Автор: Буслаева Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"ЯГОДКА"
Населённый пункт: г. Зарайск, Московская обл.
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Современные игровые технологии в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют
в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с
детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально
соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного
образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к
ребенку со стороны взрослых.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над
ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим об игровых технологиях и их эффективном
использовании в работе с детьми раннего возраста. Вначале давайте вспомним,
что же означает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических
установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,
способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -
методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая
игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и
соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной
направленностью.
Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31) среди
жизненно важных прав.
Изучая материалы ФГОС видно, что главная задача Стандарта для
дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих
игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных
с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Важно не то,
чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст. Ребенок
должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки
индивидуальной работы и группового взаимодействия, обучение должно входить
в жизнь ребёнка через ворота детской игры. В одном из своих интервью в эфире
Радио «Комсомольская правда» руководитель рабочей группы по созданию
стандарта дошкольного образования академик Российской академии образования,
заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова Александр
Асмолов сказал: «Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться.
Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир
познания ребенка через ворота детской игры и другие
соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру,
сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром».
Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую
образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в
соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование
общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья
ребёнка. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети
раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель
получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на
каждого в отдельности. С внедрением игровых технологий происходит развитие
эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как
следствие, ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника
образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя,
также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.
Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта,
благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть
стабилизации личности.
Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре,
а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему
усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные
предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и
психических процессов.
В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр:
1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального —
положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении
(«Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).
2. Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям
пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально
— практическое взаимодействие с группой сверстников ( «Паровозик», «Лиса и
зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)
3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики
попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на
основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов
участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не
соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем
мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять
своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии
с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот
и мыши» и т. д.).
7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности
мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях
играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:
описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по
описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
(«Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т.д.)
8. Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при
ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями
живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино",
«Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно
развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание,
учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе
речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих
способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие
«Злаки», и т.д.)
10. Игры с логическими блоками Дьенеша - это набор фигур, отличающихся
друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета
(красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат,
треугольник,прямоугольник), по две характеристики величины (большой и
маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем
блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки.
Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение
свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:
1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем
«бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.
2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными,
треугольными, маленькими и т.д.
3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить
все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.
4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету
(форме). Затем – «не такой же».
5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три,
четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из
фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки
открывать!» просила открыть глаза, затем спрашивала « Какую «конфетку» съел
Мишка?»
11. Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих
способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности
моделировать и конструировать.
В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с
обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям
нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала
предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет,
а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету
заборы).
Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает
установить отношение по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных
разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать
«росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети
испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова
большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики
получаются не только разной высоты, но и разного цвета.
12. Игры с использование ИКТ - Одним из наиболее актуальных направлений в
современных игровых технологиях являются информационные компьютерные
технологии.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными
средствами возникают психические новообразования: мышление, развитое
воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные
качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих
способностей детей. Возможности использования современного компьютера
позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение
самостоятельно приобретать новые знания.
Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со
сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали
привычными и желанными для наших воспитанников.
Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет позволяет
добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся
самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых
ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через
игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических
функций.
Эти игры провожу во время режимных моментов, на прогулке, в свободной
игре детей. С использованием игровых технологий дети безболезненно
привыкают жить в коллективе.
Районное методическое объединение
для воспитателей групп раннего возраста.
Сообщение из опыта работы.
ТЕМА: «Современные игровые технологии в работе
с детьми раннего возраста»
МБОУ «Начальная школа – детский сад №14»
Воспитатель Тимченко Ольга Юрьевна
Октябрь 2017 г.