Автор: Протопопова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Левокумского района
Населённый пункт: село Левокумское
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Сформированность метапредметных результатов как условие обеспечения преемственности начальной и основной школы"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 1»
Левокумского муниципального района Ставропольского края.
Выступление
на педагогическом совете
Тема:
Сформированность
метапредметных результатов
как условие обеспечения
преемственности
начальной и основной школы
Подготовила:
учитель начальных классов Протопопова Л.Н.
ноябрь 2017 год
Сформированность метапредметных результатов как условие
обеспечения преемственности начальной и основной школы
Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию
метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников
будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень
сформированности метапредметных результатов? Как практически
совместить формирование предметных результатов и формирование
метапредметных результатов за то же время, с той же программой?
Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем,
прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что
наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю
ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение
учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации,
выделением главного, систематизацией и представлением информации.
Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по
предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние
психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его
вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества
знаний по предмету.
Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но
сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при
самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе
результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не
получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать
неудач.
Сегодня целью обучения является научить ребенка самому добывать
знания. Так, успешное выполнение любого предложенного задания ,
предполагает использование учащимися дополнительных источников
информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом,
уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять
знания.
Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и
построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В
настоящее время ценным является то, что ученик должен не только иметь
знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения
качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к
учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает
овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать
возможное применение полученных знаний и умений в изучении других
предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.
Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных
учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед
школой.
Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы
деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и
при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные
учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов..
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит
сформированность у учащихся ряда регулятивных, познавательных и
коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые
направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими
все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных
действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст
возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с
последующими. А также поможет скорректировать собственную
деятельность и содержание образовательного процесса.
Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность
способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной
работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный
характер учебных действий проявляется в том, что они носят
метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного
личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса,
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика
независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные
учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных
результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут
принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в
различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от
выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность
применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного
материала, интерес учеников к изучению предметов снижается. Специфика
предметов требует от детей напряжённой умственной деятельности,
внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. И как бы
хорошо не были сформированы метапредметные результаты в начальной
школе, проблемы преемственности возникают.Можно выделить следующие
причины снижения познавательной активности:
Возрастание обязательной нагрузки. Увеличение объемов и сложности
учебных программ приводит к сильной перегрузке учащихся.
Одной из причин снижения успеваемости является неспособность
учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой
объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям
учителей-предметников.
Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?
Необходимо на уроках в 5 классе поддерживать интерес детей к
предмету. Для этого использовать на уроках игровые упражнения, проектные
и творческие работы, ролевые игры, больше использовать наглядность.
Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные
задания
Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили,
и с использованием тех методических приемов, которые характерны для
начальной школы.
Подробное разъяснение домашнего задания.
Ежедневный контроль за классной и домашней работой.
Важное значение в решении проблемы преемственности играет
личность учителя . Отношение к предмету определяется во многом
личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и
предмет. Пока для этого возраста важна забота и внимание со стороны
учителя.
Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные
домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из
возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при
котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в
зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей
ценить не столько отметки, сколько знания.
И в заключении приведу несколько примеров преемственности в
формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и
основного общего образования
Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны −
начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые
необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны
– основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в
начальной школе потенциал.
1.В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными
понятиями.
В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и
осуществления учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной
образовательной траектории.
2. В начальной школе: формирование умения планировать и определять
наиболее эффективные способы решения учебной задачи.
В основной школе: самостоятельное планирование процесса познавательно-
трудовой деятельности и определение адекватных способов решения задачи
на основе заданных алгоритмов .
3. В начальной школе: формирование умения контролировать и оценивать
учебные действия и понимать причины успеха/неуспеха.
В основной школе: диагностика результатов по принятым критериям и
показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок .
Таким образом, представленные в новых стандартах начального и основного
общего образования метапредметные результаты определяют приоритетные
направления в преемственности, где предусматривается дальнейшее развитие
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных
действий, продолжается формирование умения учиться.
Спасибо за внимание!