Напоминание

"Музыка как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников"


Автор: Сидорова Лариса Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 26"
Населённый пункт: город Усолье - Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сидорова Лариса Петровна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад ОВ № 26»

«Музыка как средство нравственно - патриотического воспитания

дошкольников»

«Музыкальное воспитание - это не воспитание

музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

В.А. Сухомлинский

Введение

Патриотизм

важнейшее

нравственное

качество

любого

человека,

выражающееся

в

осознанной

любви

к

родному

краю.

Зарождаясь

еще

в

раннем

возрасте,

патриотические

чувства

важны

для

дальнейшего

формирования личности.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники

очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего

мира может стать основой формирования патриотизма.

Музыка является

одним

из

богатейших

и

действенных

средств

нравственного

воспитания,

она

обладает

большой

силой

эмоционального

воздействия,

воспитывает

чувства

человека.

Средствами

музыки

дети

приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными

событиями.

Разнообразные

виды

музыкальной

деятельности

оказывают

неоценимое воздействие на поведение ребенка.

Актуальность

Формирование у детей патриотических чувств невозможно решить

только

в

рамках

дошкольного

учреждения.

Работа

по

патриотическому

воспитанию детей

должна носить комплексный характер. Формирование

патриотических

чувств

у

дошкольников

непрерывный,

систематический

процесс,

начинающийся

с

раннего

детства

(воспитывают

родители),

продолжающийся в системе дошкольного образования. Именно в дошкольном

возрасте

закладываются

основы

патриотического

воспитания,

любовь

к

Родине.

В

период

дошкольного

детства

у

ребенка

возникают

первые

представления об окружающем мире, формируются умения самостоятельно

применять полученные знания в жизни.

Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и

историческим наследием родного края. Одно из самых выразительных и

действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой

родины через музыку и праздники.

Воспитание патриотизма дошкольников в дошкольном образовательном

учреждении

осуществляется

через

разные

виды

детской

деятельности

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

Го суд а р с т в е н н о го

образовательного

стандарта

Российской

Федерации.

Образовательная

деятельность организуется с учетом интеграции образовательных областей.

1

Практический

материал

систематизирован

по

тематическим

блокам

и

представлен в возрастном аспекте:

• «Я и моя семья» (4-й год жизни);

• «Детский сад» (5-й год жизни);

• «Родной город. Родная природа» (6-й год жизни);

• «Родная страна» (7-й год жизни).

С учётом деятельности дошкольного образовательного учреждения одной из

целей

в направлении «Музыкальное воспитание»

является формирование

знаний детей о большой и малой Родине

средствами

музыкального

воспитания.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к

родному краю, дому, семье, детскому саду.

2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей

через ознакомление с музыкальными произведениями.

3. Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через

пение, творческое движение.

4. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие

произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через

музыкальные впечатления.

5. Воспитывать патриотические чувства детей, используя поэтические образы

родной природы.

6. Учить дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные

каналы

(слух,

зрение),

воздействовать

на

духовное

начало

ребёнка

через

восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения.

7. Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне и героизме

русского народа через музыку.

8. Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, вызывать желание

быть похожими на них.

« В п е р ё д ,

з о в ё т

с т р а н а ! »

(Выступление детей МБДОУ № 26

на фестивале детского творчества

«Я – Сибирячок»

М у з ы к а

я в л я е т с я

о д н и м

и з

богатейших

средств

нравственного

воспитания,

она

обладает

большой

силой

эмоционального

воздействия,

воспитывает чувства человека.

В.А.

Сухомлинский отмечал, что «музыка

является

самым

чудодейственным,

с а м ы м

т о н к и м

с р е д с т в о м

привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет

тело, так музыка выпрямляет душу человека».

2

При

отборе

музыкальных

произведений

огромное

значение

имеет

их

педагогическая направленность. Так, песня может воспитывать сочетанием

музыкально-эмоционального

воздействия

и

текста,

в

котором

содержится

гражданский

или

нравственный

пример. Хоровое

пение

способствует

формированию мировоззрения у детей, оказывает на них организующее и

дисциплинирующее

воздействие,

воспитывает

чувство

коллективизма,

дружбы.

Обогащает

внутренний

мир

человека

яркими

переживаниями,

формирует

нравственные

качества

личности

и

эстетическое

отношение

к

окружающему. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках,

сами

не

замечая

этого.

«Музыка

необходимый

душевный

атрибут

человеческого существования»,

так говорил ещё Аристотель. Таким образом,

приобщая

детей

к

наследию

своего

народа, мы воспитываем в них чувство

национальной гордости.

Важным

этапом в этом

направлении

является

использование

м у з ы к и

п р и

о з н а к о м л е н и и

с

образом Родины.

Невозможно

переоценить роль музыки в

нравственно-патриотическом

во спитании

дошкольников.

Ярко

выплеснуть свои эмоции, выразить своё

любовное

отношение

к

тому

уголку

Родины,

в

котором

он

живёт,

ребёнку

помогает

обстановка

праздников

и

развлечений,

проводимых

в

детском

саду:

«Колокольцы,

колокольчики,

колокола», «Любить и беречь красоту русского танца», «Песенная моя Русь»,

«В горнице моей светло», «Хлеб - всему голова».

