Авторы: Кулаев Кирилл Игоревич, Наталья Петровна Тарханова
Должность: магистрант и к.г.н., доцент
Учебное заведение: ЮУрГУ
Населённый пункт: Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Региональный туризм в России. Актуальные проблемы.
Раздел: высшее образование
Региональный туризм в России. Актуальные проблемы.
Кулаев К.И
., магистрант
Институт спорта, туризма и сервиса
Южно-Уральский государственный университет
(научный руководитель – к.г.н., доцент Н.П. Тарханова)
г. Челябинск, Российская федерация
В сфере регионального туризма России существует множество проблем.
Перечислим
основные,
которые,
по
общему
мнению,
различных
авторов
являются
самыми
значимыми,
сдерживающими
туристские
потоки
в
регионы. Проанализировав статьи и издания по туризму, можно прийти к
выводу, что в России есть ряд общих и до сих пор нерешенных проблем.
Основными проблемами, сдерживающими развитие туризма в регионах,
на наш взгляд, являются следующие:
1. Стоимость авиаперелетов между городами России. Так как многие
города в стране находятся далеко друг от друга и проезд на автобусе, поезде
или машине не всегда является актуальным, так как на дорогу затрачивается
много времени. Поэтому остро стоит проблема дороговизны авиаперелетов
по
России,
так
как
цены
крайне
завышены
и
не
позволяют
совершать
перелеты между городами с туристскими целями многим гражданам. Данная
проблема влияет на дальнейший спрос внутреннего туризма, так как намного
проще и дешевле слетать заграницу, чем посетить один из городов нашей
страны.
2. Неудовлетворительное качество дорожного покрытия. Одна из главных
проблем автотуристов, мототуристов и автобусных туров. Уже многие годы
остро
стоит
данная
проблема,
пути
решения
которой
пытаются
найти
последние
десятилетия,
в
активно
развивающихся
туристских
регионах,
например, на Алтае, уже ведутся активные работы по ремонту и укладке
новых дорог. Но главной проблемой здесь является то, что в мало развитых
регионах
очень
медленно
идет
этот
процесс
и
у
туристов
не
возникает
желания посещать те места, в которые сложно добраться или вообще можно
застрять на половине пути.
3. Стоимость проживания в гостиницах при несоответствующем качестве
оказываемых услуг. Рассмотрев впечатления и отзывы туристов, отдыхавших
этим летом в Крыму и Сочи, можно с уверенностью сказать, что в основном
всех не устраивает то, что гостиницы - это либо бывшие пансионаты, либо
лагеря,
которые
все
называют
негативным
словом
«совдеп».
Ничто
не
меняется в оказаниях услуг размещения десятилетиями. Кажется, зачастую,
что хозяева гостиниц думают следующим образом: «Люди ездили к нам,
ездят и будут ездить, зачем что-то улучшать». Конечно, речь не идет о всех
гостиницах и отелях, в настоящее время гостиничный бизнес в РФ набирает
обороты,
но
все
же,
осталось
огромное
количество
старых,
неуютных
корпусов, в которые до сих пор отправляют туристов, потому что других
вариантов либо нет, либо цена слишком завышена. В общем, в РФ существует
тенденция несоответствия гостиничных услуг тем большим деньгам, которые
за них отдают туристы.
4. Непрофессионализм работников сферы туризма и гостеприимства. В
данной проблеме главным фактором является нежелание или недостаточное
взаимодействие
работодателей
с
учебными
заведениями.
Так
как
работодатели изначально мало заинтересованы в передаче опыта студентам,
соответственно, многие из выпускников выходят на работу с минимальным
опытом
и
отсутствием
практических
навыков
работы.
Таким
образом,
необходимо налаживать систему обмена опытом и поддержки связей между
работодателями и учебными заведениями для развития взаимопонимания и
обучения
практическим
навыкам
на
ранних
стадиях
становления
специалиста.
5. Недостаточно развитая система придорожного сервиса (мотели, кафе).
