Автор: Березань Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 252 "Росточек"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование
Формирование патриотических чувств у дошкольников
средствами музыки
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,
когда складываются нравственные основы гражданских качеств, формируются
первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В
дошкольном
возрасте
чувства
господствуют
над
всеми
сторона
жизни
ребёнка. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет
свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,
к которым относится и чувство патриотизма. Базой патриотического воспитания
является
умственное,
нравственное,
эстетическое
воспитание
маленького
человека. Музыка – это язык чувств. Поэтому именно музыка как действенное
средство
должна занять приоритетное место
в воспитании у дошкольников
патриотических чувств.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания
чувств
через
мир
положительных
эмоций,
через
обязательное
приобщение
к
культуре,
обеспечении
духовной
и
интеллектуальной
пищи,
в
которой
он
нуждается.
Известна
истина:
что
заложено
в
человеке
в
начале
жизни,
то
остаётся
навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно
важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими
ценностями. Отсюда вытекают цели и задачи по формированию патриотических
чувств детей дошкольного возраста средствами музыки.
Цели
Воспитание
у
детей
музыкальными
средствами
патриотических
чувств:
любви
и
гордости
к
Родине,
интерес
к
её
героической
истории.
Формирование у детей национальной гордости через традиции и
богатое героическое прошлое своего народа.
Формирование
основы
нравственного
сознания
и
поведения:
уважительное
отношение
к
людям,
честность,
справедливость,
сострадание и сопереживание, чувства ответственности, дружбы и
взаимовыручки.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
средствами
музыки
включает в себя очень широкий круг задач.
1
Задачи
Воспитывать любовь к историческому и культурному прошлому
своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому.
Развивать чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу,
интерес к его прошлому и настоящему.
Углублять знания о традициях и исторических событиях своей
Родины.
Продолжать
знакомить
детей
с
историей
Армии
и
Флота,
формировать
представления
о
различных
родах
войск,
об
особенностях службы в военное и мирное время.
Формировать активное эмоционально-положительное отношение
желание
быть
к
защитникам
Отечества,
к
людям
в
военной
форме .быть похожим на них.
Расширять музыкальный кругозор детей, поддерживать интерес
и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
Познакомить с лучшими образцами музыкальных произведений
военно-патриотического характера.
Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников средствами
музыки
необходим
комплексный
подход,
который
осуществляется
на
музыкальных занятиях, на праздниках и развлечениях, в кружковой работе,
в совместных мероприятиях за пределами детского сада.
Воспитание
патриотических
чувств
средствами
музыки
–
это
кропотливая
каждодневная работа.
Известно, какую большую роль в организации воспитательно- образовательного
процесса и развитии детей играет среда. В связи с этим большое внимание
коллектив нашего детского сада уделяет оснащению всех помещений.. С целью
воспитания уважения к государственной символике нашей Родины на главном
стенде оформлен патриотический уголок с Российским и Андреевскими флагами ,
портретом
Президента
РФ,
гимном
и
гербом
РФ,
гимном
ДОУ.
Богатый
иллюстративный
материал
в
виде
фотоальбома
«Летопись
ДОУ»,
«Патриотические страницы», папок- передвижек « И сердцу милый уголок», «
Моему городу с любовью», библиотечка для детского чтения патриотической
тематики.
Поставленные
задачи
реализуются
в
различных
видах
музыкальной
деятельности : слушание музыкальных произведений патриотического характера,
разучивание песен, постановка танцев
и музыкальные игры соответствующей
тематики.
2
Патриотическое воспитание пронизывает все виды моей профессиональной
деятельности , будь-то музыкальное занятие , праздники и развлечения, работа с
воспитателями, работа с родителями.
Уровень знаний дошкольников по патриотическому воспитанию средствами
музыки оценивался по следующим параметрам:
Диагностика детей
по патриотическому воспитанию
1. Родная страна.
а. Название страны, название города,
б. Достопримечательности родного Города-героя.
в. Название героических улиц.
г.Знание песен и стихов о Родине , о городе.
2. Символика.
а. Флаги : Российский, Андреевский, флаг города.
б. Герб России, герб города.
в. Гимн России.
