Автор: Болычева Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Мещеринская СОШ № 1"
Населённый пункт: городской округ Ступино, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности психологической готовности к школе современных детей"
Раздел: начальное образование
Особенности психологической готовности к школе современных детей
В ходе исследований в 40-х – 50-х гг. было выяснено, что у детей в 6-7
лет появляется стремление занять более значимую социальную позицию,
реализовывать
более
взрослые
возможности.
Помимо
этого,
к
моменту
поступления в школу у детей формируется определенный познавательный
интерес. Таким образом, Л.И. Божович выделяет 2 вида мотивов у будущих
первоклассников: социальный и познавательный.
В 70-х годах в связи с решением вопроса о возможности поступления в
первый
класс
6ти
летних
детей
были
проведены
исследования
Т.А.
Нежновой,
направленные
на
изучение
различий
о собенно стей
мотивационной сферы детей 6ти и 7ми лет. С помощью метода беседы были
получены
следующие
результаты.
Свое
стремление
в
школу
6–7
летние
ученики
мотивировали
преимущественно
внешними
и
посторонними
по
отношению к учению причинами (беседы проводились в подготовительном и
I классах школы). Шестилетки отвечали на вопрос о подготовке к школе,
касаясь чаще всего формальной стороны вопроса, в то время как 7 летние
дети
отмечали
именно
ее
содержательную
сторону.
Такая
же
картина
прорисовывалась
в
вопросах
предпочтительного
вида
деятельности:
если
семилетние дети проявляли интерес к урокам грамоты и счета, то шестилеток
больше
волновали
дошкольные
виды
деятельности
(рисование,
пение,
ритмика, физкультура, труд).
Назаренко В.В. в начале 2000-х годов были проведены исследования в
результате, которых подтвердилось преобладание в 6ти-7ми летнем возрасте
познавательных мотивов, в то время как у пятилеток наблюдался значительно
большая склонность к игровой мотивации.
Во всех этих исследованиях несложно проследить главный нюанс: к 7
годам
сфера
детских
интересов,
как
социальных,
так
и
познавательных,
начинает кардинально преобразовываться, а школа для детей представляется,
как значимое и желаемое место для их реализации. Однако не стоит забывать,
что социокультурная среда, в которой растут и развиваются современные
дети принципиально отличается от той, что была 50, 30 и даже 10 лет назад.
Н.И. Гуткина отмечает следующие характерные черты сложившейся
ситуации в наше время:
- дети всё меньше играют в традиционные игры;
- традиционные игры (сюжетно ролевые, с правилами, развивающие)
вытесняются компьютерными играми и просмотром телепередач;
- родители стремятся начать систематическое обучение ребенка как
можно раньше, причем кроме группы дошкольной гимназии ребенок может
посещать еще спортивные секции, различные кружки;
- к моменту поступления в школу большинство детей психологически
не готовы к школьному обучению, хотя многие из них посещали группы
подготовки к школе, где обычно педагоги делают упор не на развитие детей, а
на обучение их навыкам счета, чтения и письма.
Все эти характеристики в «Теории поколений», созданной Нейлом Хоув
и Вильямом Штраус в 1991 году, описывают так называемое поколение
Z(Generation Z, Generation M, Net Generation, Internet Generation). Поколение
Z – дети, родившиеся после 2000 года (по иным источникам родившиеся
после 1996). Обычно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей
из
поколения
X,
а
иногда
и
поколения
Y.
То,
что
эти
два
предыдущих
поколений называли «технологиями будущего», для поколения Z является
настоящим. Именно это является основной отличительной его чертой: дети
поколения Z с раннего возраста включены в цифровую среду, что не может не
отразиться на особенностях их развития. Эти люди взаимодействуют между
собой
и
с
окружающим
миром
с
помощью
гаджетов
и
интернета,
а
социальные
сети
становятся
для
них
неотъемлемой
частью
жизни.
