Автор: Пыхова Оксана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ФГКДОУ"Детский сад № 154" МО РФ
Населённый пункт: город Оленегорск-2
Наименование материала: статья
Тема: "Предупреждение нарушений письма и чтения у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
«Предупреждение нарушений письма и
чтения у дошкольников»
Развитие
речи
дошкольников
является
одним
из
важных
условий
в
подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня
сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой
дифференциации звуков, правильного их произношения, звукового анализа
и
синтеза,
сформированности
лексико
–
грамматической
стороны
речи,
зрительного
анализа
и
синтеза,
пространственных
представлений.
Несформированность какой –либо одной из этих функций или нескольких
может вызвать нарушение процесса овладения письмом (дисграфию) или
чтением (дислексию), или и то и другое.
Профилактика нарушений письменной речи заключается:
а)
в
устранении
основных
этиологических
(причинных)
факторов,
приводящих к нарушениям письменной речи;
б)
в
раннем
выявлении
предрасположенности
к
этим
нарушениям
и
проведении комплекса предупредительных мер.
1.
Меры по предупреждению патологии плода и новорожденного: охрана
здоровья будущих матерей и беременных, профилактика осложнений
б е р ем е н н о сти ,
п р еду п р еж де н и е
р одо в о го
т р а в м а т и з м а ,
инфицирования плода и новорожденного и т.п.
2.
Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости
детей в первые годы жизни.
3.
Ранняя
диагностика
и
своевременное
лечение
перинатальной
церебральной
патологии
(во
время
беременности,
родов,
первый
месяц после родов).
4.
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи детей.
.
5.
Ранняя
диагностика
и
коррекция
выраженной
незрелости
изобразительных способностей ребенка.
6.
При наличии
двуязычия в семье . Дети, сменившие язык обучения,
относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать
индивидуальную помощь при освоении второго языка.
7.
Работа
с
неблагополучными
семьями
и
семьями
детей,
не
посещающих
детский
сад:
организация
«школ»
для
родителей
с
преподаванием приемов для подготовки ребенка к школе, развития у
него
пространственно-временной
ориентировки
и
необходимых
речевых навыков.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения нарушений чтения и
письма, проводится коррекционно – профилактическая работа.
1.
Формирование правильного звукопроизношения.
Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении
фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
2.
Развитие грамматических навыков:
Основными задачами этого этапа являются:
- словоизменение (изменение разных частей речи по числам, падежам и т.д.,
согласование слов друг с другом);
-словообразование (образование
слов
с
помощью
приставок
и
суффиксов;
- работа над пониманием и употреблением предлогов.
3.
Развитие связной речи – диалогической и монологической.
Работа
по
обучению
составления
описательных
рассказов
и
совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
4.
Стимуляция осознания звуковой стороны слова
С
помощью
игровых
дидактических
упражнений
ребенка
подводят
к
осознанию
того
факта,
что
речевой
поток
можно
членить
не
только
на
смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы: слова, слоги
и звуки.
Могут
быть
использованы
игры:
«Кто
придумает
конец
фразы,
слова?»
«Какое слово (звук) потерялось?». Подбирая картинки к словам-паронимам
(«дом-том», «рак-лак» и др.), дети усваивают смыслоразличительную роль
отдельных звуков.
5.
Стимуляция слухового внимания
Для этого могут быть использованы игры и упражнения типа: «Угадай, кто
кричит?», «Угадай, на чем играю?», Угадай, что делают?»
Также обучение
детей понимать смысловое значение интонации.
6.
Развитие
фонематического
восприятия
и
фонематических
представлений
Узнавание
неречевых
звуков,
звуков
речи.
Различение
высоты,
силы,
тембра
голоса
на
материале
звуков,
слов
и
фраз.
Различение
слов,
близких
по
звучанию.
Дифференциация
фонем
и
слогов.
