Авторы: Лисова Нина Павловна, Савинич Людмила Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ № 10, г. Апатиты, Мурманская область
Населённый пункт: г.Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Социальная адаптация детей через театрализованную деятельность."
Раздел: дошкольное образование
Социальная адаптация детей через театрализованную деятельность.
Нашу группу посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди
них есть дети
с ранним детским аутизмом,
дети с синдромом Дауна, дети с
умственной отсталостью. Придя в группу, дети не умели даже вступать в контакт друг
с другом и взрослыми. Многие из них страдали от неустойчивого внимания, дети с
РДА были вообще неорганизованные, не выражали никаких эмоций, их ничего не
привлекало в группе. Дети с умственной отсталостью были слишком возбудимы. Дети
с синдромом Дауна были очень эмоциональны, проявляли большой интерес к музыке,
танцам, играм. У троих детей речь сформирована, но имелись дефекты в речи, один
ребенок говорит отдельные слова, еще у троих - речь отсутствует.
Мы решили, что наиболее эффективным средством для социальной адаптации
наших детей, будет являться театрализованная деятельность. Поэтому она стала для
нас одной из главных задач.
В
своей
работе
мы
стали
больше
использовать
различных
видов
театра:
пальчиковый, настольный, плоскостной, теневой, би- ба- бо, магнитный. На первых
этапах
все
это
показывал
взрослый,
привлекая
детей
яркими
куклами,
музыкой,
танцами,
игрой
на
различных
музыкальных
инструментах,
необычным
перевоплощением взрослого в разные образы, используя костюмы, шапочки и другие
аксессуары. У детей постепенно стал появляться интерес, и они начинали пытаться
повторять действия с игрушками, такие же, какие наблюдали за взрослым. Это был уже
небольшой успех!
Затем постепенно мы стали привлекать детей к самостоятельному показу, но с
участием взрослого. Таким образом, формировали у детей уверенность в себе, в свои
силы,
возможности
и
способности.
В
дальнейшем
старались
сводить
участие
взрослого к минимуму, но дети знали, что в случае затруднения, взрослый всегда
придет им на помощь.
Для
первых
выступлений
детей
использовали
короткие
диалоги,
небольшие
потешки, доступные и простые сказки. Определяя роль ребенку, мы учитывали его
возможности. Если это ребенок с тяжелым недоразвитием речи, он выполняет роль
танцора,
или
его
действия
сопровождает
речь
педагога,
а
также
ребенок
мог
показывать сказку изображая ее с помощью рисунка. Дети с умственной отсталостью
выполняли самые простые и короткие роли, используя жесты, мимику, пиктограммы.
Дети с синдромом Дауна привлекались больше к танцевальной части. Таким образом,
мы старались задействовать всех детей. Конечно, это долгий и кропотливый труд, но
он дает положительные результаты. Сейчас дети с радостью и желанием участвуют в
наших постановках. У них стала легче преодолеваться неуверенность в себе. Мы
замечаем радость и улыбки в их глазах, они стали самостоятельней и активней, а самое
главное они научились взаимодействовать друг с другом, слышать и понимать друг
друга.
Итогом всей работы стало выступление детей за пределами дошкольного
учреждения в фестивале театрально-игрового творчества «Волшебный мир театра» на
межмуниципальном семинаре. В номинации « Дети – лучшие актеры» группа
награждена дипломом Гран-При. Показ потешки «Кошкин дом» группа
представляла в областном марафоне «Безопасность детей в современном мире:
эффективные практики обучения» в г. Мурманске.
Показ потешки «Кошкин дом» Показ театра по сказке В.Сутеева
«Капризная кошка» (ребенок ведет диалог с кошкой с помощью зарисовок)