Напоминание

"Сформированность метапредметных результатов как условие обеспечения преемственности начальной и основной школы"


Автор: Протопопова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Левокумского района
Населённый пункт: село Левокумское
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "Сформированность метапредметных результатов как условие обеспечения преемственности начальной и основной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 1»

Левокумского муниципального района Ставропольского края.

Выступление

на педагогическом совете

Тема:

Сформированность

метапредметных результатов

как условие обеспечения

преемственности

начальной и основной школы

Подготовила:

учитель начальных классов Протопопова Л.Н.

ноябрь 2017 год

Сформированность метапредметных результатов как условие

обеспечения преемственности начальной и основной школы

Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию

метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников

будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень

сформированности метапредметных результатов? Как практически

совместить формирование предметных результатов и формирование

метапредметных результатов за то же время, с той же программой?

Работая в начальной школе, приходится сталкиваться с рядом проблем,

прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что

наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю

ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение

учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации,

выделением главного, систематизацией и представлением информации.

Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по

предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние

психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его

вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества

знаний по предмету.

Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но

сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при

самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе

результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не

получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать

неудач.

Сегодня целью обучения является научить ребенка самому добывать

знания. Так, успешное выполнение любого предложенного задания ,

предполагает использование учащимися дополнительных источников

информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом,

уже с первого класса ребенок учится самостоятельно добывать и применять

знания.

Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В

настоящее время ценным является то, что ученик должен не только иметь

знания, но и применять их на практике. Таким образом, для повышения

качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к

учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает

овладение учащимися универсальными учебными действиями, показать

возможное применение полученных знаний и умений в изучении других

предметов, в каких-либо жизненных ситуациях.

Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных

учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед

школой.

Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы

деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и

при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные

учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов..

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит

сформированность у учащихся ряда регулятивных, познавательных и

коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые

направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими

все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.

Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных

действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст

возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с

последующими. А также поможет скорректировать собственную

деятельность и содержание образовательного процесса.

Таким образом, универсальные учебные действия — это совокупность

способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной

работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,

формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный

характер учебных действий проявляется в том, что они носят

метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного

личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,

обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса,

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика

независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные

учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных

результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут

принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в

различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от

выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность

применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного

материала, интерес учеников к изучению предметов снижается. Специфика

предметов требует от детей напряжённой умственной деятельности,

внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. И как бы

хорошо не были сформированы метапредметные результаты в начальной

школе, проблемы преемственности возникают.Можно выделить следующие

причины снижения познавательной активности:

Возрастание обязательной нагрузки. Увеличение объемов и сложности

учебных программ приводит к сильной перегрузке учащихся.

Одной из причин снижения успеваемости является неспособность

учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой

объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям

учителей-предметников.

Как можно сделать этот переход более мягким и безболезненным?

Необходимо на уроках в 5 классе поддерживать интерес детей к

предмету. Для этого использовать на уроках игровые упражнения, проектные

и творческие работы, ролевые игры, больше использовать наглядность.

Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные

задания

Преподавание нужно вести с учетом тех знаний, которые они получили,

и с использованием тех методических приемов, которые характерны для

начальной школы.

Подробное разъяснение домашнего задания.

Ежедневный контроль за классной и домашней работой.

Важное значение в решении проблемы преемственности играет

личность учителя . Отношение к предмету определяется во многом

личностным отношением к учителю. Если нравится учитель, то нравится и

предмет. Пока для этого возраста важна забота и внимание со стороны

учителя.

Для исключения перегрузки необходимо вводить дифференцированные

домашние задания для учеников с разным уровнем способностей. Одним из

возможных путей решения может быть разноуровневое обучение, при

котором на любом из уровней ученик может быть оценен высокой оценкой в

зависимости от усилий, которые он приложил. Такой подход учит детей

ценить не столько отметки, сколько знания.

И в заключении приведу несколько примеров преемственности в

формировании метапредметных результатов на уровнях начального общего и

основного общего образования

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны −

начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые

необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны

– основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в

начальной школе потенциал.

1.В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными

понятиями.

В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и

осуществления учебной деятельности и организации учебного

сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной

образовательной траектории.

2. В начальной школе: формирование умения планировать и определять

наиболее эффективные способы решения учебной задачи.

В основной школе: самостоятельное планирование процесса познавательно-

трудовой деятельности и определение адекватных способов решения задачи

на основе заданных алгоритмов .

3. В начальной школе: формирование умения контролировать и оценивать

учебные действия и понимать причины успеха/неуспеха.

В основной школе: диагностика результатов по принятым критериям и

показателям, обоснование путей и средств устранения ошибок .

Таким образом, представленные в новых стандартах начального и основного

общего образования метапредметные результаты определяют приоритетные

направления в преемственности, где предусматривается дальнейшее развитие

регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных

действий, продолжается формирование умения учиться.

Спасибо за внимание!



В раздел образования