Напоминание

"Формирование и развитие УУД во внеурочной деятельности по физике"


Автор: Савенкова Ольга Павловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ лицей № 11 им. В.В. Рассохина
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование и развитие УУД во внеурочной деятельности по физике"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование и развитие УУД во внеурочной деятельности по физике

Все

мы

знаем,

что

ранее

образовательный

стандарт

содержал требования к

уровню

подготовки

выпускников

и

обязательный

минимум

содержания,

освоение

которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов.

Для

реализации

стандартов

второго

поколения

необходимо

формирование

универсальных учебных действий.

“Под универсальными учебными действиями (УУД) понимается совокупность

действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к

самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого

процесса, культурную идентичность и толерантность”. (А.Г. Асмолов).

В широком значении УУД – это умение учиться, способность к саморазвитию

путем активного поиска и усвоения знаний.

Процесс освоения учащимися УУД происходит в совокупности разных учебных

предметов, что приводит к формированию:

- способности самостоятельно и довольно успешно усваивать новые знания и

умения

- приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса

усвоения, т. е. умение учиться.

Выделяют

следующие

четыре

блока

УУД: личностные,

регулятивные,

познавательные и коммуникативные.

Какую же роль играют УУД во внеурочной деятельности?

1.

УУД

становится

источником

внутреннего

развития

школьника,

и

формирования его личностных качеств;

2.

Развитие

интеллектуальных,

творческих,

организаторских

способностей

школьников;

3.

Приобретение детьми социального опыта, создание условий максимально

раскрывающих эти способности.

В нашем лицее работа по формированию УУД во внеурочной деятельности по

физике

начинает

свою

реализацию

в

7-ом

классе,

продолжает

в

8-ом

в

виде

факультатива «Решение нестандартных задач по физике».

Актуальность программы определена тем, что в настоящее время

особенно

востребованы такие профессии, как физик, физик – инженер, физик-преподаватель,

физик-исследователь, а также тем, что сама дисциплина органично входит в громадное

число современных специальностей. Следовательно, для профессионального развития,

построения

профессиональных

планов

нужны

квалифицированные

консультации,

помощь и поддержка с учетом призвания и склонностей подростка.

Цель: развивать физический образ мышления.

Задачи:

- развитие мотивации к собственной учебной деятельности;

-систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;

-овладение методикой исследования и экспериментирования при решении

учебных задач.

- участие в проектной деятельности;

-

развивать

умения

отвлекаться

от

всех

качественных

сторон

и

явлений,

сосредотачивая внимание на количественных сторонах;

-

уметь

делать

доступные

выводы

и

обобщения,

обосновывать

собственные

мысли.

Данные курс позволяет осуществлять межпредметные связи:

с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;

с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в

выставках рисунков, моделей при защите проектов.

с уроками математики: использование алгоритмов решений математических

уравнений;

с

уроками

химии:

использование

общих

моделей

(строение

атома),

величин

(масса, плотность, объём, энергия…), изучение явлений.

Весь курс разделен на разделы, каждый из которых мы начинаем с теоретической

части и продолжаем практической.

Здесь мы продолжаем формировать личностные, регулятивные, познавательные и

коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД

Развиваются

познавательные

интересы,

интеллектуальные

и

творческие

с п о с о б н о с т и

у ч а щ и х с я .

П р и м е н я ю т

п р а в и л а делового

сотрудничества: сравнивать разные

точки

зрения;

считаться

с

мнением

другого

человека. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, готовность к

выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к

физике,

как

элементу

общечеловеческой

культуры,

уважение

к

творцам

науки

и

техники.

Примером

формирования

данного

УУД

можно

рассмотреть

на

следующих

примерах.

Учащимся

8-го

класса

была

дана

задача: «Предложите

способ

сравнения

удельных

теплоемкостей

двух

металлов,

не

имея

таблицы

удельных

теплоемкостей».

После недолго обдумывания два ученика сказали, что у них есть ответ.

Первый

-

предложил

простой

способ:

Так

как

нам

конкретно

не

говориться

металлический это предмет или просто кусочек металл, мы будем считать у нас две

металлические ложки. Опустим каждую из них в стакан, в котором вода со льдом.

Подождем несколько минут. Та ложка, которая имеет большую теплоемкость будет

быстрее остывать, отдавая свое тепло.

Второй ученик подошел к задаче немного иначе: Надо взять два одинаковых по

массе кусочка металла и опустить их в кипящую воду на несколько минут. После чего

аккуратно перенести в стаканы с холодной водой одинаковой температуры. Через 2-3

минут измерить и сравнить температуру воды в каждом стакане. Там где температура

воды будет выше, у того металла теплоемкость и будет выше.

Еще один пример «Определить сопротивление кусочка медной проволоки».

И опять учащиеся предложили два способа решения данной задачи.

