Напоминание

Специфика работы педагога по эстрадному вокалу


Автор: Аникейчик Вадим Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ "Школа им. Н.М.Карамзина"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Специфика работы педагога по эстрадному вокалу
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика работы педагога по эстрадному вокалу.

Ко мне на занятия эстрадным вокалом часто поступают дети 5-6-летнего

возраста,

с

ещё

не

явно

выраженным,

а

иногда

и

вовсе

не

выраженным

музыкальным слухом. Моей задачей становится в первую очередь естественно

развитие музыкального слуха и чувства ритма. Добиться этого можно используя

известные упражнения: в нижнем регистре - шагает медведь, а в верхнем -

зайчики, птички; изображать руками интонацию: повышение звука -

рука

вверх, понижение - рука вниз. Потом начинаю замечать, что в определённом

регистре ребёнок начинает попадать в одну или две ноты при определённом

звукосочетании - это уже достижение. Постепенно диапазон этих попаданий

расширяется, как правило, в течение 1 года или 1,5 лет всё становится на свои

места и уже можно переходить к работе над развитием голосовых данных путём

распевок и вокализов. В моей практике двое таких "сложных" учеников стали

лауреатами межрегиональных и городских конкурсов.

Для разминки речевого аппарата я использую специальные упражнения -

поднести язык к верхней губе и быстро двигать кончиком языка вперёд и назад,

затем с закрытым ртом плотно двигать языком по губам изнутри в разные

стороны.

Произношение

скороговорок

в

ускоряющемся

темпе:

"От

топота

копыт пыль по полю летит", со смещением акцента на разные слова, чтобы

было

понятно,

что

от

смещения

акцента

меняется

смысл

предложения.

Многократное повторение сочетания слов: "король орёл", "либретто Риголетто",

"на дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора", в заданном

ритме один за другим, не нарушая заданного темпоритма, учит концентрации

внимания, так необходимого на сцене. Для развития ритмики движения: "бык

тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа" - шаг на сильную

долю, хлопок на слабую. Правильная работа диафрагмы является необходимым

условием при пении. Развитию диафрагмы служат следующие упражнения:

попеременное произношение с выталкиванием диафрагмой шипящего "Ш-ш-ш-

ш" и свистящего "С-с-с-с"; соревнование между детьми - кто дольше на одном

дыхании

изобразит

будильник

на

букве

"Р-р-р-р".

В

этих

упражнениях

диафрагма начинает инстинктивно работать.

Каждый

ребёнок

-

индивидуальность,

очень

важно

распознать

эту

индивидуальность и сохранить её. Поначалу бывает трудно, т.к. многие дети

зажаты,

с

"пустым"

взглядом.

Но

нужно

наблюдать

за

детьми

во

время

переменок, игры, общении с другими детьми и тогда многое откроется педагогу.

Прежде

чем

предложить

ребёнку

какой-либо

репертуар,

я

мысленно

примеряю его на него, представляю как это может получиться, стараюсь чтобы

ребёнку

песня

понравилась,

как

бы

"легла"

на

него

и

если

всё

сходится,

начинаю репетировать и добиваться нужного результата.

При разборе той или иной песни, нужно вместе с исполнителем выявить

главное - о чём она и что мы хотим ею выразить, сказать, почему она нам

нравится.

Найти

характер

исполняемого

произведения.

Затем

разобрать

по

фразам, найти главное в каждой фразе и подчинить главному в песне, т.е.

определить

комплекс

задач

и

сверхзадачу.

В

процессе

работы

над

песней

появляются разные оттенки, нюансы, находки, которые помогают добиться

желаемого

результата.

Этот

процесс

по

сути

бесконечен,

как

путь

к

совершенству. Для достижения цели я показываю ребёнку как делает он, а затем

как нужно делать. Многократно разъясняю исполнителю каждое слово, его

значение,

заставляю

увидеть,

представить

всё

о

чём

поёт,

подставить

уже

увиденное в кино или из реальной жизни, почувствовать, чётко представить

себе персонажи - возраст, рост, одежде, характер и даже поставить на их место

знакомых, чтобы петь не о ком-то там, а о конкретных людях. Я убеждён, что с

детьми можно решать любые, даже самые сложные, казалось бы непостижимые

для ребёнка задачи. Для успешного результата педагогу необходимо точно знать

поставленную задачу, знать как ей следовать и очень любить детей.

Мне часто приходится встречаться с суждением моих коллег, членов жюри

различных

конкурсов

и

многих

других,

что

дети

должны

петь

только

о

прекрасном: о цветах, о море, о солнце, о дружбе и т.д. Но ни в коем случае ни о

чём-либо мрачном. Приведу пример: на Московском городском конкурсе "Ради

жизни на земле" мой ученик Иван Горелов исполнил песню В.Гаврилина "Два

брата".

По

мнению

жюри

это

исполнение

было

выше

остального

уровня

участников. Ученик занимает первое место, но... На Гала-концерте конкурса

председатель жюри попросил исполнить другую, веселую песню. Но почему?

