Напоминание

"Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями"


Автор: Николаева Алена Станиславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 3"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями

“Раньше, чем вы начнете воспитывать

своих детей, проверьте ваше

собственное поведение”

(А.С.Макаренко)

Дом,

семья

это

фундамент.

Родители должны обеспечивать

детям чувство

защищенности и безопасности, и это та самая база, на которой и вырастают здоровые и

счастливые дети.

Но, к большому сожалению, все чаще опасность для ребенка исходит именно из

семьи.

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо

универсальных показателей. Отдельные его составляющие: жилищные условия, уровень

доходов, состояние здоровья членов семьи, можно сравнить со среднестатистическими

показателями.

Однако

в

целом

благополучие

семьи

определяется

самоощущением

её

членов - ответом на вопрос: «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка

оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье, чувствует ли он

любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития и

чувство

защищенности.

Разумеется,

в

каждой

семье

есть

проблемы,

нередко

они

накапливаются, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи,

частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег на элементарные

нужды

-

что-то

одно

или

все

вместе,

отравляет

существование

многим

нашим

согражданам и, прежде всего, детям. Вполне может наступить момент, когда по этим

причинам на вопрос: «Хорошо ли живется в семье?» нельзя будет дать положительный

ответ. И здесь возникает по терминологии социальной работы «проблемная семья». Семья,

замкнутая в своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его.

Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени

проводит

вне

дома.

Если

при

ухудшении

социально-экономического

положения

психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше,

чем

дома

-

это

неблагополучная

семья.

Под

неблагополучной

семьей

мы

склонны

понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты границы, обесцениваются

или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты

воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются

«трудные дети».

Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только

семью,

но

и

душевное

равновесие

ребенка,

является

алкоголизм

и

наркотизация

родителей. Они могут влиять не только в момент зачатия и во время беременности, но и на

протяжении всей жизни ребенка. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится

невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. Совместная

жизнь с больным алкоголизмом и (или) находящимся под влиянием наркотиков, приводит

к

серьезным

психическим

нарушениям

у

других

членов

семьи,

комплекс

которых

обозначается у специалистов таким термином - созависимость. Созависимость возникает

в ответ на затянувшуюся стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданию всех

членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие

необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что

царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы глубоко травмируют детскую душу, и

последствия

этого

морально-психического

травмирования

зачастую

накладывают

г л у б о к и й

о т п е ч а т о к

н а

в с ю

д а л ь н е й ш у ю

жизнь.

Другим значительным фактором неблагополучия в семье выступает нарушение

детско-родительских отношений. В таких семьях влияние на детей проявляется не прямо

через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкогольных семьях, а

косвенно,

вследствие

хронически

осложненных,

фактически

нездоровых

отношений

между

супругами,

которые

характеризуются

отсутствием

взаимопонимания

и

взаимоуважения,

нарастанием

эмоционального

отчуждения

и

преобладанием

конфликтного

взаимодействия.

Независимо

от

того,

является

ли

конфликтная

семья

ш у м н о й ,

с к а н д а л ь н о й ,

гд е

п о в ы ш е н н ы е

т о н а

с т а н о в я т с я

н о р м о й

взаимоотношений супругов, или тихая, где супружеские отношения полным

отчуждением,

стремлением

избегать

всякого

взаимодействия,

она

отрицательно

влияет

на

формирование

личности

ребенка

и

может

стать

причиной

различных

асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения.

В «неблагополучных семьях» складываются отношения, отрицательно влияющие

на

развитие

личности

ребенка,

нарушающие

его

права,

лишающие

защиты.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать свои

проблемы,

возникающие

при

воспитании

детей.

Им

необходима

квалифицированная,

систематическая

и

целенаправленная

помощь.

Дети,

воспитывающиеся

в

«неблагополучных семьях», нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов - это

дети особого педагогического внимания.

В целях профилактики семейного неблагополучия в МБДОУ «Детский сад № 3» г.

Чебоксары

реализуется социальный

проект

по

организации

работы

с

семьями,

находящимися

в

социально

опасном

положении,

семьями

группы

риска

«Право

на

счастье».

В

своей

работе

мы

уделяем

большое

внимание

проблемам

семьи,

семейного

воспитания. сотрудничества семьи и нашего образовательного учреждения, поскольку

Сегодня детский сад становится посредником между семьей и субъектами профилактики -

государственными службами по работе с семьями, находящимися в социально опасном

положении.

В

процессе

реализации

нашей

работы

мы

делаем

упор

на установление

качественного

положительного

контакта

с

неблагополучной

семьей,

семьей

«группы

риска». Вовлечение членов неблагополучной семьи в продуктивную совместную работу

по преодолению трудной жизненной ситуации. Необходимо заставить родителей самих

оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки.

Участники проекта:

администрация ДОУ;

педагог-психолог;

воспитатели;

медработник.

Целью проекта «Право на счастье!» является профилактика семейного

неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности.

Работа проекта планируется по следующим направлениям:

Диагностическая работа с детьми, родителями;

Просветительская работа с родителями;

Обучение практическим навыкам;

Организация и проведение совместных мероприятий с детьми и родителями.

В соответствии с поставленными целями и задачами проект определен в срок

одного учебного года.

Ожидаемые результаты и их социальная эффективность:

восполнять недостаток внимания к детям данной категории со стороны

семьи

в

общении,

заботе,

в

вовлечении

в

позитивную

деятельность:

игровую,

трудовую, спортивную и т.д.;

не допускать ослабления здоровья детей;

отношения

детей

и

родителей

в

семье

должны

измениться

в

лучшую

сторону:

между

ребёнком

и

родителями

возникнет

взаимопонимание

и

взаимоуважение, эмоциональное принятие друг друга;

сформированность активной позиции родителей, помогающая им раскрыть

потенциальные

образовательные

возможности

в

вопросах

воспитания.

развития

и

сохранности здоровья своих детей;

привлечение

родителей

к

активному

участию

в

образовательно-

воспитательном процессе.



В раздел образования