Напоминание

Игра как средство коррекции поведения застенчивых детей в условиях современной дошкольной образовательной организации


Авторы: Савельева Людмила Владимировна, Газизова Фарида Самигулловна
Должность: студентка еикфу, кпн доцент
Учебное заведение: Елабужский институт филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Приволжский федеральный университет"
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство коррекции поведения застенчивых детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: Игра как средство коррекции поведения застенчивых

детей в условиях современной дошкольной

образовательной организации

В наше время проблема застенчивости и связанные с ней трудности

общения

занимают

одно

из

важных

мест

в

психологии

и

педагогике.

Основание

проблемы

застенчивости

лежит

в

детстве

и

мешает

детям

радоваться общению со сверстниками, находить новых друзей. Такие дети не

берут на себя инициативу и стараются быть незаметными, у них имеются

комплексы из-за которых они не чувствует себя полноценными. В связи с эти

появляется неуверенность в себе, недоверие к другим, что может в будущем

перерасти в патологический характер.

Застенчивость

очень

распространенное

и

разностороннее

качество

личности

человека.

Под

застенчивостью

понимают

стыдливость,

замкнутость, неуверенность, робость, чувствительность, смущение, и аутизм,

как крайнее проявление застенчивости. Застенчивость – это скрытая, личная

проблема, влияние которой испытывает все общество.

Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста.

Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении.

Особенно в школе застенчивость становится основанием многих проблем. Во

время урока, когда необходимо устное выступление детей, стеснительность

может явиться причиной некачественного усвоения материала: застенчивость

вызывает

высокое

эмоциональное

напряжение,

тем

самым

блокируя

различные мыслительные процессы. Каждое выступление перед классом,

ответ у доски для таких детей является большим стрессом.

Именно поэтому проблеме застенчивости необходимо уделять большое

внимание

в

дошкольном

возрасте.

Стеснительность

и

застенчивость

оказывает

большое

влияние

на

дальнейшее

развитие

и

социализацию

ребенка. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общие

способности,

которые

в

будущем

необходимы

в

любой

деятельности.

Застенчивость, в которую входит страх нового, боязнь обратить на себя

внимание, склонность проверять правильность своих действий через оценку

и мнение других, блокирует развитие и эмоциональной, и интеллектуальной

сфер личности ребенка.

Как

же

корректировать

воспитание

и

обучение

застенчивых

дошкольников? Как помочь ребенку справиться с трудностями социализации?

Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, мы

поставили перед собой цель изучить роль игры, как средства коррекции

поведения

застенчивых

детей.

Мы

предположили,

что

если

в

процессе

коррекционной

работы

с

застенчивым

ребенком

использовать

игры

и

упражнения,

направленные

на

развитие

уверенности

в

себе,

снижение

эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки, то это

будет

способствовать

снижению

проявлений

застенчивости

в

поведении

ребенка. Практическое исследование проводилось в МБДОУ №6 «Колосок» г.

Елабуга Республики Татарстан. В нем принимало участие 20 детей старшего

дошкольного возраста.

Первым

этапом

нашего

эксперимента

было

выявление

уровня

застенчивости

детей,

для

этого

мы

оценивали

такие

психологические

особенности

детей

как

тревожность,

самооценка

и

межличностные

отношения

детей

с

родителями

и

сверстниками.

Методики

нами

были

использованы следующие: методика «Выбери нужное лицо» (Ф. Теммл, М.

Дарки, В. Амен) ; тест «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур); методика «Два

дома»

(автор

А.П.

Венгер,

Н.К.

Цукерман).

Было

выявлено,

что

дошкольников с низким уровнем тревожности 6 (30%), со средним уровнем 7

(35%), с высоким уровнем 7 (35%). В группе с завышенной самооценкой 4

ребенка (20%), соответствует норме – 11 (55%), а с заниженной самооценкой

5 детей(25%). Методика «Два дома» прямо предназначена для диагностики

сферы

общения.

Низкий

уровень

межличностных

отношений

имеют

4

человека (20%), средний 10 (50%) и высокий уровень 6 (30%).

На формирующем этапе в своей работе с застенчивыми детьми мы

использовали

методы

сказкотерапии

и

игротерапии.

Проводились

упражнения

на

релаксацию

и

дыхание,

этюды

на

расслабление

мышц,

постановка

сказок.

Также

использовались

раскрепощающие

игры

для

преодоления

детской

застенчивости,

игры,

помогающие

научиться

застенчивому

ребёнку

отстаивать

своё

мнение,

игры

на

формирование

доверия и уверенности в себе, игры на развитие произвольности.

С целью определения эффективности проведенной работы с детьми

старшего

дошкольного

возраста

нами

было

проведено

контрольное

исследование. Диагностика уровня застенчивости дошкольников проводилась

по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. С

низким уровнем тревожности стало 10 детей (50%), со средним уровнем 6

(30%), с высоким уровнем 4 (20%). С завышенной самооценкой 7 детей

(35%),

соответствует

норме

10

(50%),

а

с

заниженной

самооценкой

3

ребенка (15%). Низкий уровень межличностного общения у 2 детей (10%),

средний у 12 (60%) и высокий уровень у 6 (30%).

По сравнению с констатирующим экспериментом количество детей с

высоким и средним уровнем застенчивости уменьшилось, а количество детей

с низким уровнем застенчивости увеличился.

Сравнительный анализ полученных результатов выявил, что в процессе

коррекционной работы с застенчивым ребенком нужно использовать игры и

упражнения,

направленные

на

развитие

уверенности

в

себе,

снижение

эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки, так как

это способствует снижению проявлений застенчивости в поведении ребенка.

Корректировать

особенности

личностной

и

поведенческой

сферы

застенчивости

дошкольников

можно

путем

специально

разработанных

методик, игр, индивидуального подхода к ребенку начинать необходимо на

самых первых признака появления застенчивости в поведении.

Литература:

1. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. -

2015 - № 4.- с. 116-121.

2. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. –

М., 2000. – 352 с.

3. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). –

СПб.: Питер Пресс, 2014. – 256 с.

4. Мишина Е. Застенчивый ребенок / Е. Мишина. – СПб.: Питер, 2012.

– 128с.

5. Кленкина.В.Ю.,

Халявина.О.В.

«Застенчивость,

как

проблема

детского возраста», 2012. - 214 с.



В раздел образования