образования