Они дают представление

детям о жизни и труде взрослых, учат проявлять любовь к труду, уважение к

людям, живущих в нашем городе.

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма.

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать

патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты,

окружающие

ребёнка,

ближе

ему

и

легче

для

его

восприятия,

сильнее

воздействуют

на

эмоциональную

сферу.

В

нашем

детском

саду это

достигается

разными

средствами.

В

том числе и средствами музыкального

искусства.

Через восприятие музыкальных

о б р а з о в ,

в о с п и т ы в а е м

т а к о е

отношение

к

образам

ре а льной

природы,

которое

вызывает

у

детей

разнообразные

э м о ц и о н а л ь н ы е

переживания, чувства радости, грусти,

нежности и доброты.

(«Байкал

-

жемчужина

Сибири»

-

праздник к Дню Родины)

3

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов

помогают

детям

почувствовать

теплоту

и

сердечность

песен,

воспевающих

красоту

родной

природы. Атмосфера радостной

встречи

с

родной

природой

на

таких праздниках, как «Байкал –

жемчужина

Сибири»,

«Знатоки

Байкала»,

«Наш

край

Сибирь»

надолго остаётся в памяти ребёнка,

способствуя

формированию

его

сознания

как

гражданина

и

патриота.

Особое

значение

в

рамках

нравственно

-

патриотического

воспитания

имеет

тема

«Защитников

Отечества». Эта тема очень любима детьми.

Активные участники таких

праздников – папы, дедушки. Песни военной тематики легко запоминаются

ребятами.

Они

написаны

в

жанре

марша,

содержание

их

созвучно

с

желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Говоря

о

защитниках

нашей

Родины,

нельзя

оставить

без

внимания

и

тему

В е л и ко й

П о б е д ы .

В

э т о й

т е м е

м ы

раскрываем

детям

в е л и ч и е

подвига

советского

солдат а,

знакомя их с песнями тех времён

и о тех временах.

Такие праздники, как «День

народного

единства»,

«Мы

вместе!», посещение

Вечного

огня и приглашение на праздник

«Д е нь

П обед ы»,

« С п а с и б о

доблестным солдатам» ветеранов

надолго остаются в памяти ребят и являются

важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного

воспитания.

Результатом

систематической

и

целенаправленной

работы

является

участие

детей

в

творческих

мероприятиях

разного

уровня.

Воспитанники

ДОУ

участвуют

в

международных

конкурсах

«Золотые

соловьи», «Таланты России». Вокальная группа «Домисолька» выступила на

городском литературном фестивале «Серебряные лучики», посвященном 345 –

летию города Усолье – Сибирское. В репертуаре детей песни о нашем крае, о

Родине - «Край, в котором ты живёшь», «Как наша Россия прекрасна!».

Работа по формированию нравственно – патриотических качеств проходит

в

тесном

сотрудничестве

с

родителями

воспитанников,

поскольку

семья

является важнейшей сферой формирования личности ребенка.

Сотрудники ДОУ, дети и родители приняли активное участие в городском

4

праздничном

шествии

«Идём

дорогой

дружбы»,

посвящённом

345 – летию

города

Усолье

Сибирское,

где

получили

памятный

подарок

и

Диплом.

Результативность:

В

проце ссе

познания

ма лой

родины

дошкольники

научились

любить

её,

уважать

людей,

живущих

рядом.

Дети

стали

открытыми

в

проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе,

проявляют

уважение

к

ветеранам,

людям-труженикам,

проявляют

желание

узнавать историю родного края. У детей сформировались умения сравнивать и

сопоставлять

события

и

явления,

воспринимать

конкретные

исторические

события,

возрос

познавательный

интерес.

В

процессе

работы

по

ознакомлению

дошкольников

с

малой

родиной

у

детей

обогатился

и

активизировался словарь, сформировался интерес к природе родного края,

значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом

работы

также

явились

положительные

изменения

в

отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей

выработалась

активная

позиция,

появилось

чувство

ответственности

за

духовно-нравственное становление детей.

Таким

образом,

использование

интеграции

различных

видов

деятельности

обеспечивает

развитие

интереса

к

наследию

прошлого,

воспитания чувства гражданственности, патриотизма, помогает взрастить в

детской душе семена любви к малой родине, природе, стране.

Библиографический список использованной литературы:

Доможакова

Т.

И.

Воспитание

патриотизма

у

детей

старшего

дошкольного возраста. Управление ДОУ. 2006 № 8.

Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по

патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской. –

Москва: Сфера, 2006

Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2004.

Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Управление ДОУ. 2005 № 1.

Моя

страна.

Возрождение

национальной

культуры

и

воспитание

нравственно-патриотических

чувств

у

дошкольников:

практическое

пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005

Новицкая М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/

М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003

С

любовью

к

России:

методические

рекомендации.

-

Москва:

Воспитание дошкольника, 2007

5



В раздел образования