Напоминание

"Лего-конструирование" для детей 4-5 лет


Автор: Базиян Рена Ашотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 12
Населённый пункт: г.Ярцева Смоленской области
Наименование материала: Программа дополнительной образовательной деятельности
Тема: "Лего-конструирование" для детей 4-5 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

дополнительной образовательной деятельности

«Лего-конструирование»

для детей 4-5 лет

Составила:

Базиян Р. А.

Содержание.

1. Пояснительная записка………………………………………………….….3

2. Актуальность …………………………….……………………………….3-4

3. Цели и задачи ……………………………………………………………….5

4. Работа с родителями………………………………………………………...5

5. Принципы программы……………………………………………………...6

6. Условия реализации программы…………………………………………...6

7. Модель системы работы……………………………………………………7

8. Ожидаемые результаты освоения программы…………………………….7

9. Формы организации обучения……………………………………………8-9

10. Интеграция образовательных областей…………………………………9-10

11. Перспективный план…………………………………………………….11-17

12. Формы проверки результатов освоения программы……………………18

13. Диагностика…………………………………………………………….18-19

14 .Литература…………………………………………………………………20

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по конструированию для детей 4 – 5лет «Лего-

конструирование» разработана в соответствии со следующими

нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (утвержден приказом Министерства образования и науки

Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача

Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-

13)

-

Нормативными

актами

регионального,

муниципального

уровня

и

локальными актами МБДОУ детского сада № 12.

Задачи и базовое содержание (федеральный компонент) составлены на основе

примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», под

редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, реализуемой в

ДОУ. Основой рабочей программы является программа Комаровой

Л.Г.«Строим из лего», программа Мельниковой О.В. «Лего-

конструирование».

Настоящие программы описывают курс подготовки по конструктивной

деятельности детей 4-5лет. Они разработаны на основе обязательного

минимума содержания по данному разделу для ДОУ с учетом обновления

содержания по различным программам, описанным в литературе

приведенной в конце данного раздела.

Актуальность

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение

ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания

дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку

равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие

ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Ведущими видами детской деятельности являются: игровая,

коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,

продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской

деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня

педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и

предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный

конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных

государственных образовательных стандартов дошкольного образования

(далее - ФГОС ДОО), потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей.

(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».)

-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и

экспериментальной деятельностью.

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

дошкольников в режиме игры ( учиться и обучаться в игре);

- способствует формированию познавательных действий, становлению

сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать

в коллективе.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит

важнейшим средством развивающего обучения в образовательных

учреждениях.

Выбор темы экспериментальной деятельности обусловлен социальным

заказом семьи. По результатам анкетирования на 1 место родители поставили

успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно

мыслить, сотрудничать с партнером, и самое главное – чувство уверенности в

себе.

В этой связи усилия педагога должны быть направлены на создание в

образовательном процессе детского сада педагогических условий,

способствующих формированию потенциальных возможностей ребенка в

соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и

склонностями, обеспечивающих создание ситуации успеха.

Цели и задачи.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала

личности ребенка через совершенствование его конструктивных

способностей.

Задачи:

1. развитие познавательных потребностей и творческих способностей;

2. развитие пространственных представлений, логики, мышления;

3. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее

ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной

инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного

возраста.

Работа с родителями.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

• Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и

объединить усилия для развития и воспитания детей

• Создать атмосферу общности интересов.

• Активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

• Изготовление совместно с детьми поделок на выставки совместного

творчества.

*Анкетирование, проведение опросов «Отношение к конструктивной

деятельности дошкольников».

*Творческие задания детям и родителям.

Таким образом, использование современных методик, совмещение различных

видов деятельности, позволят достигнуть определённых результатов:

Принципы программы:

1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал

располагается в последовательности с учетом возрастающей детской

компетентности.

2. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не

только конкретное содержание, но и целостную картину мира.

3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в

экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении

обобщенных способах действия.

4. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с

индивидуальными способностями и интересами.

5. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные,

двигательные, эмоциональные нагрузки) .

6. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к

здоровью детей.

7. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы,

эмоциональную и мотивационную сферу.

8. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.

Условия реализации программы.

Программа «Лего-конструирование» рассчитана на один год обучения.

Возраст детей – средний дошкольный возраст (4-5лет)

Количество воспитанников – 10 детей.

Обучение направлено на обучение самостоятельному созданию проектов из

конструктора Лего.

Режим проведения занятий.

1 раз в неделю, 4 раз в месяц, 36 в год

График работы кружка:

Среда – 15.15-15.35

Длительность занятий -20 минут.

Участниками образовательного процесса являются дети, родители (их

законные представители), педагоги. В соответствии с этим разработана

модель системы работы.

