Напоминание

"Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами музыки"


Автор: Березань Татьяна Викторовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 252 "Росточек"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование патриотических чувств у дошкольников средствами музыки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование патриотических чувств у дошкольников

средствами музыки

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека,

когда складываются нравственные основы гражданских качеств, формируются

первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

В

дошкольном

возрасте

чувства

господствуют

над

всеми

сторона

жизни

ребёнка. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет

свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств,

к которым относится и чувство патриотизма. Базой патриотического воспитания

является

умственное,

нравственное,

эстетическое

воспитание

маленького

человека. Музыка – это язык чувств. Поэтому именно музыка как действенное

средство

должна занять приоритетное место

в воспитании у дошкольников

патриотических чувств.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания

чувств

через

мир

положительных

эмоций,

через

обязательное

приобщение

к

культуре,

обеспечении

духовной

и

интеллектуальной

пищи,

в

которой

он

нуждается.

Известна

истина:

что

заложено

в

человеке

в

начале

жизни,

то

остаётся

навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно

важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими

ценностями. Отсюда вытекают цели и задачи по формированию патриотических

чувств детей дошкольного возраста средствами музыки.

Цели

Воспитание

у

детей

музыкальными

средствами

патриотических

чувств:

любви

и

гордости

к

Родине,

интерес

к

её

героической

истории.

Формирование у детей национальной гордости через традиции и

богатое героическое прошлое своего народа.

Формирование

основы

нравственного

сознания

и

поведения:

уважительное

отношение

к

людям,

честность,

справедливость,

сострадание и сопереживание, чувства ответственности, дружбы и

взаимовыручки.

Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

музыки

включает в себя очень широкий круг задач.

1

Задачи

Воспитывать любовь к историческому и культурному прошлому

своего народа, родной земле, городу, семье, родному дому.

Развивать чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу,

интерес к его прошлому и настоящему.

Углублять знания о традициях и исторических событиях своей

Родины.

Продолжать

знакомить

детей

с

историей

Армии

и

Флота,

формировать

представления

о

различных

родах

войск,

об

особенностях службы в военное и мирное время.

Формировать активное эмоционально-положительное отношение

желание

быть

к

защитникам

Отечества,

к

людям

в

военной

форме .быть похожим на них.

Расширять музыкальный кругозор детей, поддерживать интерес

и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку

Познакомить с лучшими образцами музыкальных произведений

военно-патриотического характера.

Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников средствами

музыки

необходим

комплексный

подход,

который

осуществляется

на

музыкальных занятиях, на праздниках и развлечениях, в кружковой работе,

в совместных мероприятиях за пределами детского сада.

Воспитание

патриотических

чувств

средствами

музыки

это

кропотливая

каждодневная работа.

Известно, какую большую роль в организации воспитательно- образовательного

процесса и развитии детей играет среда. В связи с этим большое внимание

коллектив нашего детского сада уделяет оснащению всех помещений.. С целью

воспитания уважения к государственной символике нашей Родины на главном

стенде оформлен патриотический уголок с Российским и Андреевскими флагами ,

портретом

Президента

РФ,

гимном

и

гербом

РФ,

гимном

ДОУ.

Богатый

иллюстративный

материал

в

виде

фотоальбома

«Летопись

ДОУ»,

«Патриотические страницы», папок- передвижек « И сердцу милый уголок», «

Моему городу с любовью», библиотечка для детского чтения патриотической

тематики.

Поставленные

задачи

реализуются

в

различных

видах

музыкальной

деятельности : слушание музыкальных произведений патриотического характера,

разучивание песен, постановка танцев

и музыкальные игры соответствующей

тематики.

2

Патриотическое воспитание пронизывает все виды моей профессиональной

деятельности , будь-то музыкальное занятие , праздники и развлечения, работа с

воспитателями, работа с родителями.

Уровень знаний дошкольников по патриотическому воспитанию средствами

музыки оценивался по следующим параметрам:

Диагностика детей

по патриотическому воспитанию

1. Родная страна.

а. Название страны, название города,

б. Достопримечательности родного Города-героя.

в. Название героических улиц.

г.Знание песен и стихов о Родине , о городе.

2. Символика.

а. Флаги : Российский, Андреевский, флаг города.

