Автор: Безгодова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ МО г.Нягань "СОШ №2"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательская работа "Пилотка солдата.Никто не забыт, ничто не забыто"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ПИЛОТКА СОЛДАТА
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
Исследовательская работа
Автор:
ученик3 Б класса
Пастухов Даниил
Руководитель:
Безгодова
Елена Анатольевна
г. Нягань, 2018
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Изучение литературы о Великой Отечественной войне.
5-6
1.2.Ознакомление с историейпилотки.
7
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Поиск информации о солдатах пилотки. Переписка с архивами, музеями,
военкоматами.
8-9
2.2.Поиск и изучение информации о солдате Каримове.
10-12
2.3.Поиск и изучение информации о солдате Королёве
13
2.4.Поиск боевого пути воинской части. Исследование преемственности
пилотки от солдата к солдату.
14-15
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
16
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Тексты запросов в ведомственные учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Боевой состав Советской Армии на 1 сентября 1941.
Отзыв об исследовательской работе (МАУК МО г.Нягань «Музейно-культурный центр»)
ВВЕДЕНИЕ
3
У времени есть своя память – история, и поэтому мир никогда не забудет о великих
трагедиях, потрясших планету в разные эпохи.
Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но отголоски ее
до сих пор отзываются в человеческих сердцах. Мы не имеем права забыть о тех, кто
подарил нам мир и весну, кто подарил нам будущее, ведь человек, не знающий прошлого
своей страны, не достоин будущее.
Прошлым летом, один из настоятелей храма «Покрова Пресвятой Богородицы» в
Курганской области р.п.Каргаполье старец игумен Виталий Домрачев (73 года), за одной
из наших дружеских беседсказал, что у него для меня есть подарок и сам ушел (рис.1).
Через некоторое время батюшка вернулся и держал в руке что- то необычное и
непонятное для меня… Потом он протянул мне пилотку (рис 2).
Я сначала удивился и не понимал для чего она мне. А батюшка улыбнувшись
сказал: «Возьми и храни ее. Пригодится». Когда я спросил откуда она у него? Старец мне
ответил: «Принес в храм один солдат, уже давно очень, я даже не помню когда.»
Я взял пилотку и бережно принес её домой. Мы стали с мамой рассматривать эту
«засаленную» от пота, с разводами, похожими на пятна крови, солдатскуюпилотку. Когда я
заглянул внутрь пилотки…по моей коже пробежала мелкая дрожь…Я увидел внутри
целую историю. От пилотки исходил специфический запах, которого я раньше некогда не
ощущал (рис.3). Я даже сейчас его не могу передать, его можно только почувствовать,
прикоснувшись к ней. Этот запах напоминает запах грязи, пыли, пота - чего то очень
старого. И тогда я на некоторое мгновение замер и в моей голове проскочила мысль: «В
руках я держу не просто солдатскую пилотку, а целую историю, историю наших предков,
историю России».
Раскрыв ее, внутри, мы увидели справой стороны словно выжженную надпись
«Каримов» и ниже фамилии номер 9982126 (рис. 4), а слева внутренней стороны красивым
почерком написанную фамилию «Королёв» (рис. 5).
Эта пилотка тронула меня до глубины души, до мурашек по коже… И для меня
сталобольшой честью узнать о тех солдатах, кто носил эту пилотку, в какое время, в каких
условиях? Мгновенно множество вопросов возникло в моей голове: «Как одну пилотку
смогли носить двое солдат?», «Где теперь эти солдаты?», «Живы они или нет?», «Если нет,
то
где
они
погибли
или
умерли
и
где
их
могила
и
родственники?»
Они
наверное
обрадуются когда вещь их родного и близкого человека вернется домой, а вдруг это мои
земляки…????
4
Я неудержался, и от гордости, что эта пилотка находится у меня в руках, написал на
ней черным маркером слова: «Я помню! Я горжусь!» (рис.7).
Позже понял, что сделал это зря.
Актуальность данного исследования состоит в уникальности изучения истории
судеб
двух
солдат
в
период
Великой
Отечественной
войны.
Поиск
вариантов
преемственности
пилотки
от
солдата
к
солдату,
и
ее
историческая
значимость.
Формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданственности и
стремления беззаветного служения Родине через исследование судьбы солдат.