г. Стихи о флаге, гербе.
3. История народной культуры и традиций.
а. Народные праздники.
б. Народные костюмы , музыкальные инструменты.
в. Народные танцы. песни , потешки, заклички.
4 . Личностный компонент.
а. Знание народных героев Родины.
б . Отношение к людям в погонах,
в . Знание военных профессий , военной атрибутики.
г. Знание военных песен, стихов.
Данные диагностики детей старшей группы 1-ый года обучения показала , что
27% детей имеют высокий уровень знаний и умений по данной теме,
51 % - средний уровень, и 21% -низкий уровень . В конце подготовительной
группы- 2-ой год обучения дети показали следующие результаты : 64 % детей
имеют высокий уровень, 36 % детей- средний уровень. Это не плохие результаты
проделанной за 2 года работы.
В соответствии целям и задачам по формированию патриотических чувств мною
разработан
перспективный
план
проведения
праздников,
развлечений,
мероприятий вне ДОУ на 2016- 2017 уч. год. Уровень представлений детей о
патриотизме во многом зависит от того , какое содержание т. е . доступность ,
3
количество
материала
для
восприятия
и
понимания
отобрано
музыкальным
руководителем
,
какие
методы
используются
,
как
организована
предметно--
развивающая
среда
в
ДОУ. Анализ
работы
с
педагогами
ДОУ
показал
что
воспитатели
нашего
ДОУ
считают
себя
патриотами,
но
не
достаточно
ориентируются
в
программно-
методическом
обеспечении
по
проблеме
патриотического воспитания.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов
мною было
разработаны
ряд
семинаров-
практикумов.
Использовалась
методика
интерактивного обучения . Занятия проводились поквартально.
Цель семинаров- практикумов для педагогов ДОУ:
1. Изучить историю проблемы патриотического воспитания детей дошкольного
возраста.
2 .
Познакомить
с
теоретическими
основами
методологии
и
технологии
патриотического воспитания детей.
3. Проанализировать содержание патриотического воспитания по комплексным и
парциальным программам.
4. Систематизировать знания педагогов по данной проблеме.
5. Сформировать активную гражданскую позицию педагогов ДОУ.
Названия семинаров- практикумов :
1. Теоретические основы патриотического воспитания.
2.Парциальные и комплексные программы по патриотическому воспитанию.
3. Гражданское воспитание дошкольников средствами музыки.
4. Быть патриотом- что это значит в современном мире.
5. Россия в произведения русских композиторов.
Я считаю, что нельзя заниматься патриотическим воспитанием в отрыве от
семьи ребёнка, поэтому особое внимание всегда уделяла работе с родителями.
Только в тесном контакте с родителями достигается максимальная отдача. Без их
помощи , без доброжелательности и партнёрского общения с нами было бы
непросто выполнить всё задуманное и запланированное.
В моей работе возникло полное понимание проблемы формирования
нравственных чувств с родителями воспитанников.
Радует, что родители принимают активное участие в проведении мероприятий
по патриотическому воспитанию. Формы работы с родителями разнообразна.
Формы работы музыкального руководителя
с родителями по патриотическому воспитанию.
1.Открытые тематическое занятие
2. Совместные праздники и развлечения в ДОУ.
3. Консультации.
4
4. Тематические семинары- практикумы, лектории.
5. Семейные праздники вне ДОУ.( Дни семейного отдыха )
6. Родительские собрания на тему гражданственности и патриотизма .
7. Экскурсии, целевые прогулки и походы.
8.
Наглядные виды работы : информационные стенды, папки –передвижки,
выставки .
9.
Анкетирование
и
тестирование
родителей
с
целью
коррекции
процесса
нравственно- патриотического воспитания в семье.
10.Помощь
родителей
в
создании
и
обогащении
развивающей
среды
по
патриотическому воспитанию ребёнка.
11. Индивидуальные консультации.
Мною разработана анкета по патриотическому воспитанию для родителей.
Анкета для родителей
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания ?
2. Правильно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям
дошкольного возраста ?
3. Обладаете ли Вы личностными качествами , которые могут служит
положительным примером в воспитании патриотизма у ваших детей?
4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии
России в ДОУ ?
