Автор: Николаева Алена Станиславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями"
Раздел: дошкольное образование
Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями
“Раньше, чем вы начнете воспитывать
своих детей, проверьте ваше
собственное поведение”
(А.С.Макаренко)
Дом,
семья
–
это
фундамент.
Родители должны обеспечивать
детям чувство
защищенности и безопасности, и это та самая база, на которой и вырастают здоровые и
счастливые дети.
Но, к большому сожалению, все чаще опасность для ребенка исходит именно из
семьи.
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо
универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень
доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими
показателями.
Однако
в
целом
благополучие
семьи
определяется
самоощущением
её
членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка
оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он
любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития и
чувство
защищенности.
Разумеется,
в
каждой
семье
есть
проблемы,
нередко
они
накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи,
частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные
нужды
-
что-то
одно
или
все
вместе,
отравляет
существование
многим
нашим
согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим
причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный
ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья». Семья,
замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его.
Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени
проводит
вне
дома.
Если
при
ухудшении
социально-экономического
положения
психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше,
чем
дома
-
это
неблагополучная
семья.
Под
неблагополучной
семьей
мы
склонны
понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются
или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты
воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются
«трудные дети».
Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только
семью,
но
и
душевное
равновесие
ребенка,
является
алкоголизм
и
наркотизация
родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на
протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится
невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная
жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков, приводит
к
серьезным
психическим
нарушениям
у
других
членов
семьи,
комплекс
которых
обозначается у специалистов таким термином - созависимость. Созависимость возникает
в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех
членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие
необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что
царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и
последствия
этого
морально-психического
травмирования
зачастую
накладывают
г л у б о к и й
о т п е ч а т о к
н а
в с ю
д а л ь н е й ш у ю
жизнь.
Другим значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение
детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо
через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а
косвенно,
вследствие
хронически
осложненных,
фактически
нездоровых
отношений
между
супругами,
которые
характеризуются
отсутствием
взаимопонимания
и
взаимоуважения,
нарастанием
эмоционального
отчуждения
и
преобладанием
конфликтного
взаимодействия.
Независимо
от
того,
является
ли
конфликтная
семья
ш у м н о й ,
с к а н д а л ь н о й ,
гд е
п о в ы ш е н н ы е
т о н а
с т а н о в я т с я
н о р м о й
взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения полным
отчуждением,
стремлением
избегать
всякого
взаимодействия,
она
отрицательно
влияет
на
формирование
личности
ребенка
и
может
стать
причиной
различных
асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
В «неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие
на
развитие
личности
ребенка,
нарушающие
его
права,
лишающие
защиты.
Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои
проблемы,
возникающие
при
воспитании
детей.
Им
необходима
квалифицированная,
систематическая
и
целенаправленная
помощь.
Дети,
воспитывающиеся
в
«неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это
дети особого педагогического внимания.
В целях профилактики семейного неблагополучия в МБДОУ «Детский сад № 3» г.
Чебоксары
реализуется социальный
проект
по
организации
работы
с
семьями,
находящимися
в
социально
опасном
положении,
семьями
группы
риска
«Право
на
счастье».
В
своей
работе
мы
уделяем
большое
внимание
проблемам
семьи,
семейного
воспитания. сотрудничества семьи и нашего образовательного учреждения, поскольку
Сегодня детский сад становится посредником между семьей и субъектами профилактики -
государственными службами по работе с семьями, находящимися в социально опасном
положении.
В
процессе
реализации
нашей
работы
мы
делаем
упор
на установление
качественного
положительного
контакта
с
неблагополучной
семьей,
семьей
«группы
риска». Вовлечение членов неблагополучной семьи в продуктивную совместную работу
по преодолению трудной жизненной ситуации. Необходимо заставить родителей самих
оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки.
Участники проекта:
администрация ДОУ;
педагог-психолог;
воспитатели;
медработник.
Целью проекта «Право на счастье!» является профилактика семейного
неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.
Работа проекта планируется по следующим направлениям:
Диагностическая работа с детьми, родителями;
Просветительская работа с родителями;
Обучение практическим навыкам;
Организация и проведение совместных мероприятий с детьми и родителями.
В соответствии с поставленными целями и задачами проект определен в срок
одного учебного года.
Ожидаемые результаты и их социальная эффективность:
восполнять недостаток внимания к детям данной категории со стороны
семьи
в
общении,
заботе,
в
вовлечении
в
позитивную
деятельность:
игровую,
трудовую, спортивную и т.д.;
не допускать ослабления здоровья детей;
отношения
детей
и
родителей
в
семье
должны
измениться
в
лучшую
сторону:
между
ребёнком
и
родителями
возникнет
взаимопонимание
и
взаимоуважение, эмоциональное принятие друг друга;
сформированность активной позиции родителей, помогающая им раскрыть
потенциальные
образовательные
возможности
в
вопросах
воспитания.
развития
и
сохранности здоровья своих детей;
привлечение
родителей
к
активному
участию
в
образовательно-
воспитательном процессе.