Гипотеза:
пилотка – это историческая ценность, способная рассказать о судьбе
солдат и внести важный вклад в изучении истории Великой Отечественной войны и
истории России.
Цель:установить личности солдат, которым принадлежала пилотка.
Задачи:
1. Изучить информацию о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.
2. Изучить историю солдатской пилотки.
3.Доказать, что пилотка – это историческая ценность, способная рассказать о судьбе
солдат Великой Отечественной войны.
4.Создать
музейную
экспозицию
слова
«Победа»
в
честь
памяти
участников
Великой Отечественной войны.
В работе использованы методы:исторический анализ, статистическая обработка
данных, сравнение, поиск, взаимодействие с разными организациями.
Предмет исследования: солдатская пилотка.
Объект исследования: судьба солдата Каримова, судьба солдата Королёва.
Я считаю делом чести исследовать судьбу этих солдат, возможно моих земляков,
чтобы не только пополнить архивы, но и чтобы этот материал читали мои сверстники, все
окружающие. Читали и учились тому, как надо любить свою семью, свою Родину, как надо
смело и стойко сражаться за свободу, за мир на всей Земле.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
5
1.1.Изучение литературы о Великой Отечественной войне
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на
территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она
длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней
приняли участие около 34000000 советских солдат, более половины из которых, погибло.
Главной причиной начала Великой Отечественной войны стало желание Адольфа
Гитлера привести Германию к мировому господству, захватив другие страны и установив
расово чистое государство.
Война началась так молниеносно, СССР не была готова, но Гитлер получил не то
что хотел. Наша армия оказала большое сопротивление, немцы не ожидали увидеть такого
сильного соперника перед собой. И война затянулась на долгих 5 лет.
Великая Отечественная война проходила в три этапа.
Первоначальный этап войны это 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года. За это
время немцы захватили большую часть страны, так же сюда попали Латвия, Эстония,
Литва, Украина, Молдавия, Белоруссия. Далее у немцев перед глазами уже была Москва и
Ленинград. И у них это почти получилось, но русские солдаты оказались сильнее их и не
дали захватить эти города (рис.8).
Конец 1942 года начало 1943 года, было очень тяжелым для немецкого войска и в то
же время счастливым для русских. Советская армия начала контрнаступление, русские
начали медленно, но уверено отвоевывать свою территорию, а оккупанты и их союзники
медленно отступать к западу.
Вся
промышленность
Советского
Союза
перешла
на
производство
военных
принадлежностей, благодаря этому советский народ смог дать отпор врагам. Армия из
отступающих переросла в нападающих.
Последний этап (1943-1945). В это время СССР начала по кусочку забирать свои
земли и двигаться в сторону захватчиков. Русские солдаты отвоевали Ленинград, и другие
города, далее они проследовали в самое сердце Германии – Берлин (рис.9)
8 мая 1945 года СССР вошла в Берлин, немцы объявляют о капитуляции.
Таким образом, победа Советского Союза в Великой Отечественной войне стала
фактически завершением Второй Мировой войны. Разгром немецкой армии положил
конец желаниям Гитлера обрести господство над миром, всеобщему рабству.
6
Однако
победа
в
войне
далась
тяжелой
ценой.
В
борьбе
за
Родину
погибли
миллионы
людей,
были
разгромлены
города,
села,
деревни.
Все
последние
средства
уходили на фронт, поэтому люди жили в нищете и голоде.
Каждый год 9 мая мы празднуем день Великой Победы над фашизмом, гордимся
нашими солдатами за то, что они подарили жизнь будущим поколениям, обеспечили
светлое будущее.
Вывод.
В е л и к а я
О т е ч е с т в е н н а я
в о й н а
я в и л а с ь
н е б ы в а л ы м
п о
в с е й
ж е с т о к о с т и
и с п ы т а н и е м
в с е х
м а т е р и а л ь н ы х
и
д у х о в н ы х
с и л
С о в е т с к о г о
С о ю з а ,
с а м о й
с у р о в о й
п р о в е р к о й
б о е в ы х
к а ч е с т в
Советской Армии и Военно-Морского Флота. Советский народ выполнил нелёгкую, но
бл а го р од н у юм и с с и ю
о с в о б ож д е н и я
н а р од о в
Е в р о п ы
от
ф а ш и с т с ко г о
порабощения.
7
1.2.Ознакомление с историей военной пилотки
В министерстве обороны СССР определены правила ношения военной формы.
