Напоминание

"Экологические проблемы энергетики"


Автор: Черненко Вера Ивановна
Должность: преподаватель физики и математики
Учебное заведение: ГБПОУ ИО "БрПК"
Населённый пункт: город Братск,Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологические проблемы энергетики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конференция «Экологические проблемы энергетики»

Черненко В.И., г. Братск, ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж»

Эпиграф к конференции:

«Есть такое правило: встал поутру,

умылся, привёл себя в порядок

– и сразу же приведи

в порядок свою планету»

А. Сент-Экзюпери

Увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься

над

тем,

как

поддержать

у

студентов

интерес

к

изучаемому

материалу,

их

активность на протяжении всего урока. Одной из форм активного обучения является

урок-конференция.

Именно

на

таких

уроках

можно

расширить

представления

обучающихся

по

изучаемой

теме,

показать

связь

физики

с

другими

предметами/экологией, литературой, географией, англ. языком и т.д.

Предлагаемая разработка урока ориентирована на разностороннее развитие

студентов, на расширение кругозора обучающихся. В ходе данного урока наряду с

большим

вниманием

к

экологическим

проблемам

не

только

страны,

но

и

загрязнение окружающей среды г.Братска ,особое место уделено различным видам

электростанций ,их энергетическим характеристикам.

Студенты

делятся

на

четыре

группы,

каждая

группа

получает

опережающее

домашнее

задание.

Обучающиеся

должны

познакомиться

с

электростанцией/гидро-, атомной ,тепловой, солнечной, геотермальной, приливов и

отливов/изучить

особенности

каждой

электростанции,

привести

примеры

экологических последствий и борьбе с ними. Все это было представлено в виде

презентаций и в общении с журналистами.

Урок-конференция «Экологические проблемы энергетики» способствовал

формированию

и

развитию

коммуникативных,

речевых,

творческих

умений

обучающихся. Конференция посвящена проблеме охраны атмосферы. Начало XXI

века

внесло

тревожные

изменения

в

сложившийся

веками

миропорядок:

«краткая человеческая жизнь может нынче оказаться более продолжительной,

чем природа, просуществовавшая в своей неизменности тысячи лет». Чтобы

защитить природу, необходимо «знать её врагов в лицо».

«Кому угрожает опасность? Разве вы не видите, что перед вами весы,

на одной чаше которых ваше могущество, на другой - ваша ответственность?

– спрашивает известный писатель Виктор Гюго в своей книге «Человек,

который смеётся». Будущее Земли в опасности.

Каждый человек должен постоянно пополнять свой экологический

багаж, осуществлять экологический всеобуч на практике. Поэтому не случайно

почти на всех предметах мы говорим о загрязнении окружающей среды и об

экологических проблемах общества. И сегодня мы проведём небольшой смотр

знаний по одной из многочисленных проблем нашей планеты.

На конференции представители электростанций, журналисты. Ведется диалог

между ними.

Журналистов интересуют вопросы:

1.При

сгорании

топлива

образуются

такие

вредные

для

растений,

животных

и

человека вещества как оксиды азота, углеводороды, оксиды углерода, сернистые

с о е д и н е н и я ,

с а ж а .

СО – оксид углерода при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из

неё кислород, в результате чего наступает кислородное голодание , сказывающееся

на ЦНС. Высокая концентрация может вызвать смерть. Диоксид азота вызывает

сильное раздражение слизистых оболочек глаза, а при вдыхании – образование

азотной

и

азотистой

кислот

в

дыхательных

путях.

Сернистый

газ

приводит

к

онкозаболеваниям. Сажа действует на лёгкие, возрастает опасность

заболевания

раком. Как вы боретесь с этим?

2.ГЭС долгое время считались экологически чистыми производствами, т.к. они не

дают

вредных

выбросов.

Однако

это

не

так.

Строительство

ГЭС

деформирует

окружающую среду, т.к. при этом создаются огромные водные бассейны, заливаются

плодородные пойменные земли и лесные массивы, с поверхности водохранилищ

происходит интенсивное испарение воды. Учёными установлено, что сооружения

высотных плотин и накопление больших объёмов воды повышает сейсмичность в

р а й о н е

с т а н ц и и . .

Каковы

меры

преодоления

негативного

воздействия

гидроэнергетики

на

окружающую среду?

3.Почему

АЭС

считаются

экологически

более

чистыми,

чем

ТЭС,

с

чем

это

связано?

4.А журналисты из Америки, считая Россию мифической страной, задают вопросы

на своем родном языке:

Существуют мифы об электричестве.1 миф: электричество живет в розетке. Так ли

это?

2миф: Возможен ли блэкаут в области электричества?

3миф: Дым из труб АЭС ядовитый?

4миф: Электричество дешевое. Это так?

Подводя

итоги,

остановимся

на

технико-экономических

особенностях

электростанций:

1.Наибольшая доля производимой энергии .

2.Самая высокая стоимость строительства .

3.Наибольшее загрязнение атмосферы.

4.Самая низкая себестоимость производимой энергии .

5. Создание радиационной опасности .

6. Возможность размещения в электродефицитных районах.

И в заключение вопрос: надо ли нам с вами рационально и бережно относиться к

электроэнергии?

Обсуждаются следующие ситуации:

- Какие пути экономии электроэнергии вы можете предложить?

• не включать осветительные и электронагревательные приборы без надобности;

• используйте экономичный режим работы бытовых электроприборов (стиральных

машин, электроплит, пылесосов);

• уходя из квартиры, убедитесь, что все электроприборы выключены (это правило

одновременно является и правилом противопожарной безопасности).

В зависимости от назначения электроприборы условно разделяют на следующие

группы:

Для

приготовления

пищи

(плиты,

миксеры,

овощерезки,

соковыжималки,

кофеварки, тостеры, блендеры и т.д.);

• Нагрева жидкости (чайники, самовары, кипятильники, водонагреватели);

Дополнительного

обогрева

и

вентиляции

помещений

(радиаторы,

камины,

конвекторы, вентиляторы, кондиционеры);

• Личной гигиены (утюги, фены, грелки);

• Проведения досуга (музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры);

• Бытовая техника (стиральные машины, холодильники, пылесосы);

• Средства связи (телефоны, радиотелефоны);

• Электроинструменты (паяльники, выжигатели, глянцеватели, дрели и т.д.).

Каждый

электроприбор

имеет

технический

паспорт,

в

котором

указывается

напряжение,

мощность,

номер

стандарта,

год

выпуска,

название

изготовителя,

который находится на корпусе прибора в виде таблички, а так же инструкцию по

применению, где указаны правила эксплуатации, особенности ухода за прибором,

возможные неисправности и причины их устранения, гарантийные обязательства.

И что же: «Электроэнергия - благо цивилизации или её бич»?

Вывод:

Без электроэнергии невозможна наша жизнь,

она необходима для прогресса

цивилизации.

Работа электростанций в какой-то мере связана с загрязнением

окружающей среды, но оно будет меньше, если люди научатся правильно

обращаться с электространциями , будут вооружены необходимыми знаниями и

культурой, а главное - будут стремиться к защите Земли от вредных последствий.



В раздел образования