Автор: Цаприлова Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"" г. Тарко-Сале
Населённый пункт: г. Тарко- Сале
Наименование материала: конспект урока
Тема: Задачи на проценты
Раздел: среднее образование
Цаприлова Ольга Николаевна
Тема публикации: конспект урока «Задачи на проценты», математика – 6
класс
Цель деятельности учителя: Закрепление представления о проценте,
умения перевода десятичной дроби в проценты и процентов в десятичную
дробь, Формирования навыка решения задач на сложные проценты
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные:
формирование у учащихся готовности и способности к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской
деятельности.
Предметные:
уметь в реальной ситуации использовать понятие процента, решать
основные типы задач на проценты
Метапредметные (УУД):
Познавательные:
находить необходимую информацию в тексте;
анализировать информацию;
формулировать гипотезы;
устанавливать причинно-следственные связи, проводить
умозаключение и делать выводы;
Регулятивные:
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
различать способ и результат действия;
Коммуникативные:
слышать, слушать и понимать собеседника;
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Методы обучения: метод проблемной беседы, фронтальный опрос,
самостоятельная работа.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Форма учебного занятия: классно-урочная.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный
материал (для самостоятельной работы),
Способы организации деятельности учащихся на уроке – групповая и
индивидуальная работа.
Ход учебного занятия
1. Организационный этап
Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности
учащихся к учебному занятию.
2. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
обучающихся.
Проблемная ситуация: Вася прочитал в газете, что за последние 3 месяца
цены на продукты питания росли в среднем на 10% за каждый месяц. На
сколько процентов выросли цены за 3 месяца?
Учитель: Как понимать данную информацию? Как ответить на поставленный
вопрос?
Так давайте на уроке совместно попробуем вывести новые правила и
научимся применять их при решении задач
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Устные упражнения:
1. Заменить десятичные дроби процентами: 0,9; 0,45; 0,02; 1,25
2. Заменить проценты десятичными дробями: 15%; 3%; 25%; 90%.
3. Найти 25% от числа 300; 12% от числа 80; найти 5% от числа 120
4. Как найти по значению процентов целую величину;
а)найдите: число, 4% которого равны 20.
5) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Сколько процентов составляет 15 от 60? Решение: 15 : 60
100% = 25%.
6) Объясните, используя слово «процент», что означают следующие
утверждения:
а) 20 учащихся из каждых 100 занимаются спортом;
б) из каждых 100 новорожденных 52 – мальчики;
в) из каждых 50 жителей города 25 имеют домашних животных.
4. Первичное усвоение новых знаний
Задача №1: Вкладчик положил в банк 40 000 рублей, банк ежемесячно
начисляет доход – 5% от суммы первоначального вклада. Какую сумму
получит вкладчик через 3 месяца?
Решение: 0,05 * 40000 =2000 руб – доход за первый месяц
3* 2000 = 6000 руб - доход за 3 месяца
40000 +6000 = 46 000 руб общая сумма вклада
Давайте составим формулу с помощью которой мы будем находить сумму
вклада, если проценты начисляются ежемесячно на постоянную сумму.
Обозначим первоначальную сумму через – а руб, р – количество процентов,
которые банк начисляет ежемесячно на сумму а. Какова будет сумма на счете
вкладчика через п месяцев
Выводим формулу: а* (1+п* 0,01*р) – формула простых процентов
Задача №2. Что если мы внесем некоторое изменение в первую задачу? Пусть
теперь проценты начисляются ежемесячно, но на сумму вклада ,
находящуюся на счету вкладчика к началу месяца. Тогда какой доход получит
вкладчик к концу 3 месяцев?
Решение
0,05*40000 = 2000 руб конец первого месяца
42 000 + 0,05 * 42000 = 44 100 р конец второго месяца
44 100 + 0.05 * 44100 = 46 305 р конец 3 месяца
Какую формулу в данном случае когда проценты начисляются на
изменяющуюся сумму мы можем составить?
а * (1+0.01р)
п
- формула сложных процентов
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель: Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни.
Действия
учителя:
контролирует
выполнение
работы,
организует
обсуждение способов решения, оценивает активность учащихся
Задача №1
Пешеход перешел улицу в неположенном месте, и полицейский наложил на
него штраф в 500 р. Штраф необходимо уплатить в 30-тидневный срок, после
чего за каждый просроченный день будет начисляться пеня в размере 2% от
суммы штрафа. Сколько придется заплатить пешеходу, если он просрочит
уплату штрафа на 8 дней?
Задача № 2 Деньги вложенные в акции известной фирмы, приносят ежегодно
20% дохода. Через сколько лет вложенная сумма удвоится, если доход
начисляется по формуле сложных процентов?
Задача №3 Два работника получали одинаковую зарплату. Первому рабочему
зарплату повысили на 15%, а потом на 20%. Второму работнику зарплату
повысили на 20%, а потом еще на 15%. У кого из них зарплата стала больше
и почему?
Задачи решают по группам. Каждая группа представляет решение своей
задачи. Обсуждаем способы решения
6. Проверка усвоения решения задач на проценты
Самостоятельная работа: (каждому ученику раздается индивидуальная
карточка с напечатанным на ней заданием и местом для решения
Вариант 1
Вариант 2
Уровень 1. Найдите 45% от 320
рублей.
Уровень 1. Найдите 46% от 750
рублей
Уровень 2 Площадь сада 2,2га.
Яблони занимают 55% этой
площади, вишни 25% этой площади.
На сколько га площадь, занятая
вишнями меньше площади, занятой
яблоками?
Уровень 2. Чтобы попасть из села на
железнодорожную станцию путнику
пришлось пройти 3.5 км. Из них
66% он шел лесом, 26% он шел
полем. На сколько км прошел он
больше лесом, чем полем?
Уровень 3. Обломов похудел на 25%,
потом прибавил в весе на 20%.
Прибавил Обломов в весе или
похудел?
Уровень 3. Вкладчик положил в банк
20000 рублей. Банк начисляет
ежегодно 9% дохода на сумму
вклада находящуюся на счете
вкладчика в начале года. Какая
сумма будет на счете через 2 года?
7. Проверка и анализ выполнения работы в парах
Ответы к заданиям записаны на доске.
Сдача работ.
Вернемся к мотивационной задаче, ответьте на поставленный вопрос.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (комментируя устно, или при
необходимости демонстрируя решение на доске)
8 . Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
п. 4.8 , № 873, 874