Военная форма одежды носится строго в соответствии с настоящими Правилами. Все
предметы
военной
формы
одежды
должны
отвечать
установленным
образцам
и
описаниям,
быть
тщательно
подогнанными
и
содержаться
в
безупречном
состоянии.
Суконная пилотка защитного цвета гимнастерка и шаровары защитного цвета, сапоги,
поясной ремень; ленты орденов и медалей и нагрудные знаки. Пилотка надевается с
небольшим наклоном в правую сторону так, чтобы нижний край пилотки находился
науровне верхнего края правого уха; звезда должна находиться посередине переднего шва
пилотки (рис.10).
Пилотка солдата – это головной убор, который носил боец Советской Армии летом.
Свое название солдатская пилотка получила благодаря тому, что первоначально данный
вид
головного
убора
появился
у
пилотов
российской
армии.
Солдаты
отдавали
предпочтение ей, так как она была удобна при ношении, ее можно было с легкостью
сложить в карман, положить под пояс, и при этом она не теряла свой первоначальный вид.
Единственным отличием были фасоны и модели пилоток.
Пилотка
для
младшего
командно-начальствующего
и
рядового
состава
имела
следующие отличия: она шилась из хлопчатобумажной ткани цвета хаки для всех родов
войск, исключая авиацию и танкистов (темно-синий и стальной цвета соответственно), не
имела выпушек (за исключением ВВС). Виды пилоток отличались в первую очередь по
цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна.
Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани
и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов,
для
офицеров
цвет
окантовки
определял
принадлежность
к
тому
ли
иному
роду
вооружённых сил.
Я сравнил свою пилотку с этим описанием.
Вывод.
Моя пилотка принадлежит сухопутным войскам по следующим признакам: по
цвету, по внешнему виду, по качеству материала из которого она сшита.
8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Поиск информации о солдатах пилотки.
Переписка с архивами, музеями, военкоматами.
Получить информацию о солдатах, которым принадлежала эта пилотка, оказалось
не так просто. Мы составили запросы в следующие организации, посредством почтовой
связи и личного общения.
В Музейно-историческом Центре г.Нягань нам никакой информации не нашли.
Я сначала было потерял всякую надежду найти хоть что-то. И если честно даже
разочаровался. Но я не мог оставить эту солдатскую вещь без внимания. И с новыми
силами принялся искать информацию.
В поисках информации о солдатах мне так же помогла ведущий архивист отдела
использования
и
публикации
документов
КУ
ХМАО-Югры
«Государственный
архив
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по г.Ханты-Мансийску Безгодова Валерия
Владимировна. Онапосоветовала нам написать письма и запросить информацию в музеи,
военкоматы (рис.11).
Мы
написали
запросы
в
Министерство
обороны
Российской
Федерации
г.Подольска,Федеральное
казенное
учреждение
«Российского
государственного
исторического
архива» г.Санкт–Петербурга,Военный
комиссариат
г.Ханты-Мансийск,
Военный комиссариат по г.Нягань и Октябрьскому району,
чтобы нам помогли узнать о
судьбах солдат, указанных на пилотке.
Приложение 2.
В
ответ
на
наш
запрос нас
пригласил
для
личной
беседы
главный
Военный
комиссар военного комиссариата г.Нягани и Октябрьского района по Ханты-Мансийскому
автономному округу-Югре Раибакиев Рашид Ахматиевич. Рассмотрев пилотку, он сказал,
что она относится к периоду до 1946 года, так как после 1946 года на пилотках изнутри
делали подшивку в виде плотной ленты, для того, чтобы пилотка лучше держалась на
голове.
Рашид
Ахматиевич
внимательно
просматривал
каждый
шов,
он
обнаружил
остатки табака, внутри пилотки обнаружены следы плесени, и ее нужно хранить очень
бережно в сухом месте. В настоящее время Военный комиссариат сотрудничает со всеми
органами, которые могут нам помочь в поиске информации о судьбах солдат, указанных на
пилотке. Из этой беседы поняли, что мы на правильном пути-пилотка времён Великой
9
Отечественной
войны.
К
сожалению,
фотографироваться
с
Военным
комиссаром
запрещено.
