Автор: Родимова Лариса Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУГ № 8
Населённый пункт: г. Райчихинск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы в преподавании литературы"
Раздел: среднее образование
Современные подходы в преподавании литературы
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК- это урок активной познавательной деятельности учащихся , органи-
зованной специально подобранными учителем методами и приёмами обучения на основе науч-
ной организации труда с применением современных средств обучения, обеспечивающих эффек-
тивность и качество учебно-воспитательного процесса и закладывающих основы формирования
творческой личности.
Требования к современному уроку в свете модернизации содержания образования меняют
ориентиры, побуждают к поиску новых подходов в преподавании литературы. Одной из
ведущих идей современности является:
1.
идея ХОЛИЗМА- целостного отношения к миру и человеку, живущему в этом мире.
2.
проблема гражданской социализации учащихся.
3.
развитие и воспитание самостоятельности, активности учащихся в процессе познания.
4.
развитие креативных способностей учащихся.
5.
внедрение педагогики сотворчества.
Урок литературы- это урок, на котором изучается творчество. Вот почему девиз моей учи-
тельской работы—«изучение творчества посредством собственного творчества».
Педагогика сотворчества – так можно определить её форму. Творческий диалог учителя и уче-
ника расширяется до их совместного диалога с произведением, его автором, с той «вселенной
в малом преломлении», которая в нём заключена.
Существуют разные приёмы введения школьников в творческую лабораторию:
1.Приём ожившего портрета (рисованного фильма), когда живые страницы биографии писателя
можно представить в виде портретной зарисовки, событийного ряда и филосовских размышле-
ний, передающих духовные искания художника, его размышления о прожитых годах.
Задолго до урока класс превращается в творческую лабораторию-мастерскую: ребята подбира-
ют материал, учат наизусть, сами подбирают оформление к уроку. (Лермонтов «А он встаёт над
волнами забвенья»).
2.Рождение афоризма-это рождение художественного мышления. Важно каждый урок начинать
с афористически выраженного содержательного материала.
Н/р: «Быть человеком-значит быть борцом».
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
«И крестьянки любить умеют».
«У счастья нет завтрашнего дня».
3.Создание рекламных роликов (по творчеству В. М. Шукшина, В. Распутина).
4.Урок открытых мыслей (Алексин «Безумная Евдокия»).
5.Урок-живая газета – по творчеству А.Т. Твардовского..( представить папку).
6.Создание буклетов (по теме нравственные проблемы в современной литературе).
7.Приём создания алгоритма на уроке (К.Г. Паустовский Исаак Левитан» и «Корзина с еловыми
шишками»).
8.Исследовательские приёмы становятся, пожалуй, самыми распространёнными в самостояте-
льной работе с учащимися.
--лаборатория творчества
--лаборатория факта
--лаборатория исследований.
9.Уроки с компьютерной поддержкой.
10.Приём расширения границ урока (При изучении повести Тургенева «Ася» работаем с
термином «странная девушка», прорабатываю разные варианты урока сама, а потом предлагаю
обсудить ребятам (творческой группе). Обсуждение проблемы «Становление личности в худ.
произведениях» продолжаем при изучении произведения Р.И. Фраермана «Дикая собака
ДИНГО». Обобщением по этой теме являются исследовательские работы ребят:
«Детство в творческом осмыслении писателей».
«Становление личности в литературе». (Эпизоды с урока в качестве примера).
11.Урок «Презентация поэта» (по творчеству Н. Рубцова).- дискета.
12Приём «ситуации допущения».(Перенос на себя роли героя). Алексин «Безумная Евдокия»,
Ф.М. Достоевский «Мальчики», Л.Н. Толстой «Детство».
13 «Ситуация выбора». Определить в пьесе или произведении наиболее значимое событие по
принципу его возможного исключения.
-Что случилось бы, если бы этого события не было бы?
-Подснежники чудесные или обыкновенные? (добрым- чудесные, а злым-обыкновенные).
14.Введение диалога в текст.
В главе «Погоня» из повести Максимова «Лесные клады» переведите действия изюбра на язык
диалога.
-Что получится?
-Здравствуй! Я соскучился в разлуке с тобой и рад тебя видеть.
-Ты где забегался? Не докличешься тебя. Эвон какой вымахал!
Какое напутствие изюбру мог дать Потап?
-Береги себя, панты, свидимся ли ещё?
15.Игра-приём «Вопрошайка». Один ученик показывает портрет героя или иллюстрацию, а все
остальные ему задают вопросы обо всём, что их интересует или о чём они хотят узнать по
данной иллюстрации. После того, как получили ответы на все вопросы, кто-то по ней
составляет полный рассказ-ответ. (Пушкин на лицейском экзамене).
Игра-цепочка. (Герой-эпитет-это кто? Хлестаков.
Он герой какого произведения? «Ревизор».
Откуда он приехал в уздный город? И т.д.
16.Использование листов-ассоциаций является эффективным способом включения ребят в
работу. На листе бумаги или на доске в беспорядке записаны разные слова, знаки…Из этого
перечня необходимо выбрать несколько элементов, сходных по каким-то признакам, и соеди-
нить их.
Н/р: честность, плюс, хохотать, долг, это, разумеется, совесть, качества, её, ( ),
нравственность.
Составляем запись. НРАВСТВЕННОСТЬ-это совесть, добро, честность, долг-духовные
качества. (По рассказу В. Распутина «Уроки доброты»).
17. Метод проблемного вопроса. При изучении комедии Грибоедова «Горе от ума» можно
Выбрать разные пути и подходы анализа пьесы.
--Пообразный
--Вслед за автором
--Путь проблемного тематического анализа.
Выбираю последний и работу начинаю с постановки проблемного вопроса, поиск ответа на
Который определяет всю работу над пьесой.
Как бы вы сформулировали этот вопрос? УМЁН ЛИ ЧАЦКИЙ? Отсюда вытекает ещё ряд
проблем. Н/р: проблема ума в комедии. Обращаемся к разным трактовкам образа Чацкого
(Пушкин, Гончаров, сам Грибоедов).
«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Пушкин отказывает
Чацкому в уме.
На чём же построена пьеса-на столкновении ума и глупости или на столкновении различных
типов ума?
Ведь Фамусов говорит: «по нашему смышлён». Репетилов:»умный человек не может быть
плутомю». Софья: «гений для иных, а для иных-чума».
18.Использование разных видов диктантов: терминологический, цифровой (1941-умер
М.Ю.Лермонтов, 1928-?), гнездовой (так работая над разделом «Литература 18 века», мы
записываем понятия, относящиеся к этому периоду.
(ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ,ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ). С изучением темы
«Классицизм»--(ИДЕАЛ, КУЛЬТ РАЗУМА, ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ДОБРОДЕТЕЛЬ).
19. Ведение читательских дневников.
Педагогика сотворчества на уроках литературы помогает научить ученика видеть свою
«зарю»-неважно, утреннюю или вечернюю, но свою неповторимую, как неповторима каждая
человеческая личность.И хочется надеяться. Что подрастающий человек, вкусив творческого
поиска, испытав сладкую муку рождения первой строки, никогда не сможет забыть этого. И
ради этого учителю стоит быть творцом. Взглянуть на мир так, словно видишь его впервые.