Напоминание

"Особенности психологической готовности к школе современных детей"


Автор: Болычева Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мещеринская СОШ № 1"
Населённый пункт: городской округ Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности психологической готовности к школе современных детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности психологической готовности к школе современных детей

В ходе исследований в 40-х – 50-х гг. было выяснено, что у детей в 6-7

лет появляется стремление занять более значимую социальную позицию,

реализовывать

более

взрослые

возможности.

Помимо

этого,

к

моменту

поступления в школу у детей формируется определенный познавательный

интерес. Таким образом, Л.И. Божович выделяет 2 вида мотивов у будущих

первоклассников: социальный и познавательный.

В 70-х годах в связи с решением вопроса о возможности поступления в

первый

класс

6ти

летних

детей

были

проведены

исследования

Т.А.

Нежновой,

направленные

на

изучение

различий

о собенно стей

мотивационной сферы детей 6ти и 7ми лет. С помощью метода беседы были

получены

следующие

результаты.

Свое

стремление

в

школу

6–7

летние

ученики

мотивировали

преимущественно

внешними

и

посторонними

по

отношению к учению причинами (беседы проводились в подготовительном и

I классах школы). Шестилетки отвечали на вопрос о подготовке к школе,

касаясь чаще всего формальной стороны вопроса, в то время как 7 летние

дети

отмечали

именно

ее

содержательную

сторону.

Такая

же

картина

прорисовывалась

в

вопросах

предпочтительного

вида

деятельности:

если

семилетние дети проявляли интерес к урокам грамоты и счета, то шестилеток

больше

волновали

дошкольные

виды

деятельности

(рисование,

пение,

ритмика, физкультура, труд).

Назаренко В.В. в начале 2000-х годов были проведены исследования в

результате, которых подтвердилось преобладание в 6ти-7ми летнем возрасте

познавательных мотивов, в то время как у пятилеток наблюдался значительно

большая склонность к игровой мотивации.

Во всех этих исследованиях несложно проследить главный нюанс: к 7

годам

сфера

детских

интересов,

как

социальных,

так

и

познавательных,

начинает кардинально преобразовываться, а школа для детей представляется,

как значимое и желаемое место для их реализации. Однако не стоит забывать,

что социокультурная среда, в которой растут и развиваются современные

дети принципиально отличается от той, что была 50, 30 и даже 10 лет назад.

Н.И. Гуткина отмечает следующие характерные черты сложившейся

ситуации в наше время:

- дети всё меньше играют в традиционные игры;

- традиционные игры (сюжетно ролевые, с правилами, развивающие)

вытесняются компьютерными играми и просмотром телепередач;

- родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как

можно раньше, причем кроме группы дошкольной гимназии ребенок может

посещать еще спортивные секции, различные кружки;

- к моменту поступления в школу большинство детей психологически

не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещали группы

подготовки к школе, где обычно педагоги делают упор не на развитие детей, а

на обучение их навыкам счета, чтения и письма.

Все эти характеристики в «Теории поколений», созданной Нейлом Хоув

и Вильямом Штраус в 1991 году, описывают так называемое поколение

Z(Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation). Поколение

Z – дети, родившиеся после 2000 года (по иным источникам родившиеся

после 1996). Обычно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей

из

поколения

X,

а

иногда

и

поколения

Y.

То,

что

эти

два

предыдущих

поколений называли «технологиями будущего», для поколения Z является

настоящим. Именно это является основной отличительной его чертой: дети

поколения Z с раннего возраста включены в цифровую среду, что не может не

отразиться на особенностях их развития. Эти люди взаимодействуют между

собой

и

с

окружающим

миром

с

помощью

гаджетов

и

интернета,

а

социальные

сети

становятся

для

них

неотъемлемой

частью

жизни.