Во время телефонного разговора с сотрудниками исторического музея г.Ханты-
Мансийска,
нам
посоветовали
обратиться
на
портал
Минобороны
«Память
народа»,
который создан Министерством обороны по решению Российского оргкомитета «Победа»
и
поддержан
поручением
Президента
Российской
Федерации
и
Постановлением
Правительства РФ (рис.12).
Для получения информации обэтих солдатах мы продолжили поиски на данном
портале.
С помощью расширенного поиска на сайте я получил очень важную и ценную
информацию, которая легла в основу моего исследования (рис.13).
Вывод.
Из полученной информации я понял, пилотка принадлежала солдатам Великой
Отечественной
войны.
На
сайтах
интернета
я
нашёл
информацию
о
судьбах
солдат
Каримова и Королёва.
10
2.2.Поиск и изучение информации о солдате Каримове.
Проведение работ по поиску родственников и места захоронения.
О
судьбе
солдатаКаримова
с
личным
номером
9982126,указанным
на
правой
внутренней стороне пилотки,янашел вполне достаточно информации, для того, чтобы
показать
его
жизненный
и
боевой
путь.
Согласно
полученных
данных с
сайта
Минобороны
РФ мне
стало
известно
о
периоде
жизни
солдата Каримова
Хасяна
Каримовича (1916 – 10.03.1945), его звание и номер части.
Каримов Хасян Каримович, родился в 1916 году в селе Большое Рыбушкино,
Горьковской
области
в
большой
крестьянской
семье.
Окончил
школу-семилетку,
педучилище.
До
призыва
в
армию
Каримов
Хасян
Каримович,
был
учителем в
Медянской школе, какое-то время работал директором школы. Играл на баяне и красиво
пел.
«Это
был
высокий,
красивый
молодой
человек
с
благородными
чертами
лица.
Человеком он был честным, справедливым и принципиальным. Говорил всегда открыто, в
лицо» - так о нем написали родственники.
11 апреля 1940 года (ему было 24 года) был призван в ряды Советской армии для
прохождения военной службы. Через год началась Великая Отечественная война.
Воинское
звание
Каримова
Хасяна
Каримовича«Гвардии
старший
лейтенант»,командир взвода управления 8-й батареи 31-го гвардейского артиллерийского
Кобринского
Краснознамённого
полка 12-й
гвардейской
стрелковой
Пинской
Краснознамённой
ордена
Суворова
II
степени
дивизии 9-го
гвардейского
стрелкового
корпуса 61-й армии 1-го Белорусского фронта.
Я
поинтересовался
у
музейных
работников,
что
значат
слова
«гвардии»,
«гвардейского». Оказалось, Иосиф Виссарионович Сталин приказал особо отличившимся
соединениям присваивать звание «гвардейских». Таких солдат бросали в бой на особо
опасные участки боевых действий. Не все, далеко не все понимают и осознают, какая это
ответственность: Гвардейский знак. Это, прежде всего помять о тех, первых гвардейцах,
обо всех тех тяжелых испытаниях, которые выпали на их долю в 1941-1945 годах.
Каримов Х.К. был членом ВКП(б) с 1942 года, партийный билет №4790713.
Хасян воевал на 1-ом Прибалтийском фронте. Мне удалось найти место призыва и
боевой путь солдата Каримова Хасяна(рис. 15).
11
Так
же
мне
стали
известны
даты подвигов
Каримова
Хасяна:
25.10.1944г.
-
31.10.1944 г.; 02.11.1944 г.- 05.11.1944 г.
Вот краткое, конкретное изложение личного боевого подвига (рис.16).
Рис.16.
Выписка
из
личного
дела
солдата
Каримова
Хасяна
(информация
с
сайта
Минобороны РФ).
Приказ
от
«20»
ноября
1944
года.
№
164/Н.
Действующая
армия «От
имени
Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий
Командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками и проявленные при этом
доблесть и мужество, награждаю орденом «Красной Звезды» гвардии старшего лейтенанта
Каримова
Хасяна
Каримовича,
командира
взвода
Управления
8-ой
батареи
31-го
Гвардейского
Артиллерийского
Кобринского
Краснознаменного
полка.Командир
31-го
Гвардейского Артиллерийского Кобринского Краснознаменного полка Гвардии полковник
Авралев».
За проявленную отвагу в бою и умелое ведение разведки достоин награждения
орденом «Красная Звезда» (рис. 17,18,19).
