Напоминание

"ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ ДОМА"


Автор: Антипова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 902 "Диалог" здание 13
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: "ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ ДОМА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 902 «Диалог»»

(ГБОУ Школа № 902 «Диалог»)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ ДОМА»

Составила:

Воспитатель – Антипова Н.И.

Консультация для родителей

«Детское экспериментирование дома»

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность

сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.»

К. Е. Тимирязев

Термин « экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-

практического освоения действительности, направленный на создание таких условий,

в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных

ситуациях. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние

ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу

и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину

снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследовании. В

каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день

стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять

некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или

иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное

значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет детское

экспериментирование. Оно понимается не только, как процесс усвоения знаний,

умений, навыков, а главным образом, как поиск и приобретение знаний

самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в

процессе взаимодействия сотрудничества и сотворчества с целью

-Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую

любознательность;

-Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,

сравнение, обобщение);

-Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской

деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении

результата, их интерпретации и применении в деятельности;

-Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть

его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и

поведении;

-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов

и экспериментов.

Ребенку дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего

мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в дошкольном

возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но

и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. Несомненно, каждого

родителя беспокоит вопрос о знаниях и уровне развития своего ребенка. Увы, при

нашем скоростном ритме жизни, многие родители не могут уделить достаточно

времени, что бы ответить на все вопросы маленького «почемучки». Вспомните, как

часто на какой-либо вопрос вы отвечаете «Не знаю», «Потом», «Потому». Маленький

любознательный человечек, не удовлетворившись вашими ответами, самостоятельно

ищет ответы в мире мультфильмов, компьютера или просто придумывает. Ребенок

«погружается» в море информации, по большей части ненужной. На самом деле, что

бы ответить на многие вопросы вашего малыша и не потерять связи с ним, времени

нужно не так много. Дети очень любят экспериментировать и в этом поможет

познавательная поисково – исследовательская деятельность.

В детском саду при проведении педагогами организованно образовательной и

самостоятельной деятельности детей уделяется много внимания детскому

экспериментированию, организуется исследовательская деятельность, создаются

специальные проблемные ситуации. В группах созданы условия для развития детской

познавательно-исследовательской деятельности. Познавательный центр «лаборатория»

имеет все для проведения исследовательской деятельности детьми (бумага

разных видов, ткань, специальные приборы и оборудование, неструктурированные

природные материалы (песок, вода) и т.п. Взаимодействие со взрослыми

помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя

компетентными, поэтому желательно, чтобы родители дома придерживались таких же

педагогических позиций. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную

задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного

взаимопонимания между родителями и педагогом. Рекомендуем родителям проводить

несложные опыты и эксперименты дома. Для этого не требуется больших усилий,

только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое

место в квартире может стать местом для эксперимента. (Например, ванная комната:

во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о

растворимости веществ). Несложные опыты и

эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий,

только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

На кухне – вода горячая и холодная, растворяем в воде разные вещества (сахар, соль,

варенье и др.), вода меняет вкус, цвет, льется, переливается, очищает.

Игры «Прятки с водой» (спрячем монетку в воде, молоке).

«Тонет – не тонет» (гаечка – деревянная палочка, пластмассовое яйцо от «киндер-

сюрприза» и прочее). В

ванной комнате - разрешите играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами

(куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды

нужно набрать, чтобы флакончик утонул?)

Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты

сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?

Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать

необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.

Поливка цветов – всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие

растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?

Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше

повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?

Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать,

аргументировать свою точку зрения.

Познавательно-поисковая деятельность пронизывает все сферы жизни ребенка, в том

числе и игровую деятельность. Игра в исследованиях часто перерастает в реальное

творчество, в возможность удовлетворять детскую любознательность.

Ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать

сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не

вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и

желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две

краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании

окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения

встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого

необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста.

1. Опыт. Цветы лотоса.

Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша

закрутите

лепестки

к

центру.

А

теперь

опустите

разноцветные

лотосы

на

воду,

налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это

происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки

раскрываются.

2. Опыт. «Подводная лодка».

Для

проведения

опыта

вам

понадобятся:

сырое

яйцо,

стакан

с

водой,

несколько

столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой -

яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько

ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на

поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем

сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что

человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда

опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что

яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне

соленая

и

пресная

вода

не

отличается

друг

от

друга,

и

это

будет

выглядеть

удивительно.

3.Опыт Соломинка-пипетка.

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим

рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём

указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем

палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько

раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же

принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.

4.Опыт Домашние леденцы «Сладкие кристаллы».

Поиграйте с вашими детьми в кулинаров – очень увлекательное занятие!!! Готовьте

дома вместе со своими детьми!!! Вспомните, не так ли поступали наши бабушки и

прабабушки!

Предложите

ребенку

приготовить

домашние

конфеты

«Сладкие

кристаллы». Растворите в стакане теплой воды пол стакана сахара. Возьмите ложку

или вилку и привяжите к ней чистую нитку с большим узелком на конце. Положите

эту ложку сверху стакана, поперек, а конец ниточки опустите в сахарный раствор.

Важно!!! Нитка не должна касаться стенок стакана!!!

Ни по бокам, ни снизу!!!

Наберитесь терпения и ждите пока вода испариться! Весь процесс займет несколько

дней, сколько точно сказать трудно, так как это зависит от температуры и влажности

воздуха в вашем доме. Возле батареи процесс идет значительно быстрее. Когда вода из

стакана испариться, сахар налипнет на нить, принимая причудливые формы. Все!!!

Сладкие кристаллы можно пробовать. Вкусно? «Сладкие кристаллы» - замечательные

экологически чистые конфеты!!! Без красителей и другой химии!!! Эти же леденцы

будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Можно,

в

принципе,

добавить

и

пищевой

краситель,

но

это

если

у

вашего

ребенка

нет

аллергии. Тогда получатся «Сладкие кристаллы» с разным вкусом и цветом.

5.Опыт Домашние леденцы «Петушки».

Берем несколько ложек сахара, смоченного несколькими каплями воды. Воды

действительно должно быть НЕСКОЛЬКО КАПЕЛЬ. Выберите посуду, какую не очень

жалко и нагревайте ее на плите, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не

переусердствуйте и не спалите сахар. Огонь не нужен сильный, достаточно среднего

режима работы конфорки. Как только сахар растает, сразу перелейте его в тарелочки,

смазанные растительным маслом, понемногу в каждую. Если у вас, есть формочки,

будет вообще замечательно! Вылейте расплавленный сахар в них! Конфеты нашего

детства!!! И Вашего тоже ??? Я думаю, ребенку будет интересно услышать, как вы в

детстве готовили их с вашей мамой, его бабушкой. Это сблизит всю семью.

Попробуйте с детьми конфеты вашего детства!!! Деткам понравилось? Замечательно!

Ведь кто, как не Вы, научит их видеть необычное в обычном!!! И только с вашей

помощью они вырастут творческими и креативными!!!

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия

превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование

является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем

сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,

установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у

детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном,

терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности

самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных

успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.



В раздел образования