Авторы: Савельева Людмила Владимировна, Газизова Фарида Самигулловна
Должность: студентка еикфу, кпн доцент
Учебное заведение: Елабужский институт филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Приволжский федеральный университет"
Населённый пункт: город Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Игра как средство коррекции поведения застенчивых детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: Игра как средство коррекции поведения застенчивых
детей в условиях современной дошкольной
образовательной организации
В наше время проблема застенчивости и связанные с ней трудности
общения
занимают
одно
из
важных
мест
в
психологии
и
педагогике.
Основание
проблемы
застенчивости
лежит
в
детстве
и
мешает
детям
радоваться общению со сверстниками, находить новых друзей. Такие дети не
берут на себя инициативу и стараются быть незаметными, у них имеются
комплексы из-за которых они не чувствует себя полноценными. В связи с эти
появляется неуверенность в себе, недоверие к другим, что может в будущем
перерасти в патологический характер.
Застенчивость
очень
распространенное
и
разностороннее
качество
личности
человека.
Под
застенчивостью
понимают
стыдливость,
замкнутость, неуверенность, робость, чувствительность, смущение, и аутизм,
как крайнее проявление застенчивости. Застенчивость – это скрытая, личная
проблема, влияние которой испытывает все общество.
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста.
Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении.
Особенно в школе застенчивость становится основанием многих проблем. Во
время урока, когда необходимо устное выступление детей, стеснительность
может явиться причиной некачественного усвоения материала: застенчивость
вызывает
высокое
эмоциональное
напряжение,
тем
самым
блокируя
различные мыслительные процессы. Каждое выступление перед классом,
ответ у доски для таких детей является большим стрессом.
Именно поэтому проблеме застенчивости необходимо уделять большое
внимание
в
дошкольном
возрасте.
Стеснительность
и
застенчивость
оказывает
большое
влияние
на
дальнейшее
развитие
и
социализацию
ребенка. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общие
способности,
которые
в
будущем
необходимы
в
любой
деятельности.
Застенчивость, в которую входит страх нового, боязнь обратить на себя
внимание, склонность проверять правильность своих действий через оценку
и мнение других, блокирует развитие и эмоциональной, и интеллектуальной
сфер личности ребенка.
Как
же
корректировать
воспитание
и
обучение
застенчивых
дошкольников? Как помочь ребенку справиться с трудностями социализации?
Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, мы
поставили перед собой цель изучить роль игры, как средства коррекции
поведения
застенчивых
детей.
Мы
предположили,
что
если
в
процессе
коррекционной
работы
с
застенчивым
ребенком
использовать
игры
и
упражнения,
направленные
на
развитие
уверенности
в
себе,
снижение
эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки, то это
будет
способствовать
снижению
проявлений
застенчивости
в
поведении
ребенка. Практическое исследование проводилось в МБДОУ №6 «Колосок» г.
Елабуга Республики Татарстан. В нем принимало участие 20 детей старшего
дошкольного возраста.
Первым
этапом
нашего
эксперимента
было
выявление
уровня
застенчивости
детей,
для
этого
мы
оценивали
такие
психологические
особенности
детей
как
тревожность,
самооценка
и
межличностные
отношения
детей
с
родителями
и
сверстниками.
Методики
нами
были
использованы следующие: методика «Выбери нужное лицо» (Ф. Теммл, М.
Дарки, В. Амен) ; тест «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур); методика «Два
дома»
(автор
А.П.
Венгер,
Н.К.
Цукерман).
Было
выявлено,
что
дошкольников с низким уровнем тревожности 6 (30%), со средним уровнем 7
(35%), с высоким уровнем 7 (35%). В группе с завышенной самооценкой 4
ребенка (20%), соответствует норме – 11 (55%), а с заниженной самооценкой
5 детей(25%). Методика «Два дома» прямо предназначена для диагностики
сферы
общения.
Низкий
уровень
межличностных
отношений
имеют
4
человека (20%), средний 10 (50%) и высокий уровень 6 (30%).
На формирующем этапе в своей работе с застенчивыми детьми мы
использовали
методы
сказкотерапии
и
игротерапии.
Проводились
упражнения
на
релаксацию
и
дыхание,
этюды
на
расслабление
мышц,
постановка
сказок.
Также
использовались
раскрепощающие
игры
для
преодоления
детской
застенчивости,
игры,
помогающие
научиться
застенчивому
ребёнку
отстаивать
своё
мнение,
игры
на
формирование
доверия и уверенности в себе, игры на развитие произвольности.
С целью определения эффективности проведенной работы с детьми
старшего
дошкольного
возраста
нами
было
проведено
контрольное
исследование. Диагностика уровня застенчивости дошкольников проводилась
по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. С
низким уровнем тревожности стало 10 детей (50%), со средним уровнем 6
(30%), с высоким уровнем 4 (20%). С завышенной самооценкой 7 детей
(35%),
соответствует
норме
–
10
(50%),
а
с
заниженной
самооценкой
3
ребенка (15%). Низкий уровень межличностного общения у 2 детей (10%),
средний у 12 (60%) и высокий уровень у 6 (30%).
По сравнению с констатирующим экспериментом количество детей с
высоким и средним уровнем застенчивости уменьшилось, а количество детей
с низким уровнем застенчивости увеличился.
Сравнительный анализ полученных результатов выявил, что в процессе
коррекционной работы с застенчивым ребенком нужно использовать игры и
упражнения,
направленные
на
развитие
уверенности
в
себе,
снижение
эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки, так как
это способствует снижению проявлений застенчивости в поведении ребенка.
Корректировать
особенности
личностной
и
поведенческой
сферы
застенчивости
дошкольников
можно
путем
специально
разработанных
методик, игр, индивидуального подхода к ребенку начинать необходимо на
самых первых признака появления застенчивости в поведении.
Литература:
1. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. -
2015 - № 4.- с. 116-121.
2. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. –
М., 2000. – 352 с.
3. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). –
СПб.: Питер Пресс, 2014. – 256 с.
4. Мишина Е. Застенчивый ребенок / Е. Мишина. – СПб.: Питер, 2012.
– 128с.
5. Кленкина.В.Ю.,
Халявина.О.В.
«Застенчивость,
как
проблема
детского возраста», 2012. - 214 с.