Награждение орденом «Красная Звезда» являлось не только признанием заслуг
награжденного, но и налагало на него определенные обязанности. Награжденный должен
был быть для всех бойцов примером храбрости, самоотверженности и мужества в боевой
обстановке; образцово нести военную службу; совершенствоваться в военном деле.
На сайте я нашел последнее письмо Каримова Хасяна. В этом письме он пишет о
том, что им выдали новое обмундирование. И о том, что всю ночь шли тяжелые бои и что
об этом он подробнее расскажет, когда вернется домой. Он радовался тому, что узнал из
письма мамы, что их семье выделил из колхоза хлеб. И спрашивал, получили ли они
деньги, которые он им выслал (рис.20).
12
Письмо было написано химическим карандашом. На обратной стороне конверта
штамп: «Просмотрено военной цензурой». Все содержимое писем тщательно проверялось.
Лишнего ничего нельзя было писать.
В те времена татары писали латинскими буквами, читая перевод этого письма,
видно, что это был добрый, заботливый и очень благородный человек. Очень нежно и с
большим уважением относился и обращался к родителям и постоянно благодарил маму за
письма, которые писали всей семьей, так как родители его были неграмотными и не умели
писать. Для Хасяна долгожданные письма из дома были отдушиной на кровавом поле
жестокой войны.
10 марта 1945 года солдат Каримов был убит в бою на территории Германии и
похоронен в м. Арисвальд, провинция Померания (рис.21).
Абдулхакова Нажия Фяритовна (г.Москва)внучатая племянница Каримова Хасяна
Каримовича,
вот
эта
та
единственная
информация,
которая
нам
стала
известна
о
родственниках солдата на данный момент.
Вывод.
Документы, которые я нашел на портале «Память народа», рассказали о судьбе
Каримова Хасяна Каримовича.
13
2.3.Поиск и изучение информации о солдате Королёве.
Проведение работ по поиску родственников и места захоронения.
Сложнее было найти информацию о Королёве. Королёвых было несколько, тогда
мы стали искать по дивизии, в которой служил Каримов. О солдате Королёве я нашёл в
электронном архиве «Мемореал».
Документы на имя Королёва Ивана Гурьевича, которые я нашёл, мне перевела
учительница немецкого языка Галкина Лидия Яковлевна.
Рядовой красноармеец Королев Иван Гурьевич родился в Калининской области, с
Опеково.
Годы
жизни
солдата
19.02.1912-15.11.1941
гг. Причина
выбытия
из
рядов
Советской Армии: погиб в плену. Первичное захоронение (место выбытия):Шталаг 1А,
Штаблак,
КлайнДексен.На
момент
пленения
служил
в
181-м
сп.
Умер
в
лазарете
Штаблак лагеря для военнопленных Шталаг 1А (в справке написано умер от сердечной
недостаточности, опухлости коленного сустава).
У Ивана Гурьевича по документам была сестра Татьяна. (рис.22).
В
лагерях
для
военнопленных
Шталаг
1А
"Штаблак"
содержались
военнопленные
рядового и сержантского состава. Захоронения производились в 1939-1944 годах. Умершие
советские солдаты захоронены в общих могилах (рвах). По приблизительным оценкам на
интернациональном кладбище захоронено более 2 тыс. военнопленных.
По имеющимся
сведениям память защитника Отечества не увековечена.
В Калининградской области, Багратионовском районе, п. Нагорное, 1,5 км юго-
западнее поселка есть Интернациональное кладбище узников лагеря для военнопленных
Шталаг 1А
(рис.23). Именно там находится Братская могила (мемориал), на плитах
которой должно быть увековечено имя Королёва Ивана Гурьевича, который погиб в плену.
Вывод.
На основе обработки и анализа донесений о безвозвратных потерях, журналов и
карт боевых действий частей и соединений, схем захоронений, именных списков воинских
захоронений и иных документов, уточняющих потери личного состава Вооруженных Сил
Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период я узнал о
судьбе Королева Ивана Гурьевича(рис.24).
2.4.Боевой путь воинской части.
14
Преемственность пилотки от солдата к солдату.
Помимо
информации
о
солдатах,мне
так
же
удалось
собрать
небольшую
информацию о воинской части, где Каримов и Королёв проходили военную службу.
Королёв
Иван
Гурьевич
воевал
на Северо-Западном фронте, это я выяснил по
номеру части из справки о смерти.
