Автор: Маркелова Екатерина Оганесовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад 65"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи
Формирование
коммуникативных
умений
идет
в
непрерывном
единстве
с
формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных
умений, речевая неактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и,
в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.
Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой
деятельности: слушании, говорении, чтении и письме.
Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она
выступает
как
внешнее
речевое
поведение,
направленное
на
контакты
с
другими
людьми.
У
детей
в
старшем
дошкольном
возрасте
уже
формируются
такие
коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение
вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут
быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные
экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности
при организации своего речевого поведения, у них отмечается:
низкий
уровень
словесной
коммуникативной
активности:
лексические
затруднения;
недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания;
значительное
смущение,
страх
перед
собеседником,
напряженность,
скованность,
паралингвистические
средства
общения,
односложные
ответы,
отсутствие инициативного высказывания.
Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу.
На
основании
вышеизложенного,
можно
сделать
вывод
о
взаимообусловленности
речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.
Коррекционная
работа
по
развитию
коммуникативных
навыков,
должна
быть
направлена на комплексное воздействие на такие сферы как:
Речевую, Познавательную, Эмоционально-личностную, Коммуникативную
сферу.
Преодоление
отставания
в
развитии
общения
осуществляется
путем
активного
включения детей с ОНР в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом
актуальной для данной тематики, познавательных возможностей.
На
первом
этапе
отрабатывается
обиходная
лексика
и
побудительные
фразы
простейшей конструкции. Исходя из этого, вначале будут актуальны лексические темы
«Детский сад», «Мой город», в рамках которых изучаются имена людей и изменение их
при помощи добавления суффиксов.
Изучаются
разные
способы
приветствия,
реально
существующих
и
шуточных.
Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более
отвлеченного
характера,
и
усложняются
грамматические
формы.
На
этой
основе
осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так,
например, упражнение «Опиши друга»…Что у него изменилось?», которое выполняется в
парах. Развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы
описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности.
На протяжении всего обучения необходимо развивать в детях эмоциональное
восприятие
окружающего
путем
познавательной
деятельности:
сначала
это
способность
понять
и
распознать
состояние
собеседника,
а
затем
–
выражать
и
передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление –
создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе
речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются
задания
и
упражнения,
направленные
на
повышение
речевого
уровня
и
коммуникативного развития.
1.Инсценировать
игру-драматизацию,
где
дети
самостоятельно
распределяют
роли.
2.Умение употреблять вербальные и невербальные средства общения. Используя
мимику, показать эмоциональное состояние: злость, испуг, радость, печаль и т.д.
3.Изобразить с помощью жестов задумчивость, благодарность, удивление.
4.Используя жесты и мимику, изобразить:
- ребенка, которому подарили не тот подарок, который он хотел;
- ребенка, которому дали невкусный обед.
5.Предложить ребенку составить описательный рассказ о предметах по памяти.
6.Дать описание предмета не называя его.
7.Передать содержание какого-либо события, сказки.
8.Объяснить смысл пословиц, поговорок и т.д.
Помимо всего сказанного, развитию коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста, способствует создание ситуаций речевого общения в группе во
всех
видах
детской
деятельности.
Следует
побуждать
ребенка
к
высказыванию
собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (упражнение
«Что такое хорошо, а что такое плохо» и т.п.). Формировать различные виды связной
речи:
сообщение,
описание,
повествование,
рассуждение
и
т.д.
Например,
коллективное
составление
сказки.
Что
способствует
развитию
творческого
воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание
норм
культурного
общения,
закрепление
навыков
связного,
последовательного
высказывания.
Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный
процесс, который предполагает совместную работу детей, воспитателя, логопеда и
родителей.
Развитие коммуникативных умений у детей было бы неполным без включения
родителей в образовательный процесс. Эффективными формами работы могут быть:
сообщения, дискуссии, круглый стол, просмотр видеоматериалов с высказываниями
детей, тренинговые упражнения, презентации.
При тесном взаимодействии взрослых, после коррекционной работы появляются:
Качественные изменения в поведении,
Изменения в общении с окружающими
Повышение уровня их речевой активности.
Улучшение качественных и количественных характеристик речевых средств
общения.