Напоминание

"Художественно-образное содержание фортепианных произведений Т. Шалгиновой"


Автор: Дресвянина Анна Владимировна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ п. Аскиз
Населённый пункт: Республика Хакасия, Аскизский район, п.Аскиз
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Художественно-образное содержание фортепианных произведений Т. Шалгиновой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая работа

«Художественно-образное содержание фортепианных

произведений Т. Шалгиновой»

Преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО ДМШ п. Аскиз,

Аскизский район, Республика Хакасия

Дресвянина Анна Владимировна

1

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

I.

Фортепианное творчество Т. Шалгиновой …………………...5

II.

Художественно-образное

содержание

фортепианных

произведений Т. Шалгиновой………………………………………………...9

Заключение……………………………………………………………...18

Список литературы…………………………………………………….19

2

Введение

Фортепиано, клавирное искусство принадлежат музыкальной Европе, в

некотором

роде

даже

являются

ее

символами.

Фортепиано,

широко

распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение

в

музыке Нового времени. Фортепиано является конечным результатом

долгих попыток найти универсальный инструмент с богатыми звуковыми и

динамическими

возможностями,

широкой

палитрой

тембровых

и

регистровых оттенков.

Отечественная

фортепианная

школа,

естественно,

оказало

огромное

влияние

на

появление

первых

ростков

пианистической

культуры

и

в

национальных регионах России. В Хакасии фортепианное исполнительство

также

развивалось,

хотя

и

с

немалым

опозданием,

а

ныне

является

существенной составной частью музыкальной культуры Хакасии.

Появление фортепиано в свою очередь в хакасской музыкальной

культуре

вызвало

изменение

репертуара

ансамблей

и

оркестров.

Динамические возможности позволили фортепиано встать в ряд сольных

инструментов, таких, как скрипка и труба, и занять центральное место в

концертных залах. Очевидно, что появление фортепиано стало поворотным

моментом в истории искусства. Это изобретение изменило характер всей

хакасской

музыки,

которая

является

важной

частью

мировой

культуры.

Сегодня нельзя найти музыканта – будь то певец или композитор, кларнетист

или скрипач – который не играл бы на фортепиано.

Фортепианная музыка

представлена

в

творчестве

многих

хакасских

композиторов:

Г.И.

Челборакова,

Н.В.

Катаевой,

А.А.

Кенеля, А.И.

Токмашова,

Т.Ф.

Шалгиновой, О.Г. Алахтаевой, Ю.Е. Киштеева и др. Каждый композитор внес

огромный вклад в развитие фортепианного жанра в Республике Хакасия, где

обращено

внимание не на внешнюю событийность, а на внутренний мир

героя, на диалектику души. При этом в музыке прослеживаются интонации

3

народных песен, характерные для хакасской мелодики, лады, ритмическая

ткань, а музыкальные образы отражают духовные ценности народа.

Хотелось бы более подробно остановиться на творчестве хакасского

композитора Т.Ф. Шалгиновой.

4

I.

Фортепианное творчество Т. Шалгиновой

В

последнее

десятилетие XX

века

признание

получает

музыка

хакасского композитора Т.Ф. Шалгиновой. Ею создано большое количество

произведений

для

различных

музыкальных

инструментов.

На

стиль

музыки Т.Ф. Шалгиновой повлияло музыка импрессионистов, раннего А.

Скрябина.

В

фортепианных

миниатюрах

сочетаются

красочность

линий,

прозрачно сть

фактуры,

гармониче ские

переливы.

Тонч айшие

динамические оттенки, что помогает раскрытию музыкальных образов и

художественным замыслам композитора. Т.Ф. Шалгиновой были созданы

и до сих пор издаются многочисленные сборники фортепианной музыки.

Летом

2001

года

вышел

первый

сборник

пьес

Т.Ф.

Шалгиновой

«Солнечный

чатхан».

В

2003,

2006,

2008

гг.