Модель системы работы:

Ожидаемый результат реализации программы

1.Формирование конструктивных умений и навыков у детей.

2. Развитие умения работать в команде, группе, парах и самостоятельно.

3. Снятие эмоционального напряжения, успешная социализация, развитие

воли и целеустремленности.

4. Развитие умения творчески подходить к решению задачи..

5. Развитие умения классифицировать материал для создания модели.

6. Развитие умения работать по предложенным инструкциям.

7. Развитие умения доводить решение до работающей модели.

8. Развитие умений излагать мысли в четкой логической последовательности,

отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно

находить ответ на вопросы путем логических рассуждений.

Конструирование

Самостоятельная

деятельность

Совместная

деятельность

Пополнение

предметно-

развивающей

среды

Непосредственно-

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в ходе

режимных процессов

Формы организации обучения

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе

которой развивается ребёнок, использую различные формы организации

обучения

Формы

Содержание

1.

Конструирование по

образцу

Детям предлагают образцы построек,

выполненных из деталей конструктора, и

показывают способы их воспроизведения.

Конструирование по образцу, в основе,

которой лежит подражательная деятельность,

- важный обучающий этап, где можно решать

задачи, обеспечивающие переход детей к

самостоятельной поисковой деятельности

творческого характера.

2.

3.

Конструирование по

модели

Конструирование по

условиям

Детям в качестве образца, предъявляют

модель, скрывающую от ребёнка очертание

отдельных её элементов. Эту модель, дети

должны воспроизвести из имеющихся у них

деталей конструктора. Таким образом, им

предлагают определенную задачу, но не дают

способа её решения. Конструирование по

модели – эффективное средство активации

мышления дошкольников.

Не давая детям образца постройки, рисунков

и способов её возведения, определяют лишь

условия, которым постройка должна

соответствовать и которые, как правило,

подчёркивают практическое её назначение. В

процессе такого конструирования у детей

формируется умение анализировать условия и

на основе анализа строить практическую

деятельность достаточно сложной структуры.

Данная форма организации обучения

способствует развитию творческого

конструирования.

4.

Конструирование по

простейшим чертежам

Моделирующий характер самой

деятельности, в которой детали

строительного материала воссоздаются

внешние и отдельные функциональные

особенности объектов, создаёт возможности

для развития внутренних форм наглядного

моделирования. В результате у детей

формируются мышление и познавательные

способности.

5.

Конструирование

по замыслу

Дети сами решают, что и как будут

конструировать. Данная форма – не средство

обучения детей созданию замыслов, она лишь

позволяет самостоятельно и творчески

использовать знания и умения, полученные

ранее.

6.

Конструирование по

теме

Детям предлагают общую тематику

конструкций, и они сами создают замыслы

конкретных построек, выбирают материал и

способы их выполнения. Основная цель

конструирования по заданной теме –

закрепление знаний и умений.

Интеграция образовательных областей через ЛЕГО-конструирование

Для воспитателей детского сада конструктор ЛЕГО является великолепным

средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов

деятельности и образовательных областей.

Образовательная область

Область применения ЛЕГО-

конструирования, в соответствии с

целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное

развитие

Создание совместных построек,

объединенных одной идеей, одним

проектом.

развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и

сверстниками;

формирование готовности к

совместной деятельности со

сверстниками;

формирование позитивных установок

к различным видам труда и

творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование –

воплощение замысла из деталей

ЛЕГО-конструктора.

формирование первичных

представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о

свойствах и отношениях объектов

окружающего мира (форме, цвете,

размере, материале, звучании, ритме,

темпе, количестве, числе, части и

целом, пространстве и времени,

движении и покое, причинах и

следствиях и др

Речевое развитие

Работа с педагогом над развитием

фонетического слуха, звуковой и

интонационной культуры речи

словообразованием, формированием

звуковой аналитико-синтетической

активности как предпосылки

обучения грамоте.

Художественно-эстетическое

развитие

Творческое конструирование –

создание замысла из деталей

ЛЕГО-конструктора.

реализация самостоятельной

творческой деятельности детей -

конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и

мелкой моторики обеих рук.

Перспективный план работы по ЛЕГО–конструированию

Месяц

Тема

недели

Тема

образовательн

ой ситуации

Задачи

Сентябрь

«Детский

сад детям

рад»

Конструирова

ние по

замыслу

- активизировать конструктивное

воображение детей;

- стимулировать создание детьми

собственных вариантов построек,

освоенных на занятиях, внесение в

знакомые постройки элементов

новизны;

- закреплять знание конструктивных

свойств материала и навыки

правильного соединения деталей.

