Напоминание

"Николаевский женский детский приют в городе Ярославле"


Автор: Баршевская Изабелла Игоревна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУДО Центр детского творчества "Россияне"
Населённый пункт: Город Ярославль
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Николаевский женский детский приют в городе Ярославле"
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Баршевская Изабелла Игоревна,

методист и педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОУ ДО ЦДТ «Россияне»,

г. Ярославль, Ярославская область

Конспект занятия

«Николаевский женский детский приют в городе Ярославле»

Предлагаемое

занятие

проводится

с

учащимися

3-5-х

классов

общеобразовательных школ в соответствии с учебно-тематическим планом

одногодичной

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Занимательное краеведение для учащихся младшего и среднего

школьного возраста», подготовленной автором в 2004 – 2005гг. (впоследствии

неоднократно

дорабатывалась)

для

Дома

детского

т во рч е с т ва

Красноперекопского

района

Ярославля.

Данное

занятие

продолжает

знакомить учащихся с историей старейших учебных заведений Ярославля,

продолжая

воспитывать

детей

в

уважении

к

историко-культурным

памятникам и памятным местам города.

Ключевые

слова: гимназия,

училище,

приют,

пансион,

памятник,

гражданская архитектура, топоним.

***

Место проведения: в учебных помещениях учреждений дополнительного

образования, группах продлённого дня средних школ города Ярославля.

Продолжительность: 1 час 40 минут (2 академических часа) с перерывом на

10 минут.

Тип

занятия: комбинированное (обобщающее повторение, ознакомление с

новым материалом, закрепление изученного).

Цель занятия:

расширить знания детей о дореволюционных учебных заведениях нашего

города, одновременно познакомив еще с одним памятником гражданской

архитектуры

Ярославля

домом

43

по

современному

Московскому

проспекту.

Задачи:

- проверить знания материала предыдущих занятий;

- передать новую информацию,

развивающую кругозор детей в области

истории своего края, своей малой Родины

(Красноперекопского района

города Ярославля), ее культурного наследия.

Оборудование:

-

снимки

бывших

мужских

гимназий

(ныне

военный

госпиталь

и

административный

корпус

Ярославского

государственного

университета

имени

П. Г. Демидова), училища имени Н.М. Градусова

(Ярославское

художественное училище),

училища имени Н.П. Пастухова (современная

академия промышленного менеджмента), Николаевского женского детского

приюта

(поликлиника

1

городской

клинической

больницы

8);

Московского

проспекта,

Ярославского

историко-архитектурного

музея-

заповедника, Стрелки, Ярославской Большой мануфактуры, портретов Н.М.

Градусова, Н.П. Пастухова, А.И. Трунова.

- дидактические карточки с названиями и терминами к игре «Топоним»:

гимназия,

училище,

приют,

пансион,

Большая

Московская

улица

(Московский пр-т), Градусово, кремль, Стрелка, Рубленый город, Земляной

город;

-

краеведческие

дневники

учащихся

(тетради

с

записями

краеведческих

терминов и понятий);

- календарики, ручки для поощрения детей.

Ход занятия:

1.Психологическая разминка

Форма проведения – беседа.

Педагог интересуется настроением своих юных краеведов и предлагает им

открыть новые неизвестные страницы в истории своего города, того района, в

котором они непосредственно живут.

2

2.Анализ усвоения

материала по истории детских учебных заведений

в

старом Ярославле

Формы проведения и методы обучения – беседа, демонстрация наглядных

материалов (снимков зданий, улиц, портретов земляков).

Педагог

предлагает

вспомнить,

какие

из

них

мы

уже

знаем;

что

такое

гимназия; какие были в Ярославле начальные училища для детей бедняков, и

что нам известно об одном из лучших таких училищ - училище им. Н.М.

Градусова,

которое

располагалось

в

Закоторосльной

части

города

Ярославля, то есть в современном Красноперекопском районе?

3. Основная часть

Формы

проведения

и

методы

обучения

рассказ-объяснение,

беседа,

дидактическая игра, демонстрация наглядных материалов.

Рассказ педагога о бывшем Николаевском женском детском приюте (ныне

поликлиника № 1 больницы № 8 по Московскому пр., 43). Начинаем с игры

в

экскурсовода:

педагог

предлагает

детям,

опираясь

на

его

наводящие

вопросы,

рассказать о доме, который они видят перед собой на снимке

(красивый дом, старинный), попробовать описать то место, где находится это

здание (вспомним, как назывался Московский проспект раньше, в старину,

кто строил здесь дома). Затем следует рассказ педагога об истории постройки

Николаевского

приюта,

сообщается

дата

постройки,

причина

такого

названия данного благотворительного заведения, рассказывается,

что это

был за приют, как тесно была связана его деятельность с

Ярославской

Большой

Мануфактурой

(ныне

комбинат

«Красный

Перекоп»).

