Формирование коммуникативных УУД в рамках изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Автор: Комова Светлана Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Сладковская СОШ Населённый пункт: село Сладково Наименование материала: статья Тема: Формирование коммуникативных УУД в рамках изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" Раздел: начальное образование
Формирование коммуникативных УУД в рамках изучения
комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Если человека постоянно приучать усваивать
знания и умения в готовом виде,
можно притупить его природные творческие
способности – разучить думать самостоятельно.
(А. Дистерверг)
Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов
действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к
самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого
процесса усвоения. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для
формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов
из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать
«теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
В пояснительной записке Примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения по стандартам второго поколения во 2.1
говорится «В результате изучения всех предметов на ступени начального
общего образования у выпускников будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные
действия как основа умения учиться... Это значит, что овладение учащимися
вышеперечисленными учебными действиями
создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний,
умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Моя цель - показать, как формировать коммуникативные УУД в рамках
изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики», который после успешного эксперимента с 1 сентября 2012
года введен во всех учебных заведениях страны.
Этот предмет необычен тем, что является не уроком, а курсом, который
длится всего один год, и школьники не волнуются из-за оценки в дневнике,
так как принято положение по данному курсу о безоценочной системе.
С 2012 учебного года преподаю предмет ОРКСЭ, модуль «Основы мировых
религиозных
культур»,
поскольку
именно
его
выбрали
родители
обучающихся.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего
школьника
мотивации
к
осознанному
нравственному
поведению,
основанному
на
знании
культурных
и
религиозных
т радиций
многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
В свете требований ФГОС одним из основных подходов к преподаванию
курса ОРКСЭ наряду с культурологическим, деятельностным и личностно-
ориентированным,
является
коммуникативный,
который
формирует
у
младших
школьников
коммуникативную
компетентность
и
предполагает
активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией,
обсуждение разных точек зрения и т.д.
Итак, что же такое коммуникативные универсальные учебные действия?
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества –
умение слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли в речи,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем,
так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения,
оказывать поддержку друг другу.
Какие пути ведут к формированию коммуникативных учебных действий?
Для достижения положительных результатов использую следующие формы
учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и др., так
как именно они позволяют обучающимся получить учебную и
эмоциональную поддержку одноклассников, формируют нравственные
чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности друг за друга, а также
учат слушать, формируют способность встать на позицию другого человека,
вести диалог и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
При
формировании
УУД
широко
использую
технологию
сотрудничества,
которая
включает
организационные
формы,
нацеливающие
учащихся
распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу
друг у друга, выполнять работу в малой группе.
Так, при работе в парах выдаю на каждую парту два конверта с заданиями.
Например, задание со слогами: соединить слоги в слова, объяснить значение
этих слов и провести взаимоопрос, при котором один ученик задает вопрос, а
другой – отвечает. При подобной работе в малых группах, в командах иногда
задание усложняю постановкой пантомимы (разыгрывание "немых" сцен, по
которым
остальные
участники
узнают
загаданное
слово).
Таким
путём
познавательное задание переходит в ролевую игру нравственного характера.
Иногда использую шарады: на доске написаны части слов, обозначающих
пройденные понятия. Причём, в некоторых словах есть одна лишняя буква.
Надо догадаться, какая буква лишняя и не учитывать её при ответе, а главное
– сложить из двух слов одно слово – понятие:
тура, куль, меч, есть, рок, век, про, чело, пас, порт, принц, тип. Пара,
набравшая
больше
слов-понятий,
побеждает.
(Ответ:
культура,
мечеть,
пророк, человек, паспорт, принцип)
Кроме того, даю задания, нацеленные на обогащение лексического запаса
учащихся; почти на каждом уроке стараюсь проводить словарную работу –
определять значение имени, названия, термина и понятия, отрабатываем их
произношение
и
написание,
подбираем
синонимы
и
антонимы,
раскрывающие нравственные качества и поступки и т. п.
Например, коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота,
взаимопомощь.
– Что такое милосердие?
Подберите синонимы к этому слову, из каких слов состоит это понятие.
– К кому мы проявляем милосердие?
– Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь?
Также предлагаю задания на обсуждение нравственного смысла народных
пословиц,
высказываний
и
оценочных
суждений
религиозных
и
общественных
деятелей,
писателей,
философов
и
т.
д.;
задания
на
выстраивание
диалога
учащихся
с
художественным
или
дидактическим
проблемным
текстом,
развития
их
социально-коммуникативных
способностей слушать и слышать, сочувствовать, сопереживать, участвовать
в беседе и пр.
