Напоминание

"Современные подходы в преподавании литературы"


Автор: Родимова Лариса Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУГ № 8
Населённый пункт: г. Райчихинск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы в преподавании литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Современные подходы в преподавании литературы

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК- это урок активной познавательной деятельности учащихся , органи-

зованной специально подобранными учителем методами и приёмами обучения на основе науч-

ной организации труда с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффек-

тивность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы формирования

творческой личности.

Требования к современному уроку в свете модернизации содержания образования меняют

ориентиры, побуждают к поиску новых подходов в преподавании литературы. Одной из

ведущих идей современности является:

1.

идея ХОЛИЗМА- целостного отношения к миру и человеку, живущему в этом мире.

2.

проблема гражданской социализации учащихся.

3.

развитие и воспитание самостоятельности, активности учащихся в процессе познания.

4.

развитие креативных способностей учащихся.

5.

внедрение педагогики сотворчества.

Урок литературы- это урок, на котором изучается творчество. Вот почему девиз моей учи-

тельской работы—«изучение творчества посредством собственного творчества».

Педагогика сотворчества – так можно определить её форму. Творческий диалог учителя и уче-

ника расширяется до их совместного диалога с произведением, его автором, с той «вселенной

в малом преломлении», которая в нём заключена.

Существуют разные приёмы введения школьников в творческую лабораторию:

1.Приём ожившего портрета (рисованного фильма), когда живые страницы биографии писателя

можно представить в виде портретной зарисовки, событийного ряда и филосовских размышле-

ний, передающих духовные искания художника, его размышления о прожитых годах.

Задолго до урока класс превращается в творческую лабораторию-мастерскую: ребята подбира-

ют материал, учат наизусть, сами подбирают оформление к уроку. (Лермонтов «А он встаёт над

волнами забвенья»).

2.Рождение афоризма-это рождение художественного мышления. Важно каждый урок начинать

с афористически выраженного содержательного материала.

Н/р: «Быть человеком-значит быть борцом».

«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

«И крестьянки любить умеют».

«У счастья нет завтрашнего дня».

3.Создание рекламных роликов (по творчеству В. М. Шукшина, В. Распутина).

4.Урок открытых мыслей (Алексин «Безумная Евдокия»).

5.Урок-живая газета – по творчеству А.Т. Твардовского..( представить папку).

6.Создание буклетов (по теме нравственные проблемы в современной литературе).

7.Приём создания алгоритма на уроке (К.Г. Паустовский Исаак Левитан» и «Корзина с еловыми

шишками»).

8.Исследовательские приёмы становятся, пожалуй, самыми распространёнными в самостояте-

льной работе с учащимися.

--лаборатория творчества

--лаборатория факта

--лаборатория исследований.

9.Уроки с компьютерной поддержкой.

10.Приём расширения границ урока (При изучении повести Тургенева «Ася» работаем с

термином «странная девушка», прорабатываю разные варианты урока сама, а потом предлагаю

обсудить ребятам (творческой группе). Обсуждение проблемы «Становление личности в худ.

произведениях» продолжаем при изучении произведения Р.И. Фраермана «Дикая собака

ДИНГО». Обобщением по этой теме являются исследовательские работы ребят:

«Детство в творческом осмыслении писателей».

«Становление личности в литературе». (Эпизоды с урока в качестве примера).

11.Урок «Презентация поэта» (по творчеству Н. Рубцова).- дискета.

12Приём «ситуации допущения».(Перенос на себя роли героя). Алексин «Безумная Евдокия»,

Ф.М. Достоевский «Мальчики», Л.Н. Толстой «Детство».

13 «Ситуация выбора». Определить в пьесе или произведении наиболее значимое событие по

принципу его возможного исключения.

-Что случилось бы, если бы этого события не было бы?

-Подснежники чудесные или обыкновенные? (добрым- чудесные, а злым-обыкновенные).

14.Введение диалога в текст.

В главе «Погоня» из повести Максимова «Лесные клады» переведите действия изюбра на язык

диалога.

-Что получится?

-Здравствуй! Я соскучился в разлуке с тобой и рад тебя видеть.

-Ты где забегался? Не докличешься тебя. Эвон какой вымахал!

Какое напутствие изюбру мог дать Потап?

-Береги себя, панты, свидимся ли ещё?

15.Игра-приём «Вопрошайка». Один ученик показывает портрет героя или иллюстрацию, а все

остальные ему задают вопросы обо всём, что их интересует или о чём они хотят узнать по

данной иллюстрации. После того, как получили ответы на все вопросы, кто-то по ней

составляет полный рассказ-ответ. (Пушкин на лицейском экзамене).

Игра-цепочка. (Герой-эпитет-это кто? Хлестаков.

Он герой какого произведения? «Ревизор».

Откуда он приехал в уздный город? И т.д.

16.Использование листов-ассоциаций является эффективным способом включения ребят в

работу. На листе бумаги или на доске в беспорядке записаны разные слова, знаки…Из этого

перечня необходимо выбрать несколько элементов, сходных по каким-то признакам, и соеди-

нить их.

Н/р: честность, плюс, хохотать, долг, это, разумеется, совесть, качества, её, ( ),

нравственность.

Составляем запись. НРАВСТВЕННОСТЬ-это совесть, добро, честность, долг-духовные

качества. (По рассказу В. Распутина «Уроки доброты»).

17. Метод проблемного вопроса. При изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» можно

Выбрать разные пути и подходы анализа пьесы.

--Пообразный

--Вслед за автором

--Путь проблемного тематического анализа.

Выбираю последний и работу начинаю с постановки проблемного вопроса, поиск ответа на

Который определяет всю работу над пьесой.

Как бы вы сформулировали этот вопрос? УМЁН ЛИ ЧАЦКИЙ? Отсюда вытекает ещё ряд

проблем. Н/р: проблема ума в комедии. Обращаемся к разным трактовкам образа Чацкого

(Пушкин, Гончаров, сам Грибоедов).

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Пушкин отказывает

Чацкому в уме.

На чём же построена пьеса-на столкновении ума и глупости или на столкновении различных

типов ума?

Ведь Фамусов говорит: «по нашему смышлён». Репетилов:»умный человек не может быть

плутомю». Софья: «гений для иных, а для иных-чума».

18.Использование разных видов диктантов: терминологический, цифровой (1941-умер

М.Ю.Лермонтов, 1928-?), гнездовой (так работая над разделом «Литература 18 века», мы

записываем понятия, относящиеся к этому периоду.

(ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ,ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ). С изучением темы

«Классицизм»--(ИДЕАЛ, КУЛЬТ РАЗУМА, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ДОБРОДЕТЕЛЬ).

19. Ведение читательских дневников.

Педагогика сотворчества на уроках литературы помогает научить ученика видеть свою

«зарю»-неважно, утреннюю или вечернюю, но свою неповторимую, как неповторима каждая

человеческая личность.И хочется надеяться. Что подрастающий человек, вкусив творческого

поиска, испытав сладкую муку рождения первой строки, никогда не сможет забыть этого. И

ради этого учителю стоит быть творцом. Взглянуть на мир так, словно видишь его впервые.



В раздел образования