Напоминание

"Музыкальные игры- как средство развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте"


Автор: Лосева Надежда Сергеевна
Должность: преподаватель сольфеджио, хоровых дисциплин и раннего дошкольного развития
Учебное заведение: МБОУДО Энемская ДШИ
Населённый пункт: Республика Адыгея, Тахтамукайский р-н, п.Энем.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Музыкальные игры- как средство развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Игра – основной источник знаний для ребенка, психолого-педагогическое

средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Об этом

пишет

Д.Б.

Эльконин:

«...

игра

влияет

на

формирование

всех

основных

процессов, от самых элементарных до самых сложных».

В условиях музыкального занятия, игры носят развивающий характер и

ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными

умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества,

взаимодействия на основе познавательных интересов.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают

средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи -

ритм,

динамику,

темп,

высоту.

Это

дает

педагогу

возможность

дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между

сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших

педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на

выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости,

оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают

его в каждой игре.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы

повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий

жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Гиперактивные

дети

успокаиваются

музыкой

умеренного

темпа,

снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена

эмоционального

состояния

(от

агрессии

до

апатии)

т ребует ся

стабилизирующая

музыка

спокойного

характера

с

а кце нт а м и,

повторяющимися

через

равные

интервалы,

и

с

одинаковым

уровнем

громкости звучания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика

зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца,

пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В

музыкальной

игре

ребенок

выполняет

различные

задания:

все

его

движения, и действия связаны с процессом узнавания и различения характера

музыки,

отдельных

выразительных

средств.

Это

вырабатывает

у

ребенка

умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать

фразировку, такты, метроритм, интонацию.

В соответствии с этим, музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:

-

развитие

слухового,

зрительного

восприятия,

мимической

мускулатуры,

дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту,

темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и

ритма;

-

формирование

выразительных

средств:

интонации,

мимики,

жестов,

движения.

Оздоровительные:

- укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного

аппарата;

- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и

физическое напряжение);

- развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:

- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей.

Воспитательные:

- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;

- эстетическое отношение к окружающему;

- развитие чувств, эмоций.

Развивающие:

- познавательную активность;

- саморегуляцию и самоконтроль;

- внимание, память, мышление;

- ориентировку в пространстве.

Игры-драматизации, театрализованные игры, народные игры в последние

десятилетия

чаще

стали

использоваться

в

работе

коррекционно-

образовательных учреждений. Предлагаю музыкально-развивающие игры с

вокальным

и

инструментальным

сопровождением.

Можно

выделить

три

группы музыкальных игр.

Первая группа - игры на развитие внимания.

Вторая группа - игры на развитие памяти.

Третья группа - игры на развитие мышления.

Каждая из групп имеет педагогическую направленность. Игры первой

группы

развивают

свойства

внимания:

наблюдательность,

длительность,

устойчивость,

переключение,

распределение,

быстроту

двигательной

реакции, фонематический и речевой слух.

Игры

второй

группы

осуществляют

развитие

разных

видов

памяти:

зрительную,

двигательную,

образно-слуховую,

музыкальную;

формируют

процессы

запоминания,

сохранения

информации

и

удержания

в

памяти,

воспроизведения в памяти.

Игры

третьей

группы

содействуют

развитию

умственных

действий

-

сравнения, сопоставления, обобщения, анализа и синтеза.

По форме проведения игры подразделяются на:

- игры с движением;

- речедвигательные игры;

- игры- шутки;

- игры- песни;

- артикуляционные игры;

- игры- забавы;

- игры- загадки;

- ритмические игры.

Игры

с

движением

развивают

собранность,

помогают

снять

мышечное

напряжение,

сохранять

равновесие

тела,

быстро

выполнять

двигательные

действия без физических усилий.

Подвижные игры, развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой

раздражитель, формируют коммуникативные способности.

Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательную слуховую

координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.

Игры-

шутки

активизируют

слуховое

восприятие,

формируя

фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.

Игры-

песни

развивают

функции

голосообразования,

свойства

голоса,

способствуют развитию звукообразования, дикции, дыхания.

Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых

связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.

Игры- забавы побуждают к творческой активности; инициативе, развивают

зрительное

восприятие

посредством

укрепления

зрительной

мышцы,

и

зрительного нерва, формируют творческие способности.

Игры-

загадки

развивают

логическое

мышление,

сообразительность,

стремление

ребенка

к

осознанным

умственным

и

практическим

действиям.

Ритмические

игры

направлены

на

усвоение

музыкальной

речи,

интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и

всего

законченного

музыкального

и

речевого

построения

с

помощью

двигательных упражнений под музыку.

Обучение в игре и развитие происходит постепенно, каждой предшествует

подготовительное

или

вспомогательное

упражнение,

которое

сначала

проводится без музыки, затем с музыкальным сопровождением. Цель этих

упражнений - подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к

воспроизведению действия.

И в заключение, хотела бы сказать. Основываясь на практике работы с

разными

детьми-

игры,

в

которых

используются

движения

под

музыку,

помогают

преодолению

ряда

трудностей:

психологических,

физических,

эмоциональных. Через участие в играх, надо стремиться развить в детях

чувство товарищества, коллективизма, дисциплинированность.

Список литературы:

1. "...Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

2. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. Под редакцией

Г.М.Дульнева. – М.: Педагогика,1971г.

3.

Медведева

Е.

А.

«Музыкальное

воспитание

детей

с

проблемами

в

развитии». М.: Издательский центр «Академия», 2002.



В раздел образования