Вместе с тем, применяю игровые технологии:
- игра "Повторяю и своё добавляю!". Участники договариваются называть
понятия
на
определенную
тему,
например,
"Христианское
искусство".
Первый
играющий
называет:
"икона".
Второй
повторяет:
"икона"
–
и
добавляет:
"фреска".
Третий
говорит
уже
три
слова:
"икона",
"фреска",
"храм". Наконец, кто-то не может повторить без ошибки весь ряд понятий
(икона, фреска, храм, церковное пение, колокол…). Этот игрок выбывает, а
попытку повторяет следующий по очереди. Побеждает тот, кто назвал самый
длинный ряд понятий.
Особое значение на уроках ОРКСЭ придаю работе с притчами, обладающими
большим
воспитательным
потенциалом
и
развивающими
логическое
и
критическое
мышление
учащихся.
В
качестве
примера,
рассмотрим
известную притчу.
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который
наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал
самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась
лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к
Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или
мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в
любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика,
Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Вопросы и задания учащимся:
- Дайте этой притче название.
- Как вы поняли смысл этой притчи?
-
Объясните
слова
мудреца:
"Всё
в
твоих
руках"
(Человек-хозяин
своей
судьбы).
Выяснить нравственный смысл притч помогают следующие приёмы:
- анализ названия притчи; можно дать задание учащимся – придумать притче
новое, нравоучительное, название;
- выделение и анализ ключевых понятий притчи;
-
сравнение
нескольких
притч
по
сходной
нравственной
проблематике;
представление
притчи
без
окончания
–
обсуждение,
чем
она
могла
бы
закончиться, а затем сравнение своей версии с авторским окончанием притчи;
- работа с иллюстрациями, собственные рисунки, отражающие нравственное
содержание притчи;
- инсценировка притчи.
Кроме
того,
использую
такой
прием,
как
опора
на
личный
опыт
обучающихся. Например, изучая тему «Ритуалы, обычаи и обряды», дети
рассказывают
о
различных
традициях
их
семьи.
Вместе
пытаемся
разобраться что такое обряд, обычай и как их не спутать с суеверием
Нередко применяю еще один из способов формирования коммуникативных
УУД - интервью. Такая форма учебной деятельности позволяет учащимся
проникнуть
в
суть
изучаемых
явлений
культуры,
ощутить
личную
сопричастность
к
духовному
опыту
человечества.
В
качестве
домашнего
задания предлагаю учащимся взять интервью по изучаемой теме у членов
своей семьи.
Для
формирования
живого,
образного
восприятия
изучаемого
материала
создаем
с
детьми
Галерею
образов.
Содержание
галереи
образов
представляет собой самый разнообразный наглядный материал: фотографии
культовых
сооружений,
иллюстрации,
репродукции
картин,
костюмы,
ритуальные предметы, характерные для изучаемой религиозной культуры и
пр. Галерею образов дети представляют в виде презентации. Так, например,
одно
из
заданий
было
представить
одну
из
религий
в
своей
галерее,
в
соответствии
с
тем,
что
мы
о
ней
узнали
по
следующему
алгоритму
(основатель, где зародилась, священная книга религии, храмы, хранители
традиций,
искусство,
праздники
и
др.).
Каждый
"экспонат"
галереи,
помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над
которыми – ещё один способ закрепления полученных знаний. Затем дети
проводили
экскурсию
по
галере.
Подобная
работа
способствует
формированию
навыков
презентации
своего
образовательного
результата,
развитию
коммуникативных
качеств
личности
(опыт
публичного
выступления).
Во
время
выступления
остальные
участники
заполняли
опорную таблицу и затем высказывали свое мнение о том, что бы они
добавили в представленную галерею.
Таким образом, в своей работе по формированию у младших школьников
коммуникативной компетенции на уроках ОРКСЭ, можно сделать вывод:
большинство
детей
научились
допускать
возможность
существования
у
людей
различных
точек
зрения,
в
том
числе
не
совпадающих
с
его
собственной,
и
ориентироваться
на
позицию
партнёра
в
общении
и
взаимодействии;
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
строить
понятные
для
партнёра
высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать
вопросы;
контролировать
действия
партнёра,
а
также
учимся
адекватно
использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач,
формулировать
собственное
мнение
и
позицию;
договариваться
и
приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
- Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне-и я
запомню. Вовлеки меня - и я научусь».
- Спасибо за внимание!