б. Герб России, герб города.

в. Гимн России.

г. Стихи о флаге, гербе.

3. История народной культуры и традиций.

а. Народные праздники.

б. Народные костюмы , музыкальные инструменты.

в. Народные танцы. песни , потешки, заклички.

4 . Личностный компонент.

а. Знание народных героев Родины.

б . Отношение к людям в погонах,

в . Знание военных профессий , военной атрибутики.

г. Знание военных песен, стихов.

Данные диагностики детей старшей группы 1-ый года обучения показала , что

27% детей имеют высокий уровень знаний и умений по данной теме,

51 % - средний уровень, и 21% -низкий уровень . В конце подготовительной

группы- 2-ой год обучения дети показали следующие результаты : 64 % детей

имеют высокий уровень, 36 % детей- средний уровень. Это не плохие результаты

проделанной за 2 года работы.

В соответствии целям и задачам по формированию патриотических чувств мною

разработан

перспективный

план

проведения

праздников,

развлечений,

мероприятий вне ДОУ на 2016- 2017 уч. год. Уровень представлений детей о

патриотизме во многом зависит от того , какое содержание т. е . доступность ,

3

количество

материала

для

восприятия

и

понимания

отобрано

музыкальным

руководителем

,

какие

методы

используются

,

как

организована

предметно--

развивающая

среда

в

ДОУ. Анализ

работы

с

педагогами

ДОУ

показал

что

воспитатели

нашего

ДОУ

считают

себя

патриотами,

но

не

достаточно

ориентируются

в

программно-

методическом

обеспечении

по

проблеме

патриотического воспитания.

Для повышения профессиональной компетентности педагогов

мною было

разработаны

ряд

семинаров-

практикумов.

Использовалась

методика

интерактивного обучения . Занятия проводились поквартально.

Цель семинаров- практикумов для педагогов ДОУ:

1. Изучить историю проблемы патриотического воспитания детей дошкольного

возраста.

2 .

Познакомить

с

теоретическими

основами

методологии

и

технологии

патриотического воспитания детей.

3. Проанализировать содержание патриотического воспитания по комплексным и

парциальным программам.

4. Систематизировать знания педагогов по данной проблеме.

5. Сформировать активную гражданскую позицию педагогов ДОУ.

Названия семинаров- практикумов :

1. Теоретические основы патриотического воспитания.

2.Парциальные и комплексные программы по патриотическому воспитанию.

3. Гражданское воспитание дошкольников средствами музыки.

4. Быть патриотом- что это значит в современном мире.

5. Россия в произведения русских композиторов.

Я считаю, что нельзя заниматься патриотическим воспитанием в отрыве от

семьи ребёнка, поэтому особое внимание всегда уделяла работе с родителями.

Только в тесном контакте с родителями достигается максимальная отдача. Без их

помощи , без доброжелательности и партнёрского общения с нами было бы

непросто выполнить всё задуманное и запланированное.

В моей работе возникло полное понимание проблемы формирования

нравственных чувств с родителями воспитанников.

Радует, что родители принимают активное участие в проведении мероприятий

по патриотическому воспитанию. Формы работы с родителями разнообразна.

Формы работы музыкального руководителя

с родителями по патриотическому воспитанию.

1.Открытые тематическое занятие

2. Совместные праздники и развлечения в ДОУ.

3. Консультации.

4

4. Тематические семинары- практикумы, лектории.

5. Семейные праздники вне ДОУ.( Дни семейного отдыха )

6. Родительские собрания на тему гражданственности и патриотизма .

7. Экскурсии, целевые прогулки и походы.

8.

Наглядные виды работы : информационные стенды, папки –передвижки,

выставки .

9.

Анкетирование

и

тестирование

родителей

с

целью

коррекции

процесса

нравственно- патриотического воспитания в семье.

10.Помощь

родителей

в

создании

и

обогащении

развивающей

среды

по

патриотическому воспитанию ребёнка.

11. Индивидуальные консультации.

Мною разработана анкета по патриотическому воспитанию для родителей.

Анкета для родителей

1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания ?

2. Правильно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям

дошкольного возраста ?

3. Обладаете ли Вы личностными качествами , которые могут служит

положительным примером в воспитании патриотизма у ваших детей?

