Напоминание

"Современные игровые технологии в работе с детьми раннего возраста"


Автор: Буслаева Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"ЯГОДКА"
Населённый пункт: г. Зарайск, Московская обл.
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: "Современные игровые технологии в работе с детьми раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют

в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов

дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с

детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально

соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного

образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является

позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к

ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над

ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим об игровых технологиях и их эффективном

использовании в работе с детьми раннего возраста. Вначале давайте вспомним,

что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических

установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов,

способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно -

методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в

форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая

игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и

соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть

обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной

направленностью.

Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31) среди

жизненно важных прав.

Изучая материалы ФГОС видно, что главная задача Стандарта для

дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих

игровых занятий в детском саду. Это одна из фундаментальных вещей, связанных

с полноценным проживанием детьми этапа дошкольного возраста. Важно не то,

чему научили ребёнка, а то, мог ли он полноценно прожить этот возраст. Ребенок

должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки

индивидуальной работы и группового взаимодействия, обучение должно входить

в жизнь ребёнка через ворота детской игры. В одном из своих интервью в эфире

Радио «Комсомольская правда» руководитель рабочей группы по созданию

стандарта дошкольного образования академик Российской академии образования,

заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова Александр

Асмолов сказал: «Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться.

Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир

познания ребенка через ворота детской игры и другие

соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру,

сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром».

Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую

образовательную задачу. Используемые в нашей работе игровые технологии, в

соответствии с основными требованиями ФГОС, направлены на формирование

общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья

ребёнка. Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети

раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель

получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на

каждого в отдельности. С внедрением игровых технологий происходит развитие

эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как

следствие, ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника

образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя,

также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта,

благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть

стабилизации личности.

Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре,

а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему

усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные

предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и

психических процессов.

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр:

1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального —

положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении

(«Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Ай-да» и др.).

2. Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям

пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально

— практическое взаимодействие с группой сверстников ( «Паровозик», «Лиса и

зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)

3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики

попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).

4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на

основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов

участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)

5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не

соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем

мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять

своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии

с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот

и мыши» и т. д.).

7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности

мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях

играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи:

описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по

описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

(«Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т.д.)

8. Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при

ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями

живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино",

«Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно

развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание,

учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе

речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих

способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие

«Злаки», и т.д.)

10. Игры с логическими блоками Дьенеша - это набор фигур, отличающихся

друг от друга цветом, формой, размером и использую чаще всего три цвета

(красный, желтый, синий) и четыре формы (круг, квадрат,

треугольник,прямоугольник), по две характеристики величины (большой и

маленький). Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: мы не просто разбиваем

блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки.

Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение

свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) При игре в «Цепочку» не просто собираем последовательность блоков, а делаем

«бусы» для куклы или выстраиваем «мостики» через речку.

2) Угости Мишку красными «конфетками» большими, квадратными,

треугольными, маленькими и т.д.

3) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить

все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

4) «Найди такой же». Показываю один блок и предлагаю найти такой же по цвету

(форме). Затем – «не такой же».

5) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три,

четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза, я убирала одну из

фигур. Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки

открывать!» просила открыть глаза, затем спрашивала « Какую «конфетку» съел

Мишка?»

11. Палочки Кюизенера – это хороший материал для развития творческих

способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности

моделировать и конструировать.

В начале использовала его как игровой материал. Дети играли с ними, как с

обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки. Детям

нравится выстраивать палочками (дорожки, поезд, заборчик, дом и др. Затем стала

предлагать детям выкладывать дорожку или заборчик, обращая внимание на цвет,

а затем на размер и цвет одновременно (строить одинаковые по высоте и цвету

заборы).

Расскажу об игре «Заборчик» для детей раннего возраста, которая помогает

установить отношение по длине и цвету. Дети выстраивают заборы для животных

разных размеров (высоты) и разного цвета. Высота забора должна соответствовать

«росту» того или иного животного (цыплёнка, поросёнка, телёнка). Дети

испытывают затруднения в понятии высокий, низкий, и используют слова

большой, маленький. Помогаю сделать вывод: оказывается, что заборчики

получаются не только разной высоты, но и разного цвета.

12. Игры с использование ИКТ - Одним из наиболее актуальных направлений в

современных игровых технологиях являются информационные компьютерные

технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными

средствами возникают психические новообразования: мышление, развитое

воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные

качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих

способностей детей. Возможности использования современного компьютера

позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение

самостоятельно приобретать новые знания.

Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со

сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали

привычными и желанными для наших воспитанников.

Я считаю, использование игровых технологий с детьми 2-3 лет позволяет

добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся

самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых

ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. То есть через

игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических

функций.

Эти игры провожу во время режимных моментов, на прогулке, в свободной

игре детей. С использованием игровых технологий дети безболезненно

привыкают жить в коллективе.

Районное методическое объединение

для воспитателей групп раннего возраста.

Сообщение из опыта работы.

ТЕМА: «Современные игровые технологии в работе

с детьми раннего возраста»

МБОУ «Начальная школа – детский сад №14»

Воспитатель Тимченко Ольга Юрьевна

Октябрь 2017 г.



В раздел образования