Напоминание

"Пути формирования монологической речи младших школьников с нарушением слуха".


Автор: Рогоза Полина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ ШИ 6
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пути формирования монологической речи младших школьников с нарушением слуха".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема:

«Пути формирования

монологической речи

младших школьников

с нарушением слуха».

Подготовка к сочинению по

серии сюжетных картин

Подготовила: Рогоза Полина Александровна

Учитель начальных классов

КГБ ОУ ШИ 6

Актуальность

Поиск новых путей совершенствования связной

речи не слышащих учащихся является весьма

актуальным, так как выпускники школ для

слабослышащих и глухих не редко затрудняются

в самостоятельном изложении своих мыслей, в

понимании читаемого материала.

Сочинение и изложение

эффективное средство развития

связной речи.

Актуально

сть

Только развитая связная речь глухого ребенка

позволяет ему общаться с окружающими людьми. От

того, как ребенок умеет выражать свои мысли, зависит

эффективность процесса общения.

изучение особенностей коррекционно-

педагогической работы по развитию связной речи у

глухих детей в процессе обучения. Развитие связной

речи у глухих обучающихся в процессе работы над

сочинением и изложением.

научить детей излагать свои мысли в

предложениях, описывать события, а также

пересказывать прочитанное и увиденное, т.е. научить

создавать текст.

Цел

ь

Зада

ча

Речь

Диалогическая

Монологическая,

Устная

Письменная,

а так же дактильная

(жестовая речь)

внутренн

яя

внешня

я

Мысленная

1.

Упражнение на развитие слухового восприятия.

Первоначально упражнения проводятся на

слухо- зрительной основе, т.е. ребенок видит лицо

педагога и его действия и слушает.

линейка

ножницы

пенал

карандаш

тетрадь

краски

ручка

Слушай

говори

и

хорошо!

а

а

а

а

Это учебные вещи

карандаш

альбом

книга

ручка

тетрадь

пенал

Что это?

Ка- ран- даш

ка –ран-даш

карандаш

альбом

книга

ручка

тетрадь

пенал

Руч-ка

Руч-ка

Руч-ка

Аль-бом

Аль-бом

Аль-бом

Кни-га

Кни-га

Кни-га

Пе-нал

Пе-нал

Пе-нал

Тет-радь

Тет-радь

Тет-радь

Учебные вещи

карандаш

альбом

книга

ручка

тетрадь

пенал

- Возьми …

ручку

тетрадь

карандаш

книгу

линейку

- Что ты сделал(а)?

Я взял(а) …

Положи …

… на стол

… под стол

… в стол

- Что ты сделал(а)?

Я положил(а) ручку …

Миша

Маша

пишет

рисует

Кто рисует?

Кто пишет?

Чем пишет Маша?

Чем рисует Миша?

Миша рисует …

Маша пишет …

карандашом.

ручкой.

Монологическа

я речь

развивается в тесной связи с развитием всех сторон речи

— лексической, грамматической, фонетической.

Связность

речи

включает развитие умений строить высказывания разных

типов: описание, повествование (события в движении и во

времени), рассуждение (установление причинно-

следственных связей).

Описа

ние-

это специальный текст, включающий предмет или объект,

затем идет перечисление признаков, свойств, качеств,

действий. Описание отличается статичностью,

позволяющей варьировать, переставлять местами его

компоненты. Дети учатся описывать игрушки, предметы

или сюжетные картинки, собственные рисунки или

замысел, явления природы, людей и животных. Дети

учатся точно называть предмет, объект.

Повествова

ние-

это сюжет, развертывающийся во времени и в логической

последовательности. Основное назначение

повествования — передать развитие действия или

состояния предмета, которое включает следующие друг

за другом события, сценки, картины.

Структура

повествования-

начало, середина, конец. В повествовании

используются самые разнообразные

лексические и грамматические средства.

Особенно это относится к глаголам (шли —

пришли — увидели — обрадовались —

пошли домой).

Используются различные приемы работы,

помогающие ребенку в дальнейшем пересказать

составленный рассказ:

драматизация (если возможно),

зарисовки (или подбор отдельных иллюстраций),

составление рассказа из деформированного текста,

дополнение предложений, устное воспроизведение рассказа

по вопросам, а затем — без опоры на вопросы.

Такая система работы помогает ребенку

выстраивать сюжетную линию, устанавливать

связи между смысловыми частями, что

способствует пониманию детьми структурной

организации текста и влияет на развитие у них

наглядно-образного и логического мышления.

Вывод

В результате систематической работы над

этой темой возможно научить детей

использовать своеобразные “блоки” в речи

учащихся, доводя эту работу до

автоматизма. А вводимые элементы

сочинения и изложения позволяют вносить

момент творчества и самостоятельности.

Такая кропотливая работа позволяет активно

подойти к итоговой аттестации выпускников

школы слабослышащих и глухих, а так же

получить неплохие результаты.



В раздел образования