«Пришла

без красок

и без

кисти и

перекраси

ла все

листья»

«Осенний

лес»

Закреплять умение строить лесные

деревья;

-Учить отличать деревья друг от

друга;

-Закреплять названия деталей и

цвет.

«Что нам

осень

принесла»

Конструирова

ние фруктов

продолжать знакомить детей с

конструктивными возможностями

различных деталей, используемых

для придания формы разных

предметов (овальная деталь,

полукруг и т.д.);

- формировать чувства симметрии и

умения правильно чередовать цвет в

своих постройках;

- развивать умения анализировать

образец – выделять в нем

функционально значимые части

(края, основание), называть и

показывать детали конструктора, из

которых эти части построены.

лесные деревья;

«У каждой

Построим

- Ознакомить детей с назначением

профессии

запах

особый»

фургон для

доставки

грузов в

магазины

грузовых машин – фургонов;

-Определить конструктивные

особенности машин – фургонов;

-Обучить выделению внутреннего

пространства;

- Развивать умения следовать

инструкциям педагога, размещать

постройку на плате;

- Развивать конструктивное

воображение.

Октябрь

«Бабушка

рядышком

с

дедушкой»

Цветущие

растения

- повторить названия комнатных

цветущих растений,

- вспомнить основные правила

ухода за комнатными растениями;

- повторить строение цветка;

- учить подбирать детали по цвету

соответствующие данному цветку

«Животны

е забавные

они такие

славные»

Кормушка для

птиц

- Закреплять навыки строить по

схемам;

- Учить строить кормушку из лего-

конструктора;

-Распределять детали лего-

конструктора правильно.

«Если хочешь

быть

здоров…»

«Жил на свете

один человечек»

-Развить навыки анализа

образца и моделирования в

соответствии с образцом

фигурки человечка.

«Посмотри,

как хорош,

дом, в

котором ты

живёшь»

«Моя улица»

- Дать детям основные понятия

городского пейзажа, вспомнить

особенности городских

построек;

- Развивать умение передавать

форму объекта средствами

конструктора;

- Закрепить навык скрепления

ноябрь

«Если вместе

мы, это

хорошо»

«Прогулка по

грибной поляне»

Выделять основные части

постройки, определять их

назначение;

- Закреплять умения скреплять

детали разными способами (со

смещением, на плато, скрепляя

2 детали одной);

- Закреплять умения

анализировать готовую

постройку;

- Развивать активное внимание

тонкой моторики рук;

- Учить составлять и

отгадывать загадки.

«Я всегда

внимательным

буду

обязательно»

Контруирование

по замыслу

- повторить правила дорожного

движения;

- закрепить умение строить

разные виды городского

транспорта;

- учить заранее обдумывать

содержание будущей

постройки, давать ей описание;

- развивать творческую

инициативу и

самостоятельность

«Детство это

смех и

радость»

Подъемный мост

Закреплять умение детей

конструировать по заданной

тематике с использованием

опорных схем. Активизировать

внимание, мышление.

Воспитывать интерес к

сооружению построек, навыки

коллективной работы

« Есть разные

мамы на

нашей

планете»

Дом для собаки

со щенками

Учить строить по

предложенным инструкциям,

учитывая способы крепления

деталей; передавать

особенности предметов

средствами конструктора

LEGO; - закрепить

представление о строительных

деталях, их свойствах;

определять назначение частей

предметов, их

пространственное

расположение; выбирать

правильную

последовательность действий;

Декабр

ь

« Вот какая

она, наша

Зимушка-

зима!»

Конструирование

по замыслу

- Учить заранее обдумывать

содержание будущей

постройки, называть ее тему,

давать общее описание;

- Развивать творческую

инициативу и

самостоятельность;

- Закреплять полученные

навыки.

« Хорошо что

каждый год к

нам приходит

Новый Год!»

Новогодние

игрушки

-Развивать фантазию и

воображение детей;

-Закреплять навык скрепления

деталей;

-Учит строить более сложную

постройку.

Январь

« Мы

играем и

поём, вот

как весело

живём»

Детский сад

- продолжать знакомить с

новыми деталями

конструкторов ;

- учить самостоятельному

конструированию модели дома;

-закрепить знания о строении

дома;

- знакомить с новыми

возможностями крепления

кирпичиков ЛЕГО;

«Зимние

забавы»

Конструирование

по замыслу

- Закрепить навык обдумывать

содержание будущей

постройки, называть ее тему,

давать общее описание;

- Развивать творческую

инициативу и

самостоятельность;

- Закреплять полученные

навыки;

«Как

живёшь ты

зимой,

зверь

домашний и

лесной»

Животные на

ферме

-Закреплять знания о домашних

животных;

- Учить анализировать образец,

выделять основные части

животных;

- Развивать конструктивное

воображение детей.