Они
предпочитают виртуальное общение личным встречам, они более зависимы
от
технологий,
чем
их
родители,
менее
терпеливы
и
сосредоточены
преимущественно на краткосрочных целях. Практически всю информацию
поколение Z черпает из интернет-среды, это делает их уверенными в своих
взглядах, которые зачастую бывают иллюзорными. Тем не менее, нужно
отдать
должное
тому,
с
какой
легкостью
они
управляются
с
потоком
информации,
с
которым,
порой
не
под
силу
справиться
представителям
предыдущих поколений. За счет того, что дети в наше время фактически
рождаются с гаджетом в руках, они с легкостью могут добыть в интернет-
пространстве
любую
необходимую
информацию
в
сжатые
сроки,
стоит
только нажать кнопку. Для этого поколения главным авторитетом становится
киберпространство, поэтому у них всегда есть свое мнение, которое они не
боятся высказывать, а мнение родителей и взрослых в целом постепенно
утрачивает авторитет. Также, важно отметить, что дети поколения Z , быстро
взрослеют, занимаясь самообразованием в интернете: так, средний возраст
детей, играющих с куклой Барби, опустился с 10 лет до 3-х.
Следует отметить, что разработки отечественных авторов в типологии
поколений К.А. Алпатовой и Т.А. Семенихиной, Н.В. Самоукиной ставят
проблему неправомерности переноса зарубежной типологии на Российскую
реальность. Однако, попытки дифференциации поколений в современной
России связано с расхождением во мнении о количестве и критерий и о их
системности.
В связи с изложенным ранее, современное образовательное учреждение
сталкивается
с
множеством
трудностей,
связанных
с
несоответствием
устаревших программ образования и стремительным развитием «цифровых»
детей.
Многие
школы
и
детские
сады
делают
попытки
создания
новых
программ и совершенствования традиционных.
Е.А. Сорокоумовой и В.О. Журинской в ходе приемной комиссии в
гимназии
Сколково
на
2017-
2018
учебный
год
проводили
психолого-
педагогическую экспертизу будущих студентов первого класса. Диагностику
прошли 53 ребенка, рожденные не позже марта 2010 года. Задачей психолого-
педагогической экспертизы было определение зрелости высших психических
функций:
речи,
мышления,
внимания,
памяти
и
восприятия;
выявление
наличия
учебной
мотивации;
диагностика
умения
ориентироваться
в
пространстве и на листе бумаги. По результатам мониторинга были получены
следующие результаты: Дети поколения Z изначально замотивированы на
покорение высот и достижение самых сложных учебных и практических
целей. Они с легкостью генерируют идеи, а перед учителями и психологами,
стоит задача научить их с умом эти идеи воплощать в жизнь, учить их без
страха
смотреть
в
будущее
и
создавать
новейший
мир.
Знания,
которые
усердно
вкладываются
в
детей
еще
в
дошкольном
возрасте
должны
измеряться не в объемах информации, а в количестве практических идей по
их
применению.
Приходящие
в
школу
первоклассники
в
наше
время
разительно
отличаются
от
первоклассников
15
лет
назад.
Современное
поколение, приходя в школу, обладает большим запасом знаний и умений,
которым раньше обучали только в школе: к моменту поступления в школу
они уже умеют читать, считать и даже писать.
В то же время, мы видим влияние информационной среды, в которой
растет
современное
поколение.
Одной
из
наших
главных
задач
является
постоянное побуждение и стимулирование детей к активной общественной
позиции,
сохранении
тяги
к
знаниям.
Особое
внимание
стоит
уделить
развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, ввиду
того,
что
ранее
знакомство
с
цифровой
средой
отдаляет
детей
от
непосредственного личностного общения, от которого зависит дальнейшая
успешность
юных
исследователей.
Очень
важно
сделать
характерные
особенности пространства, в котором развиваются дети, их преимуществом.
Так, на сегодняшний день существует множество разработок онлайн
обучения, а также электронных образовательных программ. Дети поколения
Z требуют новых исследований в области развитии мотивации и развития
мыслительных
навыков.
Задачей
педагогического
коллектива
и
психологического сообщества заключается в том, чтобы подготовить детей к
огромным потокам информации, в которых важно уметь ориентироваться,
формулировать
и
отстаивать
личную
позицию,
не
теряя
собственных
ценностных ориентиров.