Напоминание

"Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"


Автор: Маркелова Екатерина Оганесовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад 65"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи

Формирование

коммуникативных

умений

идет

в

непрерывном

единстве

с

формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных

умений, речевая неактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и,

в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.

Коммуникативная компетенция реализуется в жизни через виды речевой

деятельности: слушании, говорении, чтении и письме.

Одна из функций речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. Она

выступает

как

внешнее

речевое

поведение,

направленное

на

контакты

с

другими

людьми.

У

детей

в

старшем

дошкольном

возрасте

уже

формируются

такие

коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение

вести себя в конфликтной ситуации. Но не всегда коммуникативные умения могут

быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные

экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности

при организации своего речевого поведения, у них отмечается:

низкий

уровень

словесной

коммуникативной

активности:

лексические

затруднения;

недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания;

значительное

смущение,

страх

перед

собеседником,

напряженность,

скованность,

паралингвистические

средства

общения,

односложные

ответы,

отсутствие инициативного высказывания.

Эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к сверстникам и педагогу.

На

основании

вышеизложенного,

можно

сделать

вывод

о

взаимообусловленности

речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.

Коррекционная

работа

по

развитию

коммуникативных

навыков,

должна

быть

направлена на комплексное воздействие на такие сферы как:

Речевую, Познавательную, Эмоционально-личностную, Коммуникативную

сферу.

Преодоление

отставания

в

развитии

общения

осуществляется

путем

активного

включения детей с ОНР в деятельность общения, подбора речевого материала с учетом

актуальной для данной тематики, познавательных возможностей.

На

первом

этапе

отрабатывается

обиходная

лексика

и

побудительные

фразы

простейшей конструкции. Исходя из этого, вначале будут актуальны лексические темы

«Детский сад», «Мой город», в рамках которых изучаются имена людей и изменение их

при помощи добавления суффиксов.

Изучаются

разные

способы

приветствия,

реально

существующих

и

шуточных.

Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более

отвлеченного

характера,

и

усложняются

грамматические

формы.

На

этой

основе

осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так,

например, упражнение «Опиши друга»…Что у него изменилось?», которое выполняется в

парах. Развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы

описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности.

На протяжении всего обучения необходимо развивать в детях эмоциональное

восприятие

окружающего

путем

познавательной

деятельности:

сначала

это

способность

понять

и

распознать

состояние

собеседника,

а

затем

выражать

и

передавать свои эмоции с помощью выразительных средств. Основное направление –

создание и моделирование проблемных и игровых ситуаций, возникающих в процессе

речевого общения и приближенных к реальной действительности. Детям предлагаются

задания

и

упражнения,

направленные

на

повышение

речевого

уровня

и

коммуникативного развития.

1.Инсценировать

игру-драматизацию,

где

дети

самостоятельно

распределяют

роли.

2.Умение употреблять вербальные и невербальные средства общения. Используя

мимику, показать эмоциональное состояние: злость, испуг, радость, печаль и т.д.

3.Изобразить с помощью жестов задумчивость, благодарность, удивление.

4.Используя жесты и мимику, изобразить:

- ребенка, которому подарили не тот подарок, который он хотел;

- ребенка, которому дали невкусный обед.

5.Предложить ребенку составить описательный рассказ о предметах по памяти.

6.Дать описание предмета не называя его.

7.Передать содержание какого-либо события, сказки.

8.Объяснить смысл пословиц, поговорок и т.д.

Помимо всего сказанного, развитию коммуникативных навыков у детей старшего

дошкольного возраста, способствует создание ситуаций речевого общения в группе во

всех

видах

детской

деятельности.

Следует

побуждать

ребенка

к

высказыванию

собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (упражнение

«Что такое хорошо, а что такое плохо» и т.п.). Формировать различные виды связной

речи:

сообщение,

описание,

повествование,

рассуждение

и

т.д.

Например,

коллективное

составление

сказки.

Что

способствует

развитию

творческого

воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание

норм

культурного

общения,

закрепление

навыков

связного,

последовательного

высказывания.

Формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный

процесс, который предполагает совместную работу детей, воспитателя, логопеда и

родителей.

Развитие коммуникативных умений у детей было бы неполным без включения

родителей в образовательный процесс. Эффективными формами работы могут быть:

сообщения, дискуссии, круглый стол, просмотр видеоматериалов с высказываниями

детей, тренинговые упражнения, презентации.

При тесном взаимодействии взрослых, после коррекционной работы появляются:

Качественные изменения в поведении,

Изменения в общении с окружающими

Повышение уровня их речевой активности.

Улучшение качественных и количественных характеристик речевых средств

общения.



В раздел образования