были

изданы

сборники

для

юных

пианистов

из

цикла

«Времена

года»:

«Зимний до мажор»,

«Летний ре мажор», «Театральная осень», «Весенний соль мажор», а также

«Танцующие эльфы» (24 вальса для детей во всех тональностях), вокально-

хоровой сборник «В даль зовущая музыка» из спектакля «Прекрасная мышка

Мими». За годы творческой работы в театре композитором написана музыка

более чем к 30-ти спектаклям по пьесам хакасских, зарубежных, русских и

современных авторов. Оригинальная музыка к постановкам разнообразных

театральных

жанров

всегда

глубоко

и

ярко

раскрывает

идейно-образный

строй

спектакля. Также

необходимо

познакомиться

с

триптихом

«Голоса

забытых

сказаний»

Т.Ф.

Шалгиновой

для

двух

фортепиано.

По

исследованию

Л.Ю.

Бурнаковой

(Мазай)

сво еобразны

музыкальные

картины

Т.

Шалгиновой. Насчитывается

более

70

фортепианных

пьес

миниатюр,

образное

содержание

которых

с в я з а н о

с

т р а д и ц и о н н ы м

п р е д с т а в л е н и е м

ха ка с о в

о

м и р е .

Фортепианные

пьесы

«Сон шамана»,

«Ковыль

у

Салбыкского

кургана»,

«Солнечный

чатхан»,

«Эрликхан»,

«Тос», «Танец

огня»,

«Живая

вода»,

«Тайна

каменного

изваяния»

и

другие

-

это психологические

картины,

5

рассказывающие

об

ожившей

божественной

природе,

почитаемой

хакасским народом; о месте человека и его предназначении.

В музыке

сплетены

традиции

классического

формообразования,

полифонические

приёмы, гармонические сплетения современных направлений с элементами

народной песни.

В

музыке

представлена

трехчастная

форма

эпических

сказаний,

с

чередованием

хая,

речи и

инструментальных

наигрышей,

где средний

раздел приближается к речевому интонированию, а первый и третий разделы

«больше

вокализированы». Х а й ,

к а к «ларингоризованный

способ

звукоподачи» (В.Н. Шевцов) в тесситурно - низком регистре, представлен в

пьесах «Сон шамана», «Солнечный чатхан», «Амулет» и др.

Подробный

анализ

произведений

Т.Ф.

Шалгиновой

представлен

в

работе

Л.Ю.

Бурнаковой. I раздел — это средний мир, который населяют

животные и люди. II раздел, связан с нижним миром. III раздел переносит

внимание слушателя в божественный верхний мир.

В любой представленной фортепианной миниатюре прослеживается

следующая закономерность: I

раздел

-

повествование.

При

этом

дается

эмоциональная оценка окружающей действительности (именно в I разделе,

в

«настоящем

времени» наиболее ощутим импрессионистический стиль).

Затем происходит постепенное погружение во внутренние связи природных

явлений.

Горы,

реки,

природные

стихии

оживают

в

среднем

разделе,

разворачивается диалог с «мудрыми духами».

В

заключительном

разделе

«тлеющие»

вибрации

последних

звуков

направлены в будущее в пьесах «Солнечный чатхан», «Колыбельная богини

Умай»,

«Тайна

каменного изваяния»,

«Живая

вода»,

«Дыхание

ветра»,

«Жарок», «Ночная степь».

В

пьесах

смысловой,

интонационный

акцент

выпадает

именно

на

средний раздел. Если три сакральных мира соизмерить с тремя временными

соотношениями,

т о в

данных

пьесах

прослеживается частое

изменение

метрической пульсации и установление свободного ритмического развития.

6

Инструментальное

начало,

острые

ритмы,

капризные

диссонансы

рисуют

обитателей нижнего мира в произведениях: «Эрлик-хан», «Танец

огня», «Сон шамана» и др.

Моторный ритм связан преимущественно со II разделом, именуемым

«нижний мир».

Но

следует

отметить,

что

ритмичные

упругие

интонации

пронизывают

музыкальную

ткань

почти

всех

произведений

композитора.

Темы пьес условно можно разделить на лиричные и ритмичные. Однако

не всегда прослушиваются какие-либо жанровые разграничения в этих темах.

Как

было

сказано,

моторные,

упругие

интонационные

фигурации

представлены

во

всех

пьесах

(преимущественно

во II

разделе).

