Напоминание

"Роль музыки в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"


Автор: Григорьева Галина Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №191"
Населённый пункт: Ленинского района г. Саратова
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыки в работе с гиперактивными детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль музыки в работе

с гиперактивными детьми дошкольного возраста.

Подход к лечению гиперактивного ребенка (синдром дефицита

внимания) и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. В этой

связи музыкальные занятия являются неотъемлемой составляющей такого

подхода.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и

покладистым,

не

удалось

еще

никому,

а

научиться

жить

в

мире

и

сотрудничестве с ним – вполне посильная задача. И музыка как нельзя лучше

способна создать положительный эмоциональный фон для сотрудничества

педагога и ребенка. Благодаря музыке возможно косвенно, опосредованно

воздействовать на поведение и организацию внимания ребенка. Кроме того,

музыка

выполняет

целый

ряд

профилактических

функций,

связанных

с

регуляцией

эмоционального

фона.

Еще

в

античном

мире

считалось,

что

именно музыка наиболее близка психической жизни, она передает движение,

а движение есть внешнее выражение характера. Получается, что, изменяя

характер

движения

музыкальных

звуков,

используя

различные

мелодии,

инструменты, ритмы, лады, можно изменить настроенность человеческой

психики, снять напряжение, перегрузки, очистить психику от «сенсорных

шлаков».

Главным средством музыкального воздействия на слуховые и

двигательные

анализаторы

является

метроритм.

С

первых

музыкальных

занятий у детей закладываются основы ощущений речевых и музыкальных

сигналов,

ритмических

импульсов

и

ритмических

реакций,

ощущение

акцентов,

слабых

и

сильных

долей.

Метроритмическая

единица

доля,

соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону корпуса, -

вырабатывает

в

детском

организме

размеренность

темпа

движения,

что

является

положительным

моментом

и

базисом

в

регуляции

психических

процессов.

Значение

музыкально-ритмических

упражнений,

игр,

танцев

трудно

переоценить. Но особо хочется остановиться на значении музыкальных игр.

Именно

в игре ребенок чувствует себя более комфортно, коррекция его

поведения

происходит

незаметно

для

него.

Все

ограничения

его

поведенческих

проявлений

заключены

в

правила

игры.

Также

для

соблюдения этих правил, ребенку поневоле приходиться

контролировать

свои движения и удерживать свое внимание. В музыкальной игре ребенок

выполняет различные задания, а все его движения и действия связаны с

узнаванием

и

различением

характера

музыки,

отдельных

выразительных

средств.

Это

вырабатывает

у

ребенка

умение

согласовывать

движения

с

началом

и

окончанием

музыки,

ощущать

фразировку,

такты,

метроритм,

интонацию.

Следует обратить внимание на то, что в работе с гиперактивными

детьми

следует

больше

времени

уделять

подготовительным

или

вспомогательным упражнениям, которые сначала проводятся без музыки, а

только потом с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений –

подготовить

тело

ребенка

(руки,

ноги,

голову,

кисти,

пальцы

к

воспроизведении. Действия, рифмованные задания отдельных игр побуждают

детей к выполнению игровых правил.

Учитывая, что частой причиной гиперактивности являются малые

мозговые

дизфункции

(ММД),

то

обучение

игре

должно

происходить

постепенно,

пошагово,

ибо

из

выданных

разом

инструкций,

не

будет

выполнена ни одна. На первом этапе создается мотивация игры, происходит

объяснение

ее

содержания,

детьми

осваивается

игровое

содержание.

На

втором этапе идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков.

На третьем – осуществляется автоматизация и совершенствование навыков,

появляется

самостоятельность

детей.

При

таком

подходе

динамика

у

проблемных детей проявляется в возникновении верной и быстрой реакции,

длительности

внимания,

запоминания

и

сохранения

информации

с

незначительной ее потерей.

По форме проведения игры подразделяются на:

- статические (стоя или сидя);

- игры с движением;

- игры-шутки;

- игры-песни;

- артикуляционные игры;

- игры-забавы;

- игры-загадки;

- ритмические игры.

Все игры можно разделить на три группы: на развитие внимания; на

развитие памяти; на развитие мышления.

Игры на развития внимания в коррекции гиперактивных детей

занимают главенствующее положение. Моторная активность у таких детей

бывает бесцельной и не соответствует требованиям конкретной обстановки.

У детей с синдромом дефицита внимания нарушения в двигательной сфере

выражаются

дискоординацией

движений,

неразвитым

зрительным

восприятием, изменением речевого развития, несформированностью мелкой

моторики и праксиса (способности осуществлять целенаправленно дыхание

и

действия).

Специально

разработанные

игры

помогут

развить

у

детей

свойства

внимания.

Перечень

игр

на

развитие

внимания

предлагает

Г.И.Анисимова

-

автор

сборника

«100

музыкальных

игр

для

развития

дошкольников», Ярославль. Академия развития. 2005 г. (Перечень см. ниже).

Наиболее сложным видом деятельности на музыкальных занятиях являются

танцы. Они исполнение требует более длительного внимания, непрерывности

исполнения, постоянной смены движений, запоминания их очередности. И

опять же, танец является «практикой детских игр», неотделим то музыки,

содержание которой он раскрывает в зрительных образах.

Танец оказывают положительное влияние на обще функциональную

деятельность, характеризует взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Методика разучивания с гиперактивными детьми должна быть такой же, как

и при разучивании игр.

Используемая литература:

Анисимова

Г.И.

100

музыкальных

игр

для

развития

дошкольников.

Ярославль. Академия развития. 2005 г.

Дошкольное воспитание №1, №2 – 2007. Л.Пасечник «Гиперактивность: как

быть?»



В раздел образования