5. Хорошо ли сами Вы знаете народную культуру ,?
6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, улице на которой живёте ?
7. Рассказываете ли Вы детям об истории вашей семьи ?
8. Какие нравственные качества Вы прививаете ребёнку дома ?
9. Какие мероприятия в ДОУ по патриотическому воспитанию Вам
понравились и запомнились ?
10 Чтобы Вам хотелось изменить , дополнить в работе ДОУ
по нравственно- патриотическому воспитанию ?
11. Что Вы можете предложить нашему ДОУ в осуществлении задач по
патриотическому воспитанию ?
С п а с и б о з а с о т р у д н и ч е с т в о !
Проанализировав анкеты родителей я сделала выводы, что большенство
родителей - 87 % считают себя патриотами своей страны, но не имеют достаточно
знаний о культуре и традициях своего народа-- это 54%; слабо ориентируются в
программах по патриотическому воспитанию --91% ,
5
74 % родителей поддерживают программу ДОУ по патриотическому
воспитанию, 93% родителей назвали одним из ярких впечатлений учебного года
мероприятия , по патриотическому воспитанию. Родители воспитанников частые
гости на мероприятиях ДОУ, они не только гости но и активные участники
действа.
Особым ореолом торжественности обрамлён праздник Защитников
Отечества- 23 февраля, День Победы
. Чувство гражданственности и патриотизма я воспитываю в подготовки и
проведении таких праздников как : «Фестиваль дружбы народов», « Посмотри как
хорош , край в котором ты живёшь», «День матери» , «Родина- мать умей её
защищать», «Этих дней не смолкнет слава».
Заключение
Я считаю , что патриотическое воспитание подрастающего поколения является
одной из актуальных и приоритетных задач нашего времени.
Весь на коллектив и в частности я проявляет творческую активность по
внедрению программ Президента по патриотическому воспитанию. Наработан
значительный арсенал приёмов и средств реализации этих задач, многие
мероприятия не имеют аналогов , расширяется развивающая среда, пополняется
«Летопись ДОУ» фотоматериалами, сохраняются лучшие традиции, расширяется
кругозор воспитанников, усиливаются патриотические чувства среди взрослых и
детей. Вместе с тем потенциал далеко не исчерпан, есть перспективы творческого
роста и возможность расширить сферу деятельности.
В разных видах музыкальной деятельности на занятии реализуются
поставленные задачи по формированию патриотических чувств ребёнка: будь-то
слушание, пение, музыкально- ритмические движения. Это слушание военных
маршей в исполнении военного оркестра, знакомство с лучшими образцами песен
военных лет. Исполнение песен, разучивание танцев, перестроений с различными
атрибутами, игр, инсценировок патриотического содержания.
Большой эмоциональный след в душе ребёнка вызывают праздничные
досуги. Наработан богатый материал. Многие сценарии праздников не имеют
аналогов, такие как: « История военного мундира», «Антология Российской
армии», «Мы чтим сынов Отечества в мундирах», « Экипаж- одна семья»,
« Равненье держи , юный моряк, на гордый, победный, Андреевский флаг»,
«Путешествие по музеям родного города», «Размышлениеу Вечного огня».
Вывод
Исходя из многочисленного опыта работы в этом направлении, можно дать
убедительный ответ: дошкольникам , особенно старшего возраста, доступно
чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.
А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а
формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и
родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной
земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогают
ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к
родному дому, детскому саду, родной улице. городу, чувство гордости за
6
достижения страны, любви и уважение к армии, гордость за мужество воинов;
развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Каждый вид музыкальная деятельность создаёт благоприятные возможности
для осуществления поставленных задач. Предлагаемый опыт работы поможет
сформировать у дошкольников средствами музыки первые чувства патриотизма.
Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях
знания позволят подвести ребёнка к пониманию патриотизма.
Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной
работы . Потенциал нашего педагогического коллектива далеко не исчерпан.
Впереди перспектива творческого роста и возможность расширять сферу
деятельности в формировании у дошкольника патриотических чувств средствами
музыки. Это даст возможность приблизиться к эмоциональному ребёнка,
эффективно способствовать развитию у него высоких человеческих качеств.
7