Это

о бу с л о в л е н о свободой

импровизационной

техники

исполнения

героических эпосов, частой сменой событий.

Лишь в отдельных случаях прослеживаются элементы лиричной песни

тахпаха в произведениях:

«Ковыль

у

Салбыкского

кургана»,

«Священная

береза», «Ночная степь», «Колыбельная богини Умай».

Также в фортепианных миниатюрах представлены танцевально-игровые

эл е м е н т ы , шуточные

инструментальные

наигрыши

(«Считалка»,

«Праздник в степи», «Всадники», «Камушки»).

Многие

лады,

характерные

для

хакасской

народной

пе сни,

прослушиваются

в исследуемой

музыке.

В

пьесах

использованы

старинные

лады

(лидийский, фригийский, миксолидийский, дарийский,

локрийский, мажорная и минорная пентатоника).

Ладовая

переменность

-

источник приема, используемого хакасским композитором.

Начало темы ярко диатонично, затем на очень коротком отрезке времени

происходит

уход

в

другую

тональность

в

сочинениях:

«Всадники»,

«Воспоминание

о прошлом», «Жарок», «Праздник в степи», «Солнечный

чатхан», «Сон шамана» и др.

Многое композитор берёт у народной песни в области МЕЛОДИКИ.

Характерная интонационная сфера данных пьес - короткие попевки с малым

диапазоном чистой кварты или чистой квинты.

7

Вариативно сть

(«Сон

шамана»),

импровизационно сть,

контрастность,

прием

нарушения квадратности («Амулет», «Гора любви»,

«Ковыль у Салбыкского кургана»), прием «рассказ в рассказе» («Солнечный

чатхан», «Рассказ хайджи» (пьеса для виолончели), «Руническая надпись»

(пьеса

для

скрипки),

«Тайна каменного изваяния», «Менгир», «Ковыль у

Салбыкского кургана» и др.),

применение лейтмотивов лежат

в

основе

построения

и

развития

всех

фортепианных

сочинений.

В

музыкальной ткани произведений ощутимы интонации народных

песен, хакасских героических эпосов, настроения души и мысли, навеянные

прошлым, где композитор обращается к формам традиционного интонирования, к

ладам, ритмике, присущим традиционной хакасской музыке. При этом Т.Ф.

Шалгинова стремится к воссозданию культуры хакасского этноса через обращение

к темам, свойственным эпическим произведениям: к мифам о сотворении мира,

законам добра и справедливости, взаимодействию ведущих образов сакральных

миров и месте человека с ним.

Каждая пьеса Т.Ф. Шалгиновой, как народная песня, повествует нам о

тех событиях и чувствах, которые были и остались значимыми для Человека:

долгий путь через века и события к Гармонии с окружающим миром.

II.

Художественно-образное содержание фортепианных

произведений Т. Шалгиновой

В работе будут представлены несколько произведений из сборников:

«Солнечный чатхан», «Весенний соль мажор», «Летний ре мажор», «Зимний до

мажор».

Из сборника «Солнечный чатхан» были выбраны произведения «Ночная

степь», «Солнечный чатхан».

8

«В этот сборник вошли фортепианные пьесы, которые композитор дарит

юным исполнителям. Это музыкальные миниатюры, наполненные большой

любовью к родной земле. Они живописно рассказывают о древней истории

Хакасии, ее природе и обычаях народа…», - высказывается о сборнике О.

Кривенко.

Данные

произведения

анализировали:

И.Н.

Никифорова,

А.И.

Никифоров,

Л.Ю.

Бурнакова,

О.Н.

Кривенко.

Раскроем

художественно-

образное содержание произведения «Ночная степь». Данное произведение

написано в жанре миниатюры, где кратко и лаконично раскрывается образ

живой, одухотворенной природы, имея образно-поэтический строй. В самом

начале

произведения

с

помощью

малых

и

больших

секунд

в

верхнем

регистре изображается мерцание звезд на небе, таинственная жизнь ночной

степи.

Остинатное

движение

шестнадцатых

в

аккомпанементе

рисует

бескрайнюю

хакасскую

степь.