Февраль

«Маленькие

волшебники

Космос

Учить заранее обдумывать

содержание будущей

постройки. Развивать

творческую инициативу,

самостоятельность.

Развивать речь: загадки о

космосе, чтение стихов.

Строительство летательных

аппаратов

«Раз

словечко,

два

словечко»

Занятие – конкурс

по лего-

конструированию

Развивать ориентировку в

пространстве, развивать

внимание, мелкую моторику,

творческое мышление.

Воспитывать

самостоятельность, интерес к

конструированию из ЛЕГО.

«Сильные и

смелые

Армии

нужны,

защитники

Отечества-

всегда

сильны!»

Военная техника

(самолет)

-Дать детям знания об армии,

сформировать у них первые

представления о родах войск,

познакомить с военной

техникой

- Закреплять умение строить

самолет по схеме, используя

имеющиеся навыки

конструирования.

« С

праздником

Полевые цветы

- продолжать учить создавать

конструкцию на плоскости;

бабушки,

мамы,

сестренки,

тёти ,

подружки и

просто

девчонки!»

-учить анализировать объект:

повторить строение цветка;

- учить с помощью цвета

создавать модель похожую на

оригинал

Март

« В стране

народных

умельцев»

Бабочка

Учить находить необходимые

детали. Учить моделировать

бабочку по образцу,

предложенному педагогом.

Поощрять самостоятельность

«Театра мир

откроет нам

кулисы»

Избушка на

курьих ножках

Развивать навыки

анализировать образец,

выделять его основные

конструктивные части.

Закреплять умение строить

ступенчатую крышу.

« По дороге

с книгой»

Любимые

сказочные герои

Развивать фантазию и

воображение. Учить умению

планировать работу на основе

анализа особенностей образов

сказочных героев; передавать

характерные черты.

апрель

«Наша

планета-

чудо света»

Букет маков

Развивать фантазию и

творческое конструирование.

Учить конструировать букет

маков, передавая средствами

конструктора характерные

особенности цветов.

« Капель

весны

чудесной!»

Перелетные

птицы

- повторить строение птицы;

- продолжать учить создавать

конструкцию по замыслу;

- учить передавать особенности

определённой птицы путём

подбора цвета и деталей

Май

«Наша

дружная

семья»

Дом для наших

друзей

учить строить дом по схеме,

анализировать образец

постройки, различать и

называть строительные детали.

Способствовать проявлению

творчества, самостоятельности.

«Детский

сад второй

наш дом»

Живые цветы

- познакомить детей с

разнообразием бабочек и их

строением;

- учить строить симметричные

изображения на плоскости;

- продолжать учить строить по

замыслу, опираясь на

имеющийся опыт

« Мы

приглашаем

вас в

музей»

Выставка работ

для родителей и

педагогов в

центре ЛЕГО.

развивать внимание,

способность сосредоточиться,

память, мышление

учить воображать,

фантазировать, творчески

мыслить;

овладение умением мысленно

разделить предмет на

составные части и собрать из

частей целое;

учатся общаться друг с

другом, устраивать

совместные игры, уважать

свой и чужой труд;

Формы проверки результатов освоения программы:

- участие в конкурсах, выставках детского творчества;

-открытые занятия.

Использование Лего – конструктора в процессе диагностики

образовательных результатов

Еще одно важное направление применения Лего- конструктора

использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение

самостоятельной и коллективной игрой, индивидуальными играми дает

много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во

время игры.

Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с Лего- конструктором

позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и

родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка , с точки

зрения сформированность эмоционально-волевой и двигательной сфер,

выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его

коммуникативности.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на

непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную

деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферы,

формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и

интерес к обучению.

Уровень развития умений и навыков.

Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать

необходимые детали.

Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать

необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень

медленно, присутствуют неточности.

Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

Нулевой (0): Полное отсутствие навыка

Умение проектировать по образцу

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать

по образцу.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе

проектировать по образцу.

Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя

ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может

проектировать по образцу только под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

Умение конструировать по пошаговой схеме

Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать

по пошаговой схеме.

Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе

конструировать по пошаговой схеме.

Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе

исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (--): Не может понять последовательность действий при

проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только

под контролем педагога.

Нулевой (0): Полное отсутствие умения

Литература:

1. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 37

2. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях

введения ФГОС»)

3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и

объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.: ЛИНКА-

ПРЕСС, 2011.

4. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.

5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое

пособие. - М.: Академия, 2010. - 80 с.

6. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в

детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.

7. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство

Сфера,2012 год.

8. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и

Фербер,2014 год.



В раздел образования