Автор: Кочеткова Ольга Олеговна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 57 с углублённым изучением английского языка г. Владивостока"
Населённый пункт: г. Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ"
Раздел: полное образование
«ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ»
Автор Кочеткова Ольга Олеговна, учитель географии
МБОУ «СОШ № 57 с углубленным изучением английского языка
города Владивостока»
Секция «Актуальные проблемы изучения химии, биологии, географии»
Современные
школьники находятся в потоке постоянно обновляющейся
информации и порой не могут отсеивать лишнюю информацию; работать с
противоречивыми фактами; привлекать знания из других наук; применять
знания в реальной системе; по-разному преподносить одни и те же факты.
Учащимся
необходимо
научиться
добывать
информацию
из
различных
источников (учебная и дополнительная литература, периодическая печать,
картографический
материал,
интернет-ресурсы,
телевизионные
передачи),
понимать
изучаемый
материал,
объяснять
суть
природных
явлений,
оценивать сложившуюся ситуацию, строить гипотезы.
В связи с этим у
учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы
возможность научить пользоваться информацией. Одним из таких методов
является исследовательский. Он позволяет проектировать учебный процесс и
обеспечивать гарантированные результаты обучения.
В учебное время учащиеся проводят сравнение, наблюдение, моделирование
причинно-следственных связей между явлениями, применяя межпредметные
связи
между
смежными
школьными
дисциплинами.
На
уроках
учитель
ставит
перед
учащимися
реальные
учебно-исследовательские
задачи,
координирует
в
поиске
необходимой
литературы,
способствует
поиску
истины
только
в
тех
случаях,
когда
учащиеся
начинают
чувствовать
безнадёжность своего поиска.
Во внеурочное время, при подготовке к различным конкурсам, учащиеся
могут
самостоятельно
вести
исследование
по
теме,
наиболее
близкой
и
понятной им. Важно, чтобы не произошло подмены понятий «реферат» и
«исследовательская работа». Рефератная работа, как правило, предполагает
обзор простых или общих вопросов. Исследовательская работа содержит в
себе
проблему
исследуемого
вопроса,
анализ
фактического
материала
на
основе сбора информации из различных источников, а так же в заключении
общий
вывод
или
результат.
Конкурсные
работы,
как
правило,
сопровождаются
защитой.
Главной
задачей
является
чёткое
изложение
содержания доклада и демонстрацией наглядного материала в виде таблиц,
фотографий, видеофильмов и мультимедийная презентация работы.
Выполнение исследовательских работ обогащает личностный опыт учащихся
необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения нарастающего
сегодня потока научной и псевдонаучной информации, ориентации в нём и
систематизации внепрограммного материала.