Появление

напевной,

синкопированной,

звучащей в малой октаве, постепенно восходящей мелодии в басу, используя

пунктирный

ритм,

изображает

в

степи

появление

величественных

гор,

камней, изваяний. Раскрывает ритмический рисунок: восьмая и четверть,

начало из-за такта акцентирует синкопированный ритм. Звучание на пиано в

левой руке,

фразирование лиги, средства выразительности

раскрывают

пространство

ночной

степи,

и

с

какой-то

стороны

дуновение

ветра,

в

понимании того, как прекрасно быть далеко от шумной суеты, наслаждаясь

духами природы, выраженных в звездной, тихой ночи. В предпоследних

тактах звучит наслаждение, упование картиной ночной степи, выраженных в

постепенном

и

ровном

звучании

и

чередовании

восьмых

с

легкими

аккордами в левой руке. Завершает произведение красочный аккорд, где с

помощью четырехдольного размера удваивается упование, и наслаждение

пространственным

созвучием,

напоминающим

россыпь

звезд

на

небе,

рисующим воздух природы.

В

п ь е с е «Солнечный

чатхан» показано

звучание

чатхана

музыкального инструмента хакасского народа, который является предметом

9

их

национальной

гордости.

Образ

чатхана,

овеянный

преданиями,

уходящими в глубокую древность, не раз будил воображение творческих

людей,

где

находил

свое

применение

в

творчестве

композиторов.

Пьеса

«Солнечный чатхан» имеет ярко выраженный национальный колорит. В ней

представлены

чередование

хая,

речи

и

инструментальных

наигрышей.

В

данном

сочинении

представлен

хай,

как

«ларингоризованный

способ

звукоподачи»

(В.

Шевцов)

в

тесситурно

низком

регистре.

Здесь

же

прослушивается

принцип

инструментализма,

где

при

помощи

звучания

квинтового органного пункта в постоянной ритмической последовательности

восьмых

и

шестнадцатых

в

аккомпанементе

показана

игра

на

струнах

чатхана.

Интонационно

и

богатство

мелодии,

где

раскрывается

оптимистический, солнечный характер произведения. Ровный аккомпанемент

позволяет услышать разнообразные мелодические линии

в правой руке,

звучащие

ярко

и

красочно.

Музыка

средней

части

отличается

стремительностью и динамичностью, с помощью двойных нот в партии

правой руки. В репризе появляются арпеджированные фигурации в левой

руке и октавно - аккордовое изложение мелодии в партии правой руки.

Звучащие

октавы

динамически

выпукло

ясно

подчеркивают

бас.

В

коде

происходит звукоподражание чатхану, что еще раз подчеркивает его значение

в национальном творчестве композитора.

«….Удивительный, сказочный и волшебный зимний день! Как много

снега и солнца! Как много радости и чудесных открытий!.. Я вижу сказочный

туман и волшебную лошадку, я любуюсь пушистыми снежинками и слушаю

тишину,

я

вижу

как

искрится

зимнее

солнце

и

мерцают

хрустальные

звездочки!.. Это мой зимний день!...», - раскрывают содержание альбома

фортепианных пьес для начинающих «Зимний до мажор» Т.Ф. Шалгиновой,

Е. Чалкина, Ю. Трошкина. Фортепианный цикл состоит из 12 программных

пьес,

которые

объединены

одной

сюжетной

линией.

Фортепианные

миниатюры

так

близки

и

понятны,

в

которых

раскрываются

различные

музыкальные образы. Каждому произведению предшествуют стихотворения

10

О. Кривенко и иллюстрации О. Киштеевой, при первом взгляде которых

понимаешь смысл и идею сочинения.

В таких музыкальных произведениях, как «Ледяная горка, «Хорошее

настроение»,

«Котик»

отражаются

повседневные

будни

ребенка.

Все

впечатления

от

жизненных

образов,

которые

превращаются

в

сказочные,

воплощены

в

сочинениях

«Утренний

туман»,

«Первый

снег»,

«Луна»,

«Хрустальные звездочки» и т.д.

Используя данный сборник, мы решили остановиться на произведениях

«Утренний туман», «Хорошее настроение».

«Утренний туман» - пьеса, открывающая цикл, создающая атмосферу

таинственности и волшебства.