Развитие
навыков элементарного звукового анализа
Обучение детей различать на слух близкие по звучанию и по произнесению
звуки
(изолированно
и
на
фоне
слова). Работа
проводится
со
словами,
данными
в
разной
грамматической
форме. Например,
ребенка
просят
показать на картинках: где нарисован стул, а где стулья; где мальчик играет
кубиком, а где мальчик играет кубиками и т.п. Можно использовать такие
упражнения:
«Отбери картинки, в
названии которых есть
звукЗ»,
«Придумай слово, в котором есть звук С» и др.
7.
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Формирование
умения
определить
место
данного
звука
в
слове,
определить последовательность звуков (слогов) в слове, их количество,
составить из данных звуков (слогов) слово и т.п.). Различение между собой
любых
звуков
речи,
как
гласных,
так
и
согласных.
Ребенок
должен
понимать разницу между согласными звуками (звонкие и глухие, твёрдые
и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять
звуки в слоги, слоги – в слова. Умение определять последовательность
звуков в слове и количество слогов.
Выделение
из
предложения
слов,
из
слов-слогов,
из
слогов-звуков
.
Обучение
детей
разным
способам
словообразования
с
помощью
различных приставок.
8.Формирование изобразительно - графических способностей
Штриховка по контуру, обводка, срисовывание геометрических фигур;
Дорисовывание
незаконченных
рисунков
(недорисованный
круг,
треугольник, жук);
Рисование
с
натуры с
поставленной
целью
изобразить
как
можно
больше деталей;
Дорисовывание
рисунков
с
недостающими
деталями
(даются
законченные изображения, но с недостающими деталями);
Воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти;
Письмо
букв
и
слов
по
шаблонам. Изготавливается
шаблон
для
рукописного
шрифта,
и
по
нему
ребенок
вырабатывает
навыковые
движения для изображения букв.
9.Развитие внимания
(концентрации, распределения и переключения)
В работе по развитию внимания необходимо предусмотреть упражнения,
направленные на формирование как зрительного, так и слухового внимания.
Основной акцент следует делать на формировании произвольной регуляции
внимания.
Рекомендуются следующие задания:
Длительная сортировка и нанизывание бусинок;
Прослеживание
взглядом
линии
от
её
начала
до
конца,
когда
она
переплетается
с
другими
линиями (*
«Кто
с
кем
говорит
по
телефону?»);
«Синхронный
счет».
Посчитать
количество
изображений
2-х
видов
(*бабочки и шарики или кружочки и палочки), не обращая внимания
на другие предметы, изображенные на этой же картинке;
Отыскивать и называть буквы (которые даны вразброс) в алфавитном
порядке.
В
настоящее
время
является
общепризнанным,
тот
факт,
что
между
недоразвитием
устной
речи
и
нарушением
чтения
и письма
существует
тесная взаимосвязь.
Для
успешного
овладения
письмом,
его
техникой
у
ребенка
уже
в
дошкольном
возрасте
должны
быть
сформированы
следующие
необходимые предпосылки письма:
Различие
на
слух
всех
звуков
речи,
включая
акустически
и
артикуляционно
близкие:
звонкие
-
глухие,
мягкие
-
твердые,
свистящие - шипящие, сонорные.
Правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен
одних звуков другими.
Развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи.
Достаточное формирование фонетико-фонематических представлений.
Владение
простейшими
видами
анализа,
доступными
детям
дошкольного
возраста,
а
именно:
выделение
звука
на
фоне
слова;
определение места звука в слове - начало, середина, конец; выделение
ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза
слов.
Достаточный уровень сформированности зрительно-пространстенных
представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры
по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как
круг,
овал,
квадрат,
треугольник;
больше,
меньше,
вверху,
внизу,
справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов
букв.
В содержании коррекционной деятельности необходимо взаимодействие в
работе
воспитателей,
специалистов
образовательного
учреждения,
специалистов
в
области
коррекционной
педагогики,
медицинских
работников образовательного учреждения.