Авторы: Лопатина Анна Александровна, Новикова Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад 40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Совместная деятельность с родителями.
Одной из главных задач в современном ДОУ является взаимодействие с родителями
и семьями воспитанников. В современном развивающемся обществе, родителям зачастую
не
хватает
времени
на
занятия
с
ребёнком,
доверяя
воспитание
и
обучение
профессионалам, родители даже не знают, что ребёнок умеет и знает. А ведь именно
родители
–
это
первые
и
главные
воспитатели
для
ребёнка.
Актуальность
нашего
направления
в
работе,
состоит
в
том,
что
родители
очень
нуждаются
в
помощи
и
поддержке в воспитании собственных детей. Многие родители готовы принимать участие
в воспитательно-образовательном процессе и в других мероприятиях, направленных на
развитие ребенка, но не уверенны с своих силах, не знают каким образом они могут стать
участниками данного процесса.
Взаимодействие с родителями предполагает обмен чувствами, мыслями, эмоциями.
Опираясь
на
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
где
одной
из
задач
является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности
ребенка». В ФГОС ДО говорится о том, что работа с родителями должна учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи,
родительские
запросы,
а
также
степень
заинтересованности деятельностью дошкольного образовательного учреждения.
По опыту работы в детском саду можно сделать вывод, что малая часть родителей
интересовалась жизнью детей в детском саду, редко посещали мероприятия с детьми,
неохотно стремились к общению с сотрудниками детского сада, с воспитателями. Не все
родители откликаются на призыв к сотрудничеству, некоторые родители считают, что все
знают или, наоборот, не интересуются вопросами воспитания и обучения в детском саду.
И
мы
поставили
перед
собой
задачу
максимально
привлечь
родителей
к
работе
в
деятельности
детского
сада,
сделать
их
участниками
воспитательно-образовательного
процесса в группе. В результате анализа работы с родителями выявлены следующие
проблемы:
низкий уровень интереса родителей к образовательному процессу в детском
саду
низкая активность родителей в участии различных мероприятий
слабое сотрудничество с ДОУ
Каких результатов мы хотели бы достичь:
1.
изменить представление родителей о работе детского сада
1
2.
помочь
овладеть
необходимыми
навыками
и
умениями
воспитания
и
обучения детей
3.
повысить активность участия родителей в различных мероприятиях
Для привлечения родителей к участию жизни детей в детском саду, наряду с
традиционными и другими альтернативными формами работы, мы реализовали проект с
участием
родителей
«Мы
вместе».
Цель
проекта:
применение
альтернативных
форм
работы с родителями для привлечения их к совместной деятельности.
Задачи:
повышать педагогическую культуру родителей
обогатить навыки и умения родителей в воспитании и обучении детей
дошкольного возраста
изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей
создание благоприятных условий для привлечения родителей к совместной
образовательной деятельности
В ходе реализации проекта мы проанализировали семьи детей, посещающих нашу
группу,
выявили
их
интересы,
особенности
воспитания,
семейные
традиции,
сферу
деятельности
и
др.
На
родительском
собрании
познакомили
родителей
с
запланированными мероприятиями по реализации нашего проекта. На информационном
стенде повесили текст обращения: «Дорогие взрослые! Мы хотим с вашей помощью
больше знать и уметь. Предлагаем вам провести с нами интересную встречу: изготовить
настольную игру, научить играть в шашки, организовать развлечение, рассказать о своей
профессии, провести презентацию своего увлечения…» и др. Проект был долгосрочный.
Начиная со средней группы, мы привлекали родителей к совместной деятельности,
к организации мастер-классов, досугов и другой деятельности. Например: в средней
группе к нам приходила бабушка Марка и рассказала о том, где она бывает во время своих
путешествий (горы, переправы по рекам, лес, катание на лыжах).
Родители самостоятельно проводят с детьми интересные мероприятия: например,
к в е с т
п о
ф о рм и р о в а н и ю
э л е м е н т а р н ы х
математических
представлений
«Путешествие
в
Сообразилию» (подготовительная к школе группа),
«Потерянные игрушки» (старшая группа).
2
Опираясь на свои умения, увлечения, интересы, родители приходят в группу и
проводят
с
детьми
игры,
мастер-классы,
развлечения: например, бабушка у Марии
провела
занятие
по
бисероплетению
« Б у к е т
м и м о з ы
д л я
м а м о ч к и »
(подготовительная к школе группа).
Все
эти
встречи
способствуют
максимальному привлечению родителей к
участию в жизни группы, возможностью
поделиться
с
детьми
своими
умениями,
налаживанию взаимоотношений с воспитателями и другими детьми, обогащению своего
опыта общения с детьми, построению положительного общения с детьми и собственным
ребенком.
Чтобы
встречи
детей
с
родителями
носили
обучающий
и
развивающий
характер, мы вместе с родителями определяем цели, задачи мероприятия,
обсуждаем
подходы, методы образовательного процесса, возможные результаты деятельности детей и
назначаем
время
и
место
встречи.
Каждому
родителю
предоставляется
возможность
показать свои умения, знания в какой-либо деятельности: например, бабушка Варвары
умеет шить мягкие игрушки, но
провела мастер-класс с детьми по
рисованию
гуашью
«Петушок».
Она
показала
приемы
и
методы
рисования, которыми пользуются
ю н ы е
х у д о ж н и к и
в
художественной
школе,
д л я
каждого
взрослого
человека
предо ставляется
с во б од н ый
выбор
деятельности.
Во
время
таких встреч дети знакомятся с новой информацией, а родители передают свои знания и
опыт.
О
своей
профессии
геофизика
рассказала
мама Даши. Она приготовила презентацию о городе
Ухта, его возникновении, о природных ресурсах, об
особенностях жизни на Севере.
3
О
своей
профессии
повара
рассказала
мама Георгия. Наталья Дмитриевна приготовила
загадки, игры, плакат, угощение, а дети в знак
благодарности прочитали стихи.
Перед
праздником
«Новый
год»
мама
Егора
подготовила для детей презентацию про Деда Мороза,
о новогодних традициях, как выглядит и называется
Дед Мороз в разных странах.
Родители
видят
своего
ребенка
в
детском
коллективе, наблюдают, как он общается с другими
детьми
и взрослыми. Дети становятся увереннее в
себе, проявляют инициативу, интерес, активность в тех видах деятельности, в которых
проявили себя родители.
Папа у Коли приходил в гости к детям и
учил их играть в шашки (старшая группа). Игорь
Анатольевич сумел заинтересовать и обучить игре
детей. В последующие дни Коля сам выступал в
качестве тренера, чтобы помочь детям освоить и
закрепить правила этой интересной игры.
Мама у
Варвары
приготовила
материал
для
изготовления
оригинальной
открытки.
Изготовленные
своими
руками открытки, дети подарили мамам и бабушкам к
празднику.
Такая форма работы, как встречи с родителями, совместная с ними деятельность
помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить взаимопонимание и
4
отношения детей с родителями. А дети гордятся своими родителями. Творческие встречи
расширяют кругозор детей и взрослых (им приходится готовиться), наполняют творческой
энергией.
Родители стали проявлять больший интерес к жизни группы и своих собственных
детей. Многие взрослые учатся выражать одобрение результатов детской деятельности,
учатся
эмоционально
поддерживать
своего
ребенка.
И
в
нашей
работе
исчезает
формальное общение с родителями.
После проведенных мероприятий мы всегда выражаем благодарность за участие в
образовательном процессе. На итоговом родительском собрании в конце учебного года
готовим презентацию с результатами работы.
5