Мягкое

и

ровное

чередование

восьмых

в

аккомпанементе

с

динамической

звучностью pp

на

одной

педали

на

протяжении

всего

произведения, рисует картину зимнего утреннего тумана.

Волнообразная мелодия, сочетающая в себе в первой фразе широкие

ходы на ч.4 и во второй фразе на ч.5, изображает ясное и прозрачное явление

природы.

Важно

подчеркнуть,

что

в

первой

фразе

мелодия

также

как

аккомпанемент состоит из движения восьмых, используя при этом различные

штрихи: staccato и фразированные лиги, что, несомненно, нас вовлекает в

воздушное пространство утреннего тумана. Вторая фраза звучит в нюансе

pp,

и

в

мелодии

правой

руки

с

помощью

штриха staccato изображается

загадочная картина природы.

Тональность до мажор выражает любование и восхищение «заливанием

белым молоком».

Природное явление, выраженное в музыке, подчеркивает размер четыре

четверти и двухдольный метр, с помощью которых возникает образ одного

звукового облака, исчезающего с первыми лучами солнца.

Смысл и идея веселого марша «Хорошее настроение» уже с самого

начала подчеркивается стихотворением.

Я проснулся рано,

Мне не лень вставать.

Сброшу одеяло, буду день встречать

Бабушка у печки

Пирожки печет.

11

Солнышко проснувшись

За горой встает.

Бодрое

и

приподнятое

настроение

изображается

волнообразной

мелодией, состоящей из широких ходов на ч.4, ч.5.

С помощью сложного ритма, состоящий из

четвертей, половинных,

шестнадцатых,

где

сложностью

является

пунктирный

ритм,

создает

ощущение при маршеобразной ходьбе,

подскоков. Тональность до мажор,

нюанс f, размер четыре четверти, двухдольный метр раскрывают бодрое,

веселое настроение.

Как удивительно подобран

аккомпанемент, состоящий из крупных

длительностей

половинных,

что

полностью

и

всецело

акцентирует

внимание

на

игривой,

развивающейся

мелодии,

сочетающей

в

себе

различные штрихи.

Завершающие

такты

миниатюры,

состоящие

из

коротких

длительностей, звучат самостоятельно, что выражает гордость и уверенность

в каждом наступившем дне.

Сборник

Т.Ф.

Шалгиновой «Весенний Соль мажор» как волшебная

сказка.

«Какой-то Добрый Волшебник засветил солнышко поярче! Как стало

уютно, тепло и весело! Со мною вместе радуются солнечные зайчики, звенят

и

щебечут

птички,

тают

прозрачные

сосульки,

проснулись

деревья

на

аллейках

и

во

дворе,

а

в

зеленой

травке

появились

желтые

цыплята

одуванчики! Но больше всего рад мой велосипед, он мой верный конь. Мы с

ним весь день будем летать в стране Весенней Свежести до самого вечера,

пока

меня

не

позовут!..»,

-

раскрывают

содержание

произведений

Ю. Трошкина, Е. Чалкина.

Цикл

фортепианных

пьес

«Весенний

соль

мажор»

является

продолжением

сборника

«Зимний

до

мажор».

Большинство

пьес

цикла

являются

картинами

действия,

жизненными

ситуациями,

где

динамично,

устремлено

и

смело

развивается

музыкальная

мысль.

Можно

привести

пример

следующими

произведениями:

«Прогулка»,

«Капель»,

«Мой

12

велосипед»,

«Две

птички».

Пьесы

«Утренние

лучи»,

«Теплый

вечер»

передают природные явления, состояние природы и человека.

Необходимо отметить, что по сравнению с Зимним циклом данный

сборник

значительно

усложняется,

появляются

новые

виды

техники

репетиции, арпеджированные аккорды, техника двойных нот, что несомненно

дает объемное развитие исполнительства.

В

работе

будут

представлены

произведения:

«Утренние

лучи»,

«Прогулка».

Открывает

цикл

нежная,

ласковая

пьеса

«Утренние

лучи».

Вступление произведения состоит из арпеджированных аккордов на pp в

тональности соль мажор, звучит со стремлением к развитию, что наполняет

музыкальную

фактуру

солнечным

светом.

