Напоминание

"Использование лего-конструкторов в процессе развития творческой активности у детей дошкольного возраста"


Авторы: Валеева Алеся Валерьевна, Газизова Фарида Самигулловна
Должность: студент еикфу, научный руководитель: кпн доцент
Учебное заведение: "Елабужский институт филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Приволжский федеральный университет".
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Использование лего-конструкторов в процессе развития творческой активности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




П о л н о е

н а з в а н и е

с т а т ь и :

« И С П ОЛ ЬЗ О ВА Н И Е

Л Е Г О -

КОНСТРУКТОР ОВ

В

ПР ОЦЕССЕ

РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Год написания: 2018 год.

Фамилия

и

инициалы

автора,

соавторов:

Валеева

А.В,

научный

руководитель:кпн доцент Газизова Ф.С

В

дошкольной

педагогике

одним

из

главных

вопросов

является

проблема

развития

интереса

к

конструированию

у

детей

дошкольного

возраста.

Конструирование

дает

детям

возможность

активно

познавать

окружающий

мир

и

разносторонне

формировать

свои

способности.

В

современное время в детских садах конструированию уделяется недостаточно

времени,

чем

другим

дисциплинам.

Конструирование

в

процессе

учебы

является

средством

для

углубления

и

расширения

принятых

теоретических

знаний

и

формирования

творческих

способностей,

изобретательных интересов и склонностей обучающихся.

Итогом получаемой в ДОУ образовательной деятельности на первом

месте

считаются

приобретаемые

творческие

знания

ребенка,

такие

как

активность, самостоятельность, любознательность, ответственность, а уже

потом знания, умения и навыки. Лего-конструирование является уникальным

инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая

потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической

универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

В своем исследовании мы предположили, что Лего-конструирование

эффективнее влияет на

развитие творческой активности у детей старшего

дошкольного

возраста

при

реализации

педагогических

условий.

Исследование проводилось

на

базе

Муниципального

бюджетного

дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного

вида №7 «Золотая рыбка» Менделеевского муниципального района РТ в

период с ноября по февраль 2017 года. В исследовании принимало участие

две

группы

детей:

экспериментальная

группа

16

человек

и

контрольная

группа 16 человек. (5-6 лет).

Исследование

состояло

из

констатирующего,

формирующего

и

контрольного этапов. Для выявления уровня творческой активности

мы

использовали

диагностику

уровня

знаний

и

умений

по

LEGO-

конструированию

и

робототехнике

у

детей

5-7

лет

по

методике

Т.В.

Фёдоровой.

Выявлялся

уровень

творческой

активности

при

выполнении

задания

по

конструированию

из

Лего-конструктора

на

занятиях.

Были

выделены три уровня творческой активности: высокий, средний и низкий.

На констатирующем этапе было выявлено, что у большинства детей

экспериментальной

группы

не

сформированы,

либо

слабо

сформированы

творческие способности (50%). Всего 18,75 % детей имеют и эффективно

используют

необходимые

способности.

Частично

и

не

во

всех

работах

используют способности 31,25 % детей. У 50% детей слабо, либо крайне

слабо развиты творческие способности.

В контрольной группе творческие способности у большинства детей

развиты

крайне

слабо,

также

как

и

в

экспериментальной

группе.

Слабо

развиты или не сформированы способности у 56,25% детей и в контрольной

группе испытуемых. В результате наблюдения нами было выявлено, что и в

эксперимент альной,

и

конт рольной

группах

низкий

у р о в е н ь

сформированности творческой активности.

На формирующем этапе эксперимента были созданы специальные

условия

в

экспериментальной

группе:

наполнение

группы

различными

конструкторами «ЛЕГО»: «Lego Duplo» «Ферма», «Семья», Город DUPLO

(224

дет.),

Гигантский

набор

DUPLO

(550дет),

набор

ЛЕГО

«Первый

механизм». Создана

уютная благоприятная атмосфера,

безопасная

предметно-пространственная среда для детей. Имеется подиум с железной

дорогой, контейнеры для деталей, оформлены папки с примерами как строить

постройки, есть стенды с примерами. Комплекты конструкторов типа Лего

предусмотрены

как

для

самостоятельной,

так

и

для

коллективной

и

подгрупповой образовательной деятельности. В рамках реализации методики

развития

интеллектуальных

и

конструктивных

способностей

с

использованием

конструкторов

Лего

применялось

использование

конструкторов Лего не только в образовательной, а также и в

свободной

деятельности детей в условиях ДОО. Многие семьи купили конструкторы

серии

Лего,

его

аналоги,

что

позволяло

детям

благополучно

создавать

конструкции и дома. Также была разработана картотека дидактических игр с

использованием

Лего-конструкторов,

которых

классифицировали

по

образовательным

областям:

«Познавательное

развитие»,

«Социально

коммуникативное

развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Художественно

эстетическое развитие», «Физическое развитие». Для родителей проводились

открытые занятия, где они смогли увидеть, как проводится образовательная

деятельность с использованием ЛЕГО конструкторов, поддержали и помогли

детям в создании моделей.

Для выявления результативности проведенной педагогической работы

была проведена контрольная диагностика. В экспериментальной группе у

большинства

старших

дошкольников

повысилась

творческая

активность

(75% детей полное или частичное использование творческих способностей в

работе на занятиях). В контрольной группе, у большинства детей старшего

дошкольного возраста творческая активность осталась на том же уровне, как

и констатирующем эксперименте.

Наш эксперимент показал, что в экспериментальной группе у детей

старшего дошкольного возраста сформировалась творческая активность, дети

стали

использовать

те

из

них,

которыми

раньше

не

пользовались.

В

контрольной

группе,

где

занятия

велись

по

обычному

плану, творческая

активность у большинства детей не сформировалась и осталась практически

без изменений.

Создание

комфортной,

благоприятной,

безопасной

ЛЕГО

конструирующей

среды,

оснащенной

разнообразной

коллекцией

конструкторов ЛЕГО, подборка дидактических игр для развития творческих

способностей,

активное

участие

родителей

способствует

эффективному

формированию творческой

активности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

Литература:

1. Акулова

Е.

Формируем

у

детей

с амо стоятельно сть

и

ответственность. // Дошкольное воспитание. - 2009. - №9 - с. 52-58.

2. Коноваленко

С.В.

Развитие

конструктивной

деятельности

у

дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с.

3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду /

Л.В.Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 259 с.

4. Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М., 2009. – 271c.

5. Парамонова

Л.А.

Развивающие

занятия

с

детьми

6-7

лет

//

.Методическое пособие. – М.: Олма Медиа Групп, 2015. – 944 с.



В раздел образования