Автор: Бондарева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Быть здоровыми хотим"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7»
Проект
«Быть здоровыми хотим»
2017г.
Содержание
1. Аннотация проекта………………………………………………….3
2. Целевые предназначения…………………………………………..4
3. Календарный план работы…………………………………………..5
4. Продукт проектной деятельности…………………………………..13
5. Ожидаемый результат……………………………………………...…13
6. Дальнейшее развитие проекта………………………………………14
7. Источники литературы………………………………………………15
«Я не боюсь ещё раз
говорить: забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Аннотация проекта
Познавательно-исследовательский «Быть здоровыми хотим» разработан
воспитателем МБДОУ «Детского сада №7» Бондаревой Светланой
Сергеевной.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём
мире
приоритетные
позиции,
поскольку
любой
стране
нужны
личности
творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам,
взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих
себя, так и наших детей.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа
формирования личности. Здоровье – это не только отсутствие болезней или
физических
дефектов,
но
и
полное
физическое,
психологическое
и
социальное благополучие. Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду
направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Но
ребёнку
необходимо
знать
все
составляющие
здорового
образа
жизни.
Этот проект способствует расширению знаний, как детей, так и
родителей, поскольку родители являются первыми педагогами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития
личности в младенческом возрасте.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к
оздоровлению,
как
самих
себя,
так
и
своих
детей.
«Родители
являются
первыми
педагогами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического,
нравственного
и
интеллектуального
развития
личности
ребёнка
в
младенческом
возрасте»
(п.1
ст.18
Закона
РФ
«Об
образовании»).
Быть
здоровым – естественное стремление человека. Здоровье означает не только
отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
Этапы реализации проекта: (с октября 2017 по май 2018 гг..),
Образовательная область
Проект направлен на формирование знаний о здоровом образе жизни, личной
гигиене детей.
Вид проекта
Познавательно-исследовательский.
Проблема
Недостаточная
заинтересованность
детей
и
родителей
в
сохранении
и
укреплении своего здоровья.
Цель проекта
Формирование у детей убеждений и привычек к здоровому образу жизни на
основе знаний об организме.
Задачи проекта
Образовательные:
- формирование познавательного интереса о здоровье и здоровом образе
жизни;
- формирование знаний об организме;
- обучение выполнению правильных действий в различных оздоравливающих
гимнастиках;
- повышение уровня знаний о здоровьесбережении детей среди родителей.
Воспитательные:
-воспитание
бережного
и
заботливого
отношения
к
своему
здоровью
и
здоровью окружающих.
Развивающие:
- развитие мотивационных установок по профилактике болезней;
- совершенствование практических навыков здорового образа жизни;
- способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности
дошкольников
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители, педагоги,
мед. сестра.
Основные формы реализации проекта
Беседы, развлечения, дидактические игры, классификация материала, работа
с родителями.
Ресурсное обеспечение
Материалы к занятиям: плакаты, схемы, специальное оборудование и
материалы для экспериментирования: увеличительные стекла, перышки,
вата, зеркала.
Дидактическая игра «Я и мое тело», «Опасно – не опасно», «Что такое
хорошо, а что такое плохо»
Информационная обеспеченность:
энциклопедии, учебно-методическая литература.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего
дошкольного возраста
Содержание работы
Цели и задачи
проводимой работы
ОКТЯБРЬ
Беседа «Гигиена - залог здоровья»
Беседа «Предметы личной гигиены для чего
они необходимы»
Изготовление памятки "Алгоритм мытья
рук"
Совместно с детьми разработать "Правили
Чистюли"
Трудовые поручения по поддержанию
чистоты в группе (работа проводится в
течение года)
Беседа "Кто спортом занимается, тот
здоровья набирается"
Заучивание пословиц о спорте
Изготовление альбома: "Спорт-это жизнь".
Развлечение "Мы любим спорт"
Работа с родителями: Фотоколлаж "Мама,
папа, я - спортивная семья"
Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие
друзья»
Д/и «Опасно – не опасно»
Консультация для родителей «Закаливайте
правильно»
Фотоколлаж «Мой летний отдых»
Формировать представление о
значении соблюдения гигиены.