Северо-Западный фронт создан был 22 июня 1941 года на основании приказа НКО
от 22 июня 1941 года на базе Прибалтийского Особого военного округа. В состав фронта
вошли 8-я, 11-я, 27-я общевойсковые армии, авиация округа. В последующем в него
входили 1-я, 3-я, 4-я ударные армии, 22-я, 27-я, 34-я, 48-я, 53-я, 68-я общевойсковые
армии, 1-я танковая армия, 6-я воздушная армия, особая группа войск генерал-лейтенанта
М.С.Хозина, Новгородская армейская группа войск.
Боевой состав Советской Армии, по
состоянию, на 1 сентября 1941года.(Приложение 2.)
В
ходе
оборонительных
боев
летом
и
осенью
1941
года
войска
фронта
оставили
Прибалтику, отступили в район озера Ильмень и Демянска, где им удалось остановить
наступление противника. В ходе общего наступления Красной Армии в начале 1942 года
войска
фронта
охватили
с
юга
демянскую
группировку
противника,
а
совместно
с
соединениями Калининского фронта охватили с севера ржевско-вяземскую группировку
немецких войск. 22 января 1942 года соединения левого крыла фронта переданы в состав
Калининского фронта. К концу февраля 1942 года старорусская и демянская группировки
противника были разделены, войска фронта продвинулись до реки Ловать, ликвидировали
плацдармы противника на ее правом берегу. В ходе длительных боев соединениям фронта
не удалось полностью уничтожить демянскую группировку противника.
Расформирован Северо-Западный фронт был 20 ноября 1943 года согласно ставки
ВГК
от
15.11.1943
г.,
полевое
управление
выведено
полностью
в
резерв
в
связи
с
созданием 1-го Прибалтийского Фронта.
12-я гвардейская Пинская стрелковая дивизия (05.01.1942 - 09.05.1945) вошла в
состав 31-го
Гвардейского
Артиллерийского
Кобринского
Краснознаменного
полка .
Дивизия ведет свою историю от 258-й стрелковой дивизии, сформированной в г. Орлев
июле 1941 года, которая 5 января 1942 года за боевые заслуги в Московской битве была
преобразована в 12-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Дивизия участвовала в освобождение Латвийской ССР, городов Сигулда, Рига, в
ноябре 1944 года вела боевые действия в составе 1-го Прибалтийского фронта.
15
После боев на территории Латвийской ССР и Литовской ССР, дивизия переброшена
в Польшу, участвует в броске от Вислы к Одеру, и преследовании немцев от Одера до
Эльбы.
Дивизия участвовала в Берлинской операции и 2 мая 1945 года встретилась с
частями 84-й американской пехотной дивизии на реке Эльбе в районе города Роддан (в 20
километрах юго-восточнее города Виттенберге).
Вот такой боевой путь прошла 12-ая гвардейская Пинская стрелковая дивизия с
05.01.1942 по 09.05.1945гг.(рис.25).
Я сделал вывод: оба солдата служили на одном фронте.Возможно так пилотка
Королёва
Ивана
попала
к
солдату
Каримову
Хасяну.
Проследить
как
могла
попасть
пилотка к двум солдатам так и не удалось. Версии разные: может быть солдаты дружили,
может быть пилотка была утеряна и найдена другим солдатом, но без очевидцев, сделать
вывод очень тяжело.
16
Заключение
В своей работе я последовательно показал, какой путь необходимо совершить,
чтобы узнать о судьбах солдат Королёва и Каримова.
В процессе поиска и анализа полученной информации, я выяснил:
- пилотка – это историческая ценность, способная рассказать о судьбе солдат.
Я прикоснулся к истории судеб двух солдат через пилотку, благодаря этому, я понял,
что не надо было писать маркером на пилотке. Нельзя забывать о тех, кто отдал свою
жизнь ради нашего будущего.
Исследовав биографию Каримова Хасяна Каримовича и Королёва Ивана Гурьевича,
познакомившись с материалами исследования, я сделал вывод, что жизнь и гибель этих
солдат
и
собранные
материалы
поучительны
для
подрастающего
поколения
и
будут
содействовать воспитанию патриотизма и гражданственности.
Мне кажется, прочитав материалы данного исследования, многие дети задумаются
над тем, чему посвятить свою жизнь, каким надо быть человеком, чтобы о тебе помнили
благодарные потомки.