В

конце

фразы

остановка

на

фермате подчеркивает смысл яркого аккорда и создает ощущение вопроса «А

что

же

будет

дальше?».

Что

логично

развивается

далее.

Легкая,

нежная

мелодия из-за такта звучит в партии правой руки. Ровное движение восьмых

и четвертей, при этом используется в 6 такте штрих staccato, в сочетании с

ласковым

аккомпанементом

изображает

потихоньку

пробирающихся

солнечных зайчиков. Следующее провидение в гомофонно-гармоническом

изложении темы и аккомпанемента соответствует началу мелодии в 4 такте.

При этом она звучит более подвижно, со стремлением к движению, что

целесообразно сказать о применении агогики.

Подводя к завершению

произведения, восходящая мелодия изображает лучи солнышка, а последний

аккорд,

звучащий

на p

в

арпеджированном

изложении,

характеризует

постепенное растворение лучей в необъятном пространстве.

Легкий

и

непринужденный

вальс

раскрывается

в

произведении

«Одуванчики».

Уже

размер

три

восьмых

говорит

нам

о

равномерном

нежном вальсе, который полностью отображается в аккомпанементе в партии

левой

руки.

Что

создает

легкость

и

воздушность

вальса?

Чередование

восьмых и штрих стаккато в левой руке. С помощью мелодии удивительно

как воссоздается картина диалога природы с человеком. Каждое проведение

мелодической линии, наполненной воздухом взлетающих секст и коротких

13

пауз, полностью характеризуют красоту природы, что отражается в самом

названии «Одуванчики».

Во втором периоде с помощью динамических

нарастаний, более мелких ритмических фигураций,

происходит развитие,

движение, стремление «Одуванчиков к солнцу», что несомненно отражается

в стихотворении предложенным в самом сборнике. Вторая часть звучит в

минорной тональности, на p, что напоминает сожаление, о том, что люди для

своих

украшений

рвут

цветы.

И

опять

же

мы

можем

это

увидеть

в

стихотворении, предшествующего произведению. Дальнейшее звучание на

mp отражает восторг и восхищение природой. Как же удивителен наш мир,

сколько всего разнообразного и полезного мы можем подчеркнуть извне,

применить в своей жизни.

Альбом

фортепианных

пьес «Летний

ре

мажор»

является

продолжением цикла «Времена года». Данный сборник ориентирован на то,

чтобы

усовершенствовать

приобретенные

навыки

в

и зучен и и

предшествующих сочинений.

Актуальность выбранных нами произведений «Сказка бабушки Нони»,

«На раскопках» в том, что они более близки нашему внутреннему миру.

Сочинение «Сказка бабушки Нони» необычно. Можно поразиться

тому, как композитор воплощает и отражает в музыке обычные события

жизни. Одно из событий – это рассказ сказки на ночь ребенку. Смысл и идея

произведения заложены уже в самом названии сочинения. Размер двенадцать

восьмых

подразумевает

разговорную

речь,

выраженную

в

трехчастной

форме.

Начинается

произведение

со

вступления

нисходящее

движение

мелодической линии, ровное движение восьмых, аккордовое изложение в

партии левой руки, все это подготавливает

к слушанию рассказа. Первая

часть

начинается

с

переливов

в

левой

руке,

с

помощью

четвертных

длительностей, изображающих хакасский инструмент – чатхан. Во многом

напоминает

это

произведение

сказание

хайджи.

И

вот

начинается

повествующий рассказ.

Мелодия ненавязчивая, легкая, непринужденная

раскрывается с помощью восходящих движений, где главную роль играет не

аккомпанемент, а партия правой руки.

14

Вторая

часть

рисует

противоположную,

волнующую,

динамичную,

короткую картину. В партии правой руки звучат параллельные терции на

стаккато,

сначала

в

басовом

ключе

в

малой

октаве,

что

подчеркивает

тревожность,

затем

такое

же

проведение

в

скрипичном

ключе

в

первой

октаве,

что

изображает

приближение

коня,

колесницы,

отражающихся

в

стихотворении.

И во сне как будто, или наяву

Я в высоком небе облаком плыву.