В последнее время в России в данной области появляются положительные
сдвиги,
но
все
же,
их
недостаточно
для
обслуживания
того
количества
туристов, которое готово ездить к местам отдыха на машинах и автобусах, но
многие боятся подобного вида передвижения, так как все мотели заняты уже
по
договоренности.
Так
как
по
трассам
ездят
много
грузовых
машин,
путешествующим на машинах остается ночевать в транспортном средстве,
что лишь ухудшает их впечатления от отдыха.
6. Высокая стоимость пакетных туров по России и относительно низкая
стоимость пакетных туров за рубеж при более высоком качестве.
7.
Недостаточная
поддержка
от
государства,
невнятная
и
мало
эффективная политика, направленная на развитие и улучшение туристской
сферы.
8.
Неэффективный
брэндинг
территории
или
его
отсутствие.
Имидж
территории очень важен в том, на сколько она будет популярна у туристов. Но
многие регионы проводят малоэффективную или не проводят политику по
продвижению
территории
как
туристской.
В
связи
с
чем,
многие
потенциальные туристы не в курсе того, какие места они могли бы посетить,
а
могли
бы,
если
бы
знали
о
них
более
подробную
и
интересную
информацию.
Так
как
главным
двигателем
мотивации
туристов
является
интерес в познании нового, уникального и интересного.
Все вышеперечисленные проблемы в той или иной мере приводят к тому,
что во многих регионах России туризм до сих пор слабо развит или вовсе
почти отсутствует. Наличие богатого потенциала страны, множества ресурсов
культурного-познавательного,
экологического,
этнографиче ского,
экстремального и многих других видов туризма наталкивает специалистов и
заинтересованных
людей
в
туризме
на
мысль,
что
с
проблемами
нужно
бороться, а не закрывать на них глаза.
Решение этой задачи крайне актуально, так как рынок туризма будет
расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.
Проблемы
туризма
изначально
связаны
не
только
с
развитием
самой
сферы, главными проблемами являются медленное развитие инфраструктуры
и
некачественные
услуги.
Во
многом,
инфраструктура
связана
с
такими
важными связями коммуникаций, как электричество, водопровод, отопление
и т.д. Все подобные глобальные стройки осуществимы только за счет или с
поддержкой государства. Но как мы уже указали выше поддержка является
точечной и неполноценной, так как уделяется внимание только уже развитым
или активно развивающимся регионам.
Также стоит проблема частного бизнеса и предпринимательства. Многие
граждане боятся работать в сфере туризма на внутреннем направлении, так
как этот сегмент туристского рынка еще не устойчив и, например, открывать
новые гостиницы дорого и опасно для предпринимателей.
Решение
проблем
с
авиаперевозками
также
зависит
от
политики
государства, так как в основном крупные компании занимают большую часть
авиаперевозок в стране. Но в этом году появились сдвиги в этом направлении
в связи с появлением так называемого «лоукостера» (от англ. low - низкий,
cost
-
цена,
lowcost
-
бюджетный)
«Победа».
Этот
перевозчик
является
представителем «Аэрофлота», который в свою очередь является крупнейшей
авиакомпанией в России.
Работодатели редко и неохотно сотрудничают с учебными заведениями,
так как считают это бесполезной тратой времени. Но на самом деле для
студентов важно взаимодействие с профессионалами и квалифицированными
работниками, так как они уже будут заранее знать и понимать, что их ждет
при поступлении на работу в конкретной должности.
О проблемах туризма сказано многое, и решений предлагается большое
количество,
но
на
данном
этапе
развития
внутреннего
туризма
многие
проблемы остаются нерешенными и в данной сфере есть над чем работать.
Библиографический список
1. Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за
рубежом / А.Ю. Кулачинская // Экономическая наука и практика: материалы
междунар.
науч.
конф.
(г.
Чита,
февраль
2012
г.).
-
Чита:
Издательство
Молодой ученый, 2012. - С.187-189.
2. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в
России / Сладких Л.С. // Проблемы современной экономики. - 2012. - №4(44).
- С.368-371.