Путь к Победе в Великой Отечественной войне был долгим и трудным. Она
досталась нам ценой огромных жертв и потерь. Мы не имеем права забыть тех солдат,
которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Благодаря им, защитникам Родины,
взвилось над рейхстагом алое знамя Победы!
Для привлечения внимания учащихся школы,общественности к изучению истории
своей
семьи,
родных,
прошедших
Великую
Отечественную
Войну
я
предлагаю
на
территории нашей школы создать музейную экспозицию слова «Победа» в честь памяти
участников Великой Отечественной войны (рис.26). Я рассказал в классах о своей работе
«Пилотка солдата. Никто не забыт, ничто не забыто». Учащиеся, учителя принесли фото и
боевой путь своих родственников для оформления экспозиции. Директор школы Василий
Иванович Кравченко и педагогический коллектив окажут мне посильную помощь при
реализации моей работы.
Мы имеем возможность сказать спасибо еще живым ветеранам, которые защищали
нас, и увековечить память тех, кого уже нет с нами, кто с честью пал в бою защищая
Родину. Их подвиг мы не забудем никогда.
17
Приложение
Рис
.
1.Настоятелей храма «Покрова Пресвятой Богородицы» игумен Виталий Домрачев
Рис.2. Внешний вид солдатской пилотки
Рис 3. Вид солдатской пилотки изнутри
18
Рис.5. Вид внутренней правой стороны солдатской пилотки
Рис. 6. Вид левой внутренней стороны пилотки
Рис.7. Вид солдатской пилотки сверху
Рис.8.Вторая мировая война. Карта "Нападение Германии на СССР (лето - осень 1941
года)"
19
Рис. 9. Вторая мировая война. Карта "Битва за Берлин (16.04 - 08.05.1945)"
Рис.10. Военная форма солдат во время Великой Отечественной войны
20
Рис.11 Совместная работа по поиску информации
Рис.12. Портал «Память народа»
Рис.13. Поиск информации
21
Рис.14. Каримов ХасянКаримович (фото с сайта Минобороны РФ)
Рис. 15. Место призыва и начало боевого пути солдата Каримова
22
Рис17. Наградной лист солдата Каримова Хасяна
Рис.18. Приказ о награждении солдата Каримова Х. орденом «Красной звезды
»
Рис.19. Орден «Красная Звезда».
23
Рис. 20. Последнее письмо солдата Каримова Х.
Р
ис.21.Справка о смерти Каримова Х.
Рис.22. Справка о смерти солдата Королёва Ивана Гурьевича
24
Рис.23.Интернациональное кладбище узников лагеря для военнопленных Шталаг 1А.
25
Рис.24.Журнал умерших в плену военнослужащих.
Рис.25. боевой путь 12-й гвардейской Пинской стрелковой дивизии (5.01.1942 -9.05.1945)
26
Рис.26.Экспозиция слова «Победа».
27
Приложение 1.
Начальнику Военного комиссариата
по г.Нягань и Октябрьскому району
Здравствуйте!
Меня зовут Пастухов Даниил Алексеевич. Я учусь в 3 классе МБОУ «СОШ № 2». Я
пишу проект о солдатской пилотке. У меня имеется пилотка давних времен, подаренная
мне настоятелем одного из храмов в Курганской области. Эту пилотку подарил батюшке
солдат давным - давно (он даже не помнит когда). На пилотке есть фамилии и номер
воинской части солдат: Каримов и Королёв и номер под фамилией 9982126. Пилотка
засаленая со следами крови. Мне очень хочется найти тех, солдат и номер телефона или
адрес
расположения
воинской
части
для
дальнейшего
получения
информации.
В
социальных сетях различного характера я давно ищу информацию, но все зря. Поэтому
решил обратиться к Вам с просьбой
в содействии мне по поиску какой –либо
информации о солдатах или воинской части. Каждая деталь, полученная от вас будет
играть важную роль в дальнейшем расследовании.
Буду Вам очень признателен и
благодарен!
Информацию прошу направлять в письменной форме по адресу:
Мама Марина Сергеевна.
28
Приложение 2.