А ко мне навстречу конь волшебный мчится,

И герои сказки едут в колеснице.

Появление сразу третьей части, характеризующейся повторяющимся

ритмическим рисунком, повествует нам о дальнейшем спокойном рассказе

бабушки.

Динамическое

развитие

отсутствует,

так

как

все

постепенно

исчезает и растворяется. Образ убаюкивания более полно отображается в

последней части, что позволяет нам сделать выводы о засыпании ребенка.

Неспешно начинается рассказ о старинном городе, который ныне не

сохранился, не остался в людской памяти.

Произведение «На

раскопках»

начинается

четырехтактным

вступлением. Мерное сопровождение озвучивает ход времени. Появление

мелодии рисует нам город, но не реальный, а тот, который когда - то здесь

был. Одноголосная мелодия основана на повторяющихся мотивах, в основе

которых опевание третьей ступени, затем первой ступени, пятой ступени.

Затем возвращается в основной материал. Далее происходит динамическое

развитие, появляется меццо форте, и в мелодии более мелкие длительности –

шестнадцатые,

что

придает

мелодии

движение.

Мелодическая

линия

меняется благодаря восходящему секвенционному движению восьмых при

развивающейся

динамике.

Это

напоминает

нам

движение

по

лестнице

города, мы поднимаемся к дворцу, который когда то был на этом месте.

Восходящее движение далее становится трехголосным, что подводит нас к

кульминации

произведения,

в

которой

меняется

размер.

«

И

вдруг

в

отраженье

кольца

промелькнуло

красавицы

древней

лицо…».

Яркое

арпеджио, необычная гармония несут в себе изобразительный элемент, и мы

15

видим кольцо, и красавицу. Вдруг наступает тишина. Звучит аккорд 6 низкой

ступени

и

фермата.

Далее

следует

нисходящее

движение

шестнадцатых,

которое приводит нас к первоначальной теме, состоящая

из двух тактов.

Звучит замедление и заключительный аккорд, пространственная звучность,

что придает ощущение мерцания и блика растворяющего города, который

когда - то здесь был.

Продолжает цикл «Времена года» сборник «Театральная осень». Его

открывает

произведение

под

названием «Премьера». Буквально с первых

звуков зрители ощущают себя в театре. Произведение написано в размере три

четверти. Ритмическая фигурация напоминает польский танец полонез. Это

танец – шествие, очень торжественный, этим танцем в старину открывали

балы. Так и здесь начинается спектакль. Зрители и актеры готовы к началу.

Аккордовое

изложение

на

звучности

форте

очень

придает

характер

помпезности, радости.

Все актеры представлены зрителям и спектакль

начинается. В развитии произведения каждый герой наделен своей темой.

Постоянное повторение ритмической фигуры дает ощущение во времени,

спектакль набирает свой ход. Конфликта здесь нет. Изменение темы связано с

изменением регистра, с ритмическим разнообразием, благодаря чему мы

видим

образы

героев.

В

кульминации

произведения,

которая

изложена

аккордами мы можем себе представить, что герои все выходят на сцену.

Окончание очень торжественное, тремоло в басу очень яркое и звучное,

густое. Не остается сомнения, что в этом спектакле окончание радостное,

позитивное

и

театральное

искусство

преобразовало

внутренний

мир

зрителей.

16

Заключение

Т.Ф. Шалгинова – самобытный композитор, привнесший в

инструментальный

жанр

Республики

Хакасии

весомый

и

значительный

вклад.

Каждая пьеса композитора – это отражение души, событий, чувств,

которые остались значимыми для Человека.

Сборники

композитора

представляют

немалую

педагогическую

ценность.

Работа

над

произведениями

развивает

образное

мышление,

активизирует

слуховой

контроль,

приучает

к ритмической дисциплине,

знакомит

юных

пианистов

с

современным

музыкальным

языком,

с

выразительными

возможностями

педали,

прививает

вкус

к

колоритной

звучности. Произведения просты и понятны юным пианистам, знакомят

начинающих исполнителей с различными приемами фортепианной техники -

двойными

нотами,

аккордами, арпеджио,

мелкой

позиционной

техникой.