Сообщается, как изменилась судьба здания после Октябрьской революции

1917 года, подчеркивается,

как бы, преемственность времен – раньше

детский приют, теперь поликлиника. Особый рассказ – о судьбе бывшей

воспитанницы приюта О.С. Лапшиной, впоследствии работавшей в этой

поликлинике

медицинским

регистратором

(краткое

объяснение

педагога

значения термина).

3

4.Разминка

Форма проведения – кроссворд.

Разгадываем

кроссворд

из

серии

«Тесты

и

кроссворды

по

страницам

любимых книг» (готовится перед началом занятий на доске).

5.Закрепление нового материала

Форма проведения – беседа, демонстрация наглядных материалов.

Педагог предлагает ребятам после

небольшого отдыха подвести итоги.

Давайте вспомним, кто открыл приют (купец А.И.Тунов); почему его так

назвали

(почитание св. Николая

в

Ярославле, покровитель купечества,

сколько

церквей

в

нашем

городе

названо

в

честь

этого

святого);

чем

прославился этот приют в нашем районе и в самом городе;

что сейчас

находится в этом старинном здании?

6.Рефлексия занятия в форме итоговой беседы-объяснения «Топоним»

Форма проведения и методы обучения – беседа-объяснение, демонстрация

наглядных материалов.

Педагог: - Что такое «топоним» - все помните?

Ответы детей.

Правильный ответ педагога: имя, название, обозначающее название какого-

либо природного объекта (например, реки – Которосль, Волга) или объекта,

созданного

человеком

(улица

Стачек,

Московский

пр-т,

Градусовское

училище).

Педагог: Какие новые слова вы сегодня узнали?

Ответы детей: приют, пансион.

Педагог предлагает записать их в краеведческие дневники.

Педагог: Где находился Николаевский приют?

Дети: На Большой Московской улице (современный Московский проспект).

Педагог: Большая

Московская улица – это тоже «топоним», названа так,

потому что здесь проходила и проходит дорога из Ярославля на Москву.

Педагог: А есть ли в Ярославле такое название – Градусово?

Ответы детей.

4

Правильный ответ педагога: такое название есть только неофициально.

Педагог: Это бытовой топоним, то есть так в народе называли часть бывшей

Большой Московской улицы, где было несколько домов, принадлежащих

богатому

семейству

Градусовых

том

числе

и

училище

имени

Н.М.

Градусова).

Педагог: Что называется кремлем?

Ответы детей.

Правильный

ответ

педагога:

крепость

в

старинных

русских

городах

или

городские укрепления в

старой

Руси,

или город-крепость,

окружённый

крепостной стеной с бойницами и башнями.

Педагог: А есть ли в Ярославле кремль?

Ответы детей. Правильный ответ: нет.

Педагог: Вспомним, почему?

Ответы детей.

Правильный ответ педагога: он был деревянный, много раз горел, последний

– в середине XVII века, с тех пор его больше не восстанавливали. Не путайте

с

бывшим

Спасо-Преображенским

монастырем,

на

территории

которого

расположен

Ярославский

историко-архитектурный

музей-заповедник,

который был построен как крепость.

Педагог: А что вы знаете про нашу Стрелку? Что такое Стрелка?

Ответы детей.

Правильный ответ педагога: берег, образующийся при слиянии двух рек, в

Ярославле это место впадения реки Которосли в Волгу.

Педагог: Что называли в Ярославле Рубленым городом?

Ответы детей.

Правильный

ответ

педагога:

древний

Ярославль

деревянный

город-

крепость,

возведенный

на

Стрелке.

Рубленый

значит,

построенный

из

срубленного дерева.

7. Поощрение. В заключение занятия наиболее активные ребята (определяем

их вместе) награждаются календариками (ручками и т.п.).

5

Список литературы:

1.Баршевская

И.И.

Занимательное

краеведение

для

учащихся

младшего

и

среднего

школьного

возраста:

дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа. – Ярославль: МОУДО Дом детского творчества

Красноперекопского района, 2004 – 2005.

2.Баршевская

И.И.

Старые

дома

рассказывают:

О

н е кото р ы х

топонимических загадках Перекопа. – Ярославль: Ремдер, 2006.

3. Баршевская И.И. Твои знакомые улицы. – Ярославль: ООО «Канцлер»,

2008.

4. Имя – тоже памятник: Методические разработки в помощь работе по

краеведению. – Ярославль: Изд-е Ярославской областной библиотеки им.

И.А. Крылова, 1999.

6



В раздел образования