4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии

России в ДОУ ?

5. Хорошо ли сами Вы знаете народную культуру ,?

6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, улице на которой живёте ?

7. Рассказываете ли Вы детям об истории вашей семьи ?

8. Какие нравственные качества Вы прививаете ребёнку дома ?

9. Какие мероприятия в ДОУ по патриотическому воспитанию Вам

понравились и запомнились ?

10 Чтобы Вам хотелось изменить , дополнить в работе ДОУ

по нравственно- патриотическому воспитанию ?

11. Что Вы можете предложить нашему ДОУ в осуществлении задач по

патриотическому воспитанию ?

С п а с и б о з а с о т р у д н и ч е с т в о !

Проанализировав анкеты родителей я сделала выводы, что большенство

родителей - 87 % считают себя патриотами своей страны, но не имеют достаточно

знаний о культуре и традициях своего народа-- это 54%; слабо ориентируются в

программах по патриотическому воспитанию --91% ,

5

74 % родителей поддерживают программу ДОУ по патриотическому

воспитанию, 93% родителей назвали одним из ярких впечатлений учебного года

мероприятия , по патриотическому воспитанию. Родители воспитанников частые

гости на мероприятиях ДОУ, они не только гости но и активные участники

действа.

Особым ореолом торжественности обрамлён праздник Защитников

Отечества- 23 февраля, День Победы

. Чувство гражданственности и патриотизма я воспитываю в подготовки и

проведении таких праздников как : «Фестиваль дружбы народов», « Посмотри как

хорош , край в котором ты живёшь», «День матери» , «Родина- мать умей её

защищать», «Этих дней не смолкнет слава».

Заключение

Я считаю , что патриотическое воспитание подрастающего поколения является

одной из актуальных и приоритетных задач нашего времени.

Весь на коллектив и в частности я проявляет творческую активность по

внедрению программ Президента по патриотическому воспитанию. Наработан

значительный арсенал приёмов и средств реализации этих задач, многие

мероприятия не имеют аналогов , расширяется развивающая среда, пополняется

«Летопись ДОУ» фотоматериалами, сохраняются лучшие традиции, расширяется

кругозор воспитанников, усиливаются патриотические чувства среди взрослых и

детей. Вместе с тем потенциал далеко не исчерпан, есть перспективы творческого

роста и возможность расширить сферу деятельности.

В разных видах музыкальной деятельности на занятии реализуются

поставленные задачи по формированию патриотических чувств ребёнка: будь-то

слушание, пение, музыкально- ритмические движения. Это слушание военных

маршей в исполнении военного оркестра, знакомство с лучшими образцами песен

военных лет. Исполнение песен, разучивание танцев, перестроений с различными

атрибутами, игр, инсценировок патриотического содержания.

Большой эмоциональный след в душе ребёнка вызывают праздничные

досуги. Наработан богатый материал. Многие сценарии праздников не имеют

аналогов, такие как: « История военного мундира», «Антология Российской

армии», «Мы чтим сынов Отечества в мундирах», « Экипаж- одна семья»,

« Равненье держи , юный моряк, на гордый, победный, Андреевский флаг»,

«Путешествие по музеям родного города», «Размышлениеу Вечного огня».

Вывод

Исходя из многочисленного опыта работы в этом направлении, можно дать

убедительный ответ: дошкольникам , особенно старшего возраста, доступно

чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине.

А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а

формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задача педагогов и

родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной

земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогают

ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к

родному дому, детскому саду, родной улице. городу, чувство гордости за

6

достижения страны, любви и уважение к армии, гордость за мужество воинов;

развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Каждый вид музыкальная деятельность создаёт благоприятные возможности

для осуществления поставленных задач. Предлагаемый опыт работы поможет

сформировать у дошкольников средствами музыки первые чувства патриотизма.

Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях

знания позволят подвести ребёнка к пониманию патриотизма.

Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной

работы . Потенциал нашего педагогического коллектива далеко не исчерпан.

Впереди перспектива творческого роста и возможность расширять сферу

деятельности в формировании у дошкольника патриотических чувств средствами

музыки. Это даст возможность приблизиться к эмоциональному ребёнка,

эффективно способствовать развитию у него высоких человеческих качеств.

7



В раздел образования