Сочинения

дают

возможность

освоить

некоторые

виды

фортепианного

сопровождения

- вальсообразный

аккомпанемент,

квинты,

гомофонно-

гармоническое изложение темы и аккомпанемента.

Все произведения Т.Ф. Шалгиновой способствуют развитию памяти,

исполнительской

выдержки,

о сво ению интонационной

стороны

содержательности

музыки,

различных

приемов

фортепианной

техники,

которые позволяют ярко и убедительно раскрыть художественный образ.

17

18

Список литературы

1.

Аникин Е. «Г.И. Челбораков» / Газета «Хакасия». - № 209 от

30.10.2002. – с.6.

2.

Библиографический

справочник

(1993–1999)

«Лауреаты

государственной премии РХ им. Н.Ф.Катанова». – Абакан: Нац. Библиотека

им. Н.Г.Доможакова РХ, 2003. – с.7.

3.

Бурнакова

Л.Ю.

Материнская

земля,

учебно-практическое

пособие. - Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2003. - 52 с.

4.

Гигуашвили

Т.С.

«Музыка

их

жизнь»,

учебное

пособие.

-

Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 1997. – 80 с.

5.

Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. 6-е издание.

СПб.: «Лань», 2003. – 448 с.

6.

Кондратова Н. «Жизнь на высокой ноте» / Газета «Хакасия». - №

71 от 17.04.2001. – с.5.

7.

Кондратова

Н.Н.

Крупин

Д.

История

развития

музыкальной

культуры

Хакасии.

Ее

взаимодействие

и

взаимообогащение

с

русской

музыкальной культурой. - Абакан: отдел издательской деятельности ХРИПК

и ПРО «Роса», 2000. – 108 с.

8.

Мазай Л.Ю. Музыкальная культура Хакасии. -

Абакан: Изд-во

ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2009. - 148 с.

9.

Методические

рекомендации

для

преподавателей

по

классу

фортепиано к сборнику Т. Шалгиновой «Солнечный чатхан» / сост. И.Н.

Никифорова, А.И. Никифоров, Л.Ю. Бурнакова. – Абакан, 2001. - 25 с.

10.

Союз композиторов Хакасии справочник / сост. Т.С. Гигуашвили.

- Абакан: Печатный двор, 2001. - 47 с.

11.

Стоянов

А.

Национальная

музыкальная

культура

советской

Хакасии. В кн. Зажги свою звезду. – Абакан: Хакасское отделение Красн.

книжного издательства, 1975. – с.80-8.

12.

Теория и методика обучения игре на фортепиано / под общ. ред.

А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. - М.: Владос, 2001. - 368 с.

19

13.

Хакасское музыкальное творчество на уроках музыки в школе /

авт.- сост. Н.П. Шишлянникова, Л.Ю. Мазай; под ред. Н.П. Шишлянниковой.

– Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2009. - 180 с.

14.

Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. - М., 1990. - 121 с.

15.

Хрестоматия

школьника.

Времена

года,

стихи

и

рассказы

о

природе. - М., 2002. - 167 с.

16.

Чертыкова М. «Пою тебя, моя Хакасия» / Газета «Хакасия». - №

206 от 01.11.2001. – с.6,8.

17.

Шалгинова Т.Ф. Летний ре мажор. /Альбом фортепианных пьес.

– Абакан, 2003. - 33 с.

18.

Шалгинова Т.Ф. Солнечный чатхан. /Альбом фортепианных пьес.

– Абакан, 2001. - 87 с.

19.

Шалгинова Т.Ф. Зимний до мажор. /Альбом фортепианных пьес

для начинающих. - Абакан, 2003. - 20 с.

20.

Шалгинова Т.Ф. Весенний соль мажор. /Альбом фортепианных

пьес. – Абакан, 2003. - 16 с.

21.

Шалгинова Т.Ф. Театральная осень./ Альбом фортепианных пьес.

– Абакан, 2008. – 38 с.

22.

Ювдихин

П.

Георгий

Иванович

Челбораков.

//

К

истокам

духовности:

3-й

творческий

пленум

Красноярской

композиторской

организации 20-24 ноября 1992 г. - Красноярск, 1992. – с.23.

20



В раздел образования