Ведь текст песни "Два брата" о любви младшего брата к старшему на столько

высокой, что он даже уступил ему девушку, в которую оба были влюблены, но

не уступил, когда надо было идти на амбразуру пулемёта и пожертвовать собой.

Ведь это подвиг! Нас учили на примерах подвигов детей, наших сверстников, во

время Великой Отечественной войны. И нам хотелось быть похожими на них.

Ведь это прививает детям чувство взаимовыручки, патриотизм, любовь к своей

родине, стране. Может кто-то скажет, что это "пафос", но это моё глубокое

убеждение. Просто необходимо уметь так преподнести детям материал, чтобы

они смогли прочувствовать его и сумели выразить правильно поставленную

актёрскую задачу.

Вот ещё один пример: Международный конкурс "Песни XX века голосами

детей XXI века". Перед выходом на сцену ведущая спрашивает: "Что будет петь

ребёнок?". Отвечаю: "Бухенвальдский набат". В ответ возмущение, цитирую

дословно: "Вы что, с ума сошли?! Ребёнку 9 лет, как можно давать такой

репертуар?". Отправила меня к жюри, где мне сделали такие же замечания,

согласились ребёнка прослушать, а после выступления подойти к ним ещё раз.

Пел Дилер Сергей, а возле сцены его, как и всех детей снимал оператор. Когда

я, после выступления, направился к жюри, оператор опередил меня. Я услышал

его

слова:

меня

мороз

по

коже

от

такого

исполнения

Бухенвальдского

набата!".

Сергей

Дилер

занял

I

место.

В

дальнейшем

он

исполнял

это

произведение и в Колонном Зале, и на Поклонной горе, и во Дворце Съездов, а

в Крокус-сити Холле, на словах "Люди мира на минуту встаньте" - встал весь

зал (6,5 тыс. человек) и стоя слушал до конца. Сейчас Сергей Дилер учится в

Академии им. Гнесиных на вокальном факультете.

Эти примеры доказывают, что дети могут исполнять серьёзный репертуар,

если его правильно им преподнести. Но и в том случае, когда дети поют о

Прекрасном, нужно, чтобы это был не заученный текст, а осмысленное пение.

Несколько слов о поведении жюри на различных детских конкурсах. К

сожалению, во время выступления детей, случается, что жюри позволяет себе

громко разговаривать, достать зеркало из сумки и красить губы, смеяться,

обсуждать

ребёнка.

В

то

время

когда

ребёнок

стоит

на

сцене,

иногда

находящейся в 5 метрах от жюри. Такое поведение очень мешает. Каждый, кто

выступал со сцены, меня поймет. Ребёнок очень тонкий организм, к нему нужно

относиться очень бережно, с любовью и высокой степенью ответственности.

Пение, кроме того, что выполняет познавательную функцию, способствует

формированию

общей

культуры

личности,

развивает

эмоциональную

отзывчивость

на

эстетические

явления,

фантазию,

воображение,

также

оказывает полезный эффект на организм. Это не только объяснения медиков,

что пение улучшает кровообращение, поддерживает мышечный тонус, работу

сердца и лёгких. Я в этом убедился на примере моего ученика. Он начал

заниматься со мной в 6 лет с диагнозом "бронхиальная астма", часто задыхался.

Через

год

занятий

астматические

явления

прекратились

и

больше

не

возвращались. Кроме этого, пение развивает голос, музыкальный слух, память,

внимание, способность концентрации.

Хочу обратить внимание на мутационный (возрастной) период, т.к. мне

приходится сталкиваться с различными вокальными проблемами у детей в этот

период.

Нужно

не

прекращать

занятия,

но

быть

при

этом

предельно

внимательным и осторожным. Формы мутации протекают по-разному: у кого-то

мягко, постепенно, у других более резко, ощутимо, со срывом голоса. Тем не

менее работу над техникой нельзя останавливать, но нужно очень внимательно

относиться

к

подбору

репертуара

и

работать

в

ограниченном

вокальном

диапазоне.

Одно из важнейших составляющих для эстрадного исполнения является

умение

себя

вести

на

сцене,

правильно

двигаться,

а

также

общаться

со

зрителем.

Овладение

навыками

эстрадного

сценического

искусства

и

актёрского

мастерства,

концертная

и

конкурсная

практика

способствуют

повышению

самооценки

учащихся,

помогают

преодолеть

психологические

комплексы,

способствуют раскрепощению.

Конечно, не все дети одинаково одарены, не все умеют быстро научиться

справляться со сценическим волнением. Поэтому кто-то через более короткий

срок

начинает

учавствовать

в

концертах,

конкурсах

и

получать

дипломы

различного достоинства, а кто-то занимается более длительный период без

участия

в

конкурсах,

концертах.

В

таких

случаях,

чтобы

у

ребёнка

не

опускались руки, я объясняю им, что природа такова, что некоторые достигают

успеха легко и быстро, а другие должны упорно трудиться, чтобы достичь

успеха и привожу массу примеров из числа моих учащихся.

В

процессе

обучения

дети

знакомятся

с

яркими

образцами

народной

песни, лучшими произведениями советских и современных композиторов, что

расширяет их музыкальный и поэтический кругозор.



В раздел образования