Первый:

необходимо

собрать

электрическую

цепь

из

источника

питания,

амперметра, вольтметра, ключа и данной проволоки. Измерить силу тока в цепи,

н ап р я же н и е

н а

ко н ц а х

п р о вол о к и

и

п о

за ко н у

О ма

( с и л а

то ка

=

напряжение/сопротивление) рассчитать сопротивление.

Второй: необходимо измерить дли проволоки и рассчитать площадь поперечного

сечения по формуле площади круга (1/4πd

2

). Удельное сопротивление меди взять из

таблицы. И рассчитать сопротивление по формуле R=

l/S.

Мы видим, что одна задача разными учащиеся решается по-разному. Каждый из

них выбрал свой личный метод, каждый проявил самостоятельность в приобретенных

знаниях.

Регулятивные

УУД

формируют

умение

работать

по

предложенным

инструкциям;

умение

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности;

анализировать собственную

работу:

соотносить

план

и

совершенные

операции,

выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать

их причины.

Очень хорошо они формируются при решении экспериментальных, качественных

и количественных задач.

И в этом помощником нам является «Физика. Сборник вопросов и задач» к

учебнику А.В. Перышкина и Е.М. Гутник идательство Дрофа.

В данном сборнике после каждой темы есть задачи-исследования.

В зависимости от темы такие задачи предлагают учащимся провести небольшой

эксперимент, проанализировать и ответить на поставленный вопрос, излагая мысль в

четкой логической последовательности.

Рассмотрим пример такой задачи по теме плотность вещества.

Как, используя стакан, весы и гири, определить, что имеет большую плотность

– молоко или вода?

Для

того

чтобы

ответить

на

данный

вопрос

учащиеся

должны

выполнить

следующие действия:

1. Налить молоко в стакан (обозначив уровень молока на стакане).

2. Поставить стакан с молоком на одну чашу весов.

3. Уравновесить с помощью гирь весы, получить массу стакана с молоком.

4. Убрать стакан с молоком и гири с весов.

5. Налить воду в стакан до уровня, который мы отметили, когда наливали молоко.

6. Поставить стакан с водой на одну чашу весов.

7. Уравновесить весы с помощью гирь, получив тем самым массу стакана с водой.

8. Сравнить полученные результаты.

Массы окажутся разными. Но как это связать с плотностью? Учащиеся должны

вспомнить, что масса определяется по формуле m = PV. Т.к. уровень воды и молока в

стакане был одинаков, то и их объём можно считать одинаковым. А, как мы видим,

масса тела зависит прямопропорционально от его плотности (чем больше плотность

тела, тем больше масса тела).

Теперь возвращаемся к измеренным массам и делаем вывод.

Плотность той жидкости больше, которая имеет большую массу. Плотность той

жидкости меньше, которая имеет меньшую массу.

Решение подобных задач помогает учащимся подготовиться к ОГЭ по физике.

Познавательные УУД

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной

работы всего класса; уметь анализировать явления

Так

же

осуществляется

при

решении

качественных,

расчетных

и

экспериментальных задач.

Пример

качественной

задачи : Зачем

к

корпусу

автомашины,

перевозящей

горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле?

Ответ: При

перевозке

жидкости

взбалтываются

и

электризуются.

Чтобы

избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю –

Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки

рассуждений, Умение грамотно и осознанно строить высказывания

Пример экспериментальной задачи: Рассчитайте плотность данного кусочка

сахара-рафинада, зная его массу.

Этапы решения: Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее

определения. - Действия со знаково-символическими средствами, формулами

Коммуникативные УУД

уметь работать в паре и коллективе; эффективно распределять обязанности

Для решения экспериментальных задач, нужна работа в парах или группах. Где

учащиеся обсуждают план действия и распределяют обязанности.

Рассмотрим на примере: Определить плотность картофеля, лука, свёклы.

Учащимся необходимо взвесить свой овощ на весах, что узнать массу. Вычесть

объем тела, при помощи погружения в мензурку с водой и нахождения разности в

объеме

воды

до

погружения

тела

и

после.

А

затем

по

формуле

= m/V найти

плотность овоща. Для решения данной задачи они должны эффективно распределить

обязанности: измерение величин, аккуратная запись данных и расчет.

Коммуникативные

УУД

формируются

и

развиваются

в

исследовательских

и

проектных работах.

Для этого в лицее проводится ежегодный конкурс проектно-исследовательских

работ учащихся «Эврика», где учащиеся могут представить свои проектные работы. В

рамках

сотрудничества

с

АМТИ

с

2017

года

конференция

проводится

на

базе

Политехнического института. В этом конкурсе участвуют не только 9-ти кл, но и

начальная

школа.

Уровень

проектов

достаточный

высокий,

что

оценивают

преподаватели института.

В

9-ом

классе

продолжается

формирование

УУД

по

средствам

выпускной

проектной работы учащихся.

Заключение.

На основе сформированности УУД получаем портрет выпускника:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной

деятельности;

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать

свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа

жизни.



В раздел образования