Напоминание

"Предупреждение нарушений письма и чтения у дошкольников"


Автор: Пыхова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ"Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: город Оленегорск-2
Наименование материала: статья
Тема: "Предупреждение нарушений письма и чтения у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Предупреждение нарушений письма и

чтения у дошкольников»

Развитие

речи

дошкольников

является

одним

из

важных

условий

в

подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня

сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой

дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа

и

синтеза,

сформированности

лексико

грамматической

стороны

речи,

зрительного

анализа

и

синтеза,

пространственных

представлений.

Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких

может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или

чтением (дислексию), или и то и другое.

Профилактика нарушений письменной речи заключается:

а)

в

устранении

основных

этиологических

(причинных)

факторов,

приводящих к нарушениям письменной речи;

б)

в

раннем

выявлении

предрасположенности

к

этим

нарушениям

и

проведении комплекса предупредительных мер.

1.

Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана

здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений

б е р ем е н н о сти ,

п р еду п р еж де н и е

р одо в о го

т р а в м а т и з м а ,

инфицирования плода и новорожденного и т.п.

2.

Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости

детей в первые годы жизни.

3.

Ранняя

диагностика

и

своевременное

лечение

перинатальной

церебральной

патологии

(во

время

беременности,

родов,

первый

месяц после родов).

4.

Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи детей.

.

5.

Ранняя

диагностика

и

коррекция

выраженной

незрелости

изобразительных способностей ребенка.

6.

При наличии

двуязычия в семье . Дети, сменившие язык обучения,

относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать

индивидуальную помощь при освоении второго языка.

7.

Работа

с

неблагополучными

семьями

и

семьями

детей,

не

посещающих

детский

сад:

организация

«школ»

для

родителей

с

преподаванием приемов для подготовки ребенка к школе, развития у

него

пространственно-временной

ориентировки

и

необходимых

речевых навыков.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений чтения и

письма, проводится коррекционно – профилактическая работа.

1.

Формирование правильного звукопроизношения.

Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении

фонем (искажение, замена, отсутствие звука).

2.

Развитие грамматических навыков:

Основными задачами этого этапа являются:

- словоизменение (изменение разных частей речи по числам, падежам и т.д.,

согласование слов друг с другом);

-словообразование (образование

слов

с

помощью

приставок

и

суффиксов;

- работа над пониманием и употреблением предлогов.

3.

Развитие связной речи – диалогической и монологической.

Работа

по

обучению

составления

описательных

рассказов

и

совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

4.

Стимуляция осознания звуковой стороны слова

С

помощью

игровых

дидактических

упражнений

ребенка

подводят

к

осознанию

того

факта,

что

речевой

поток

можно

членить

не

только

на

смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги

и звуки.

Могут

быть

использованы

игры:

«Кто

придумает

конец

фразы,

слова?»

«Какое слово (звук) потерялось?». Подбирая картинки к словам-паронимам

(«дом-том», «рак-лак» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль

отдельных звуков.

5.

Стимуляция слухового внимания

Для этого могут быть использованы игры и упражнения типа: «Угадай, кто

кричит?», «Угадай, на чем играю?», Угадай, что делают?»

Также обучение

детей понимать смысловое значение интонации.

6.

Развитие

фонематического

восприятия

и

фонематических

представлений

Узнавание

неречевых

звуков,

звуков

речи.

Различение

высоты,

силы,

тембра

голоса

на

материале

звуков,

слов

и

фраз.

Различение

слов,

близких

по

звучанию.

Дифференциация

фонем

и

слогов.

Развитие

навыков элементарного звукового анализа

Обучение детей различать на слух близкие по звучанию и по произнесению

звуки

(изолированно

и

на

фоне

слова). Работа

проводится

со

словами,

данными

в

разной

грамматической

форме. Например,

ребенка

просят

показать на картинках: где нарисован стул, а где стулья; где мальчик играет

кубиком, а где мальчик играет кубиками и т.п. Можно использовать такие

упражнения:

«Отбери картинки, в

названии которых есть

звукЗ»,

«Придумай слово, в котором есть звук С» и др.

7.

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Формирование

умения

определить

место

данного

звука

в

слове,

определить последовательность звуков (слогов) в слове, их количество,

составить из данных звуков (слогов) слово и т.п.). Различение между собой

любых

звуков

речи,

как

гласных,

так

и

согласных.

Ребенок

должен

понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые

и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять

звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность

звуков в слове и количество слогов.

Выделение

из

предложения

слов,

из

слов-слогов,

из

слогов-звуков

.

Обучение

детей

разным

способам

словообразования

с

помощью

различных приставок.

8.Формирование изобразительно - графических способностей

Штриховка по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур;

Дорисовывание

незаконченных

рисунков

(недорисованный

круг,

треугольник, жук);

Рисование

с

натуры с

поставленной

целью

изобразить

как

можно

больше деталей;

Дорисовывание

рисунков

с

недостающими

деталями

(даются

законченные изображения, но с недостающими деталями);

Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;

Письмо

букв

и

слов

по

шаблонам. Изготавливается

шаблон

для

рукописного

шрифта,

и

по

нему

ребенок

вырабатывает

навыковые

движения для изображения букв.

9.Развитие внимания

(концентрации, распределения и переключения)

В работе по развитию внимания необходимо предусмотреть упражнения,

направленные на формирование как зрительного, так и слухового внимания.

Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции

внимания.

Рекомендуются следующие задания:

Длительная сортировка и нанизывание бусинок;

Прослеживание

взглядом

линии

от

её

начала

до

конца,

когда

она

переплетается

с

другими

линиями (*

«Кто

с

кем

говорит

по

телефону?»);

«Синхронный

счет».

Посчитать

количество

изображений

2-х

видов

(*бабочки и шарики или кружочки и палочки), не обращая внимания

на другие предметы, изображенные на этой же картинке;

Отыскивать и называть буквы (которые даны вразброс) в алфавитном

порядке.

В

настоящее

время

является

общепризнанным,

тот

факт,

что

между

недоразвитием

устной

речи

и

нарушением

чтения

и письма

существует

тесная взаимосвязь.

Для

успешного

овладения

письмом,

его

техникой

у

ребенка

уже

в

дошкольном

возрасте

должны

быть

сформированы

следующие

необходимые предпосылки письма:

Различие

на

слух

всех

звуков

речи,

включая

акустически

и

артикуляционно

близкие:

звонкие

-

глухие,

мягкие

-

твердые,

свистящие - шипящие, сонорные.

Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен

одних звуков другими.

Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.

Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений.

Владение

простейшими

видами

анализа,

доступными

детям

дошкольного

возраста,

а

именно:

выделение

звука

на

фоне

слова;

определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение

ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза

слов.

Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных

представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры

по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как

круг,

овал,

квадрат,

треугольник;

больше,

меньше,

вверху,

внизу,

справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов

букв.

В содержании коррекционной деятельности необходимо взаимодействие в

работе

воспитателей,

специалистов

образовательного

учреждения,

специалистов

в

области

коррекционной

педагогики,

медицинских

работников образовательного учреждения.



В раздел образования