Боевой состав Советской Армии на 1 сентября 1941
Объединения
Стрелковые,
воздушнодесан
тные войска и
кавалерия
Корпусная и
армейская
артиллерия,
артиллерия РГК
и войск ПВО
страны
Бронетанковые и
механизированн
ые войска
Авиаци
я
Инженер
ные
Северо-Западный фронт:
11 армия
180, 182, 183,
202, 254 сд, 21
мсп
9 арт. бригада
ПТО, 614 кап, 698
ап ПТО, 11, 23
озад
87, 110 отб
7 сад
28, 38
оиб, 202
осб
27 армия
5, 23, 181, 185,
188, 256 сд, 37
сп НКВД
613 кап
–
4 сад,
28, 268
иап
134 миб,
67, 160,
188, 339
осб
34 армия
163, 245, 257,
259, 262 сд, 25
кд, 3 мсп
264, 270 кап 108,
112 отб
57 сад
47
оиб,
238,
299
осб
Новгородская
опер. группа
305 сд
448 кап, оминд, 8
озад
3, 28 тд
–
50 оиб
Соединения и
части фронтового
подчинения
33, 84 сд, 54
кд; 310 сд (в
распоряжении
Главкома
северо-
западного
направления)
10 арт. бригада
ПТО, 402, 429 гап
РВГК, 171, 759 ап
ПТО, 19, 111, 239,
246, 250 озад;
Рижский,
Эстонский,
Каунасский
бригадные районы
ПВО
34 мцп
6 сад,
415
иап
25 оиб,
110 миб,
50, 55, 56,
57 пмб
Всего во фронте:
армий – 3,
опер. групп – 1
сд – 20, осп –
3, кд – 2
абр – 2, ап – 10,
оминд – 1, бр. р-
нов – 3, озад – 8
тд – 2, мцп – 1,
отб – 4
сад –
4, иап
– 3
оиб – 11,
осб – 7
.
Западный фронт:
16 армия
44 ск (38, 108,
152 сд)
49, 471, 587 кап,
700 ап ПТО
127 тбр
–
42 миб,
169, 243
осб
29
19 армия
50, 64, 89, 91,
166, 244 сд, 45
кд
596 кап, 311 пап,
120, 399 гап
РВГК, 874 ап
ПТО, 4/302 гап
РВГК, 7, 318 озад
101 тд, 205 отп
–
111 миб,
238, 321
осб
20 армия
73, 129, 144,
153, 161, 229
сд
126 кап, 592 пап,
302 гап РВГК, 872
ап ПТО, 112, 123,
185, 455 озад
–
–
129, 226,
229 миб,
288 осб
22 армия
29 ск (126,
179, 214 сд),
51 ск (98, 112,
170 сд), 62 ск
(174, 186 сд)
56, 545, 615 кап,
360 гап РВГК, 390
гап (17 сд), 697 ап
ПТО, 102 оад ПТО
(17 сд), 11 оминб,
111, 183, 397 озад
48 тд, 9 мцп
–
22, 39
оиб, 115
миб
29 армия
178, 243, 246,
252 сд
444, 644 кап
отд.
мотобригада
–
71, 72 оиб
30 армия
134, 162, 242,
250, 251 сд
392, 542 кап, 871
ап ПТО, 12 оминб
107 тд
–
51 мпмб,
263 осб
Соединения и
части фронтового
подчинения
Кав. группа
(50, 53 кд); 62,
64, 65, 66 УР
(в
распоряжении
Главкома
западного
направления)
7 ап, 29, 467 кап,
301, 375 гап, 293
пап РВГК, 509 ап
ПТО, 57 гап (95
сд), 27 гап (27 тд),
164 озад; 7
бригада ПВО,
Смоленский и
Барановичский
бригадные районы
ПВО
126, 128 тбр, 49,
52, 54, 56, 59, 64,
66, 184, 186 отб
23 бад,
31, 43,
46, 47
сад,
30, 95,
134
бап
(без
мат.
части),
314
рап
70, 122
оиб, 113,
114, 133
миб, 62,
63, 64 пмб
Всего во фронте:
армий – 6
ск – 4, сд – 32,
кд – 3, УР – 4
ап – 33, оад – 1,
оминб – 2, бр.
ПВО – 1, бр. р-нов
– 2, озад – 10
тд – 3, тбр – 3,
мбр – 1, отп – 1,
мцп – 1, отб – 9
сад –
4, бад
– 1,
бап –
3, рап
– 1
оиб – 19,
30
31