Они

предпочитают виртуальное общение личным встречам, они более зависимы

от

технологий,

чем

их

родители,

менее

терпеливы

и

сосредоточены

преимущественно на краткосрочных целях. Практически всю информацию

поколение Z черпает из интернет-среды, это делает их уверенными в своих

взглядах, которые зачастую бывают иллюзорными. Тем не менее, нужно

отдать

должное

тому,

с

какой

легкостью

они

управляются

с

потоком

информации,

с

которым,

порой

не

под

силу

справиться

представителям

предыдущих поколений. За счет того, что дети в наше время фактически

рождаются с гаджетом в руках, они с легкостью могут добыть в интернет-

пространстве

любую

необходимую

информацию

в

сжатые

сроки,

стоит

только нажать кнопку. Для этого поколения главным авторитетом становится

киберпространство, поэтому у них всегда есть свое мнение, которое они не

боятся высказывать, а мнение родителей и взрослых в целом постепенно

утрачивает авторитет. Также, важно отметить, что дети поколения Z , быстро

взрослеют, занимаясь самообразованием в интернете: так, средний возраст

детей, играющих с куклой Барби, опустился с 10 лет до 3-х.

Следует отметить, что разработки отечественных авторов в типологии

поколений К.А. Алпатовой и Т.А. Семенихиной, Н.В. Самоукиной ставят

проблему неправомерности переноса зарубежной типологии на Российскую

реальность. Однако, попытки дифференциации поколений в современной

России связано с расхождением во мнении о количестве и критерий и о их

системности.

В связи с изложенным ранее, современное образовательное учреждение

сталкивается

с

множеством

трудностей,

связанных

с

несоответствием

устаревших программ образования и стремительным развитием «цифровых»

детей.

Многие

школы

и

детские

сады

делают

попытки

создания

новых

программ и совершенствования традиционных.

Е.А. Сорокоумовой и В.О. Журинской в ходе приемной комиссии в

гимназии

Сколково

на

2017-

2018

учебный

год

проводили

психолого-

педагогическую экспертизу будущих студентов первого класса. Диагностику

прошли 53 ребенка, рожденные не позже марта 2010 года. Задачей психолого-

педагогической экспертизы было определение зрелости высших психических

функций:

речи,

мышления,

внимания,

памяти

и

восприятия;

выявление

наличия

учебной

мотивации;

диагностика

умения

ориентироваться

в

пространстве и на листе бумаги. По результатам мониторинга были получены

следующие результаты: Дети поколения Z изначально замотивированы на

покорение высот и достижение самых сложных учебных и практических

целей. Они с легкостью генерируют идеи, а перед учителями и психологами,

стоит задача научить их с умом эти идеи воплощать в жизнь, учить их без

страха

смотреть

в

будущее

и

создавать

новейший

мир.

Знания,

которые

усердно

вкладываются

в

детей

еще

в

дошкольном

возрасте

должны

измеряться не в объемах информации, а в количестве практических идей по

их

применению.

Приходящие

в

школу

первоклассники

в

наше

время

разительно

отличаются

от

первоклассников

15

лет

назад.

Современное

поколение, приходя в школу, обладает большим запасом знаний и умений,

которым раньше обучали только в школе: к моменту поступления в школу

они уже умеют читать, считать и даже писать.

В то же время, мы видим влияние информационной среды, в которой

растет

современное

поколение.

Одной

из

наших

главных

задач

является

постоянное побуждение и стимулирование детей к активной общественной

позиции,

сохранении

тяги

к

знаниям.

Особое

внимание

стоит

уделить

развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, ввиду

того,

что

ранее

знакомство

с

цифровой

средой

отдаляет

детей

от

непосредственного личностного общения, от которого зависит дальнейшая

успешность

юных

исследователей.

Очень

важно

сделать

характерные

особенности пространства, в котором развиваются дети, их преимуществом.

Так, на сегодняшний день существует множество разработок онлайн

обучения, а также электронных образовательных программ. Дети поколения

Z требуют новых исследований в области развитии мотивации и развития

мыслительных

навыков.

Задачей

педагогического

коллектива

и

психологического сообщества заключается в том, чтобы подготовить детей к

огромным потокам информации, в которых важно уметь ориентироваться,

формулировать

и

отстаивать

личную

позицию,

не

теряя

собственных

ценностных ориентиров.



В раздел образования