Воспитывать сознательное
отношение к выполнению
гигиенических навыков
Обогащение знаний о
предметах личной гигиены
Закреплять полученные
знания, пользоваться ими в
повседневной жизни.
Подвести детей к пониманию
прямой зависимости чистоты и
здоровья.
Формировать представления о
влиянии спорта на здоровье
человека. Воспитывать любовь
к спорту.
Создание мотиваций к
здоровому образу жизни.
Воспитывать интерес к
различным видам спорта.
Воспитывать любовь к спорту,
желание участвовать и
побеждать в спортивных
соревнованиях.
Пропаганда активного,
здорового семейного отдыха.
Расширять знания детей о
положительном влиянии
закаливающих процедур.
Воспитывать к этому
положительное отношение.
Углублять знания и навыки
закаливания
Углубление знаний родителей
о безопасном закаливании
детей и его необходимости.
НОЯБРЬ
Беседа "Правильное питание-залог
здоровья"
Д/и "Дерево здоровья"
Совместно с детьми составить «Правила
здорового питания»
Беседа «Витамин «Неболейка и его
друзья»
Беседа с экскурсией на кухню детского
сада.
Изготовление книжки - малышки
"Мое любимое блюдо" (совместно с
родителями)
Консультация для родителей: «Правильное
питание ребенка – дошкольника»
Пальчиковая гимнастика «Варим суп»
Выставка рисунков "И вкусно и полезно"
Трудовая деятельность на огороде за
посаженными овощами.
Трудовая деятельность "Салат своими
руками" (изготовление фруктового салата)
Д/и "Аскорбинка, и ее друзья"
Познакомить с понятием
"Правильное питание". Дать
представления о полезной и
вредной еде. Установить
взаимосвязь между
правильным питанием и
здоровьем. Воспитывать
желание правильно питаться.
Закреплять полученные
знания. Воспитывать желание
употреблять полезную пищу.
Закрепить полученные знания.
Вызвать интерес к
соблюдению этих правил.
Познакомить детей с
происхождением слова
"витамин". Дать понятие об
основных витаминах – «А»,
«В», «D», «С» и их значении.
Воспитывать осознанное
отношение к своему здоровью.
Познакомить детей с
трудоемким процессом
приготовления пищи.
Воспитывать чувство
уважения и благодарности.
Познакомить с правилами
правильной обработки
продуктов. Обратить внимание
детей на то, что от качества
продуктов, правильном
хранении и их обработки
зависит здоровье и жизнь
человека.
Познакомить детей с понятием
«рецепт». Обратить внимание
на то, что в рецепте каждого
блюда, используются
ДЕКАБРЬ
Беседа «Мое настроение, мои чувства»
Беседа «Что делает человека счастливым»
Беседа «Что я люблю? Чего я боюсь»
Психогимнастики:
«Передай улыбку»
«Остров плакс»,
«Хорошее настроение»,
«Ласковая кошечка»,
«Замок волшебных зеркал»,
«Стрекоза замерзла»,
ЯНВАРЬ
Раздел " Что я знаю о себе"
НОД «Из чего я сделан"
Рассматривание клеток с помощью
микроскопа.
Ручной труд «Клетки нашего организма»
(аппликация из различной крупы)
НОД «Кожа или живая одежда"
Трудовая деятельность по поддержанию
чистоты в группе (вытирание полок, мытье
игрушек; работа ведется в течение всего года)
Д/и «Кожа, зрение, слух»
ФЕВРАЛЬ
НОД «Орган зрения - глаза»
Беседа: «Что защищает глаза и что им может
угрожать»
определенные продукты.
Углубление знаний о рационе и
режиме питания ребенка –
дошкольника.
Прививать детям трудовые
навыки, а также навыки
самообслуживания
Формировать навыки
самообслуживания.
Закрепление знаний о том, в
каких продуктах содержаться
определенные витамины.
Обогатить знания детей о
понятиях «настроение» и
«чувство». Дать представление
о том, что стабильное хорошее
настроение оказывает
положительное влияние на
наше здоровье. Учить
понимать настроение другого,
познакомить со способами
управления и регуляции.
Обучение приемам
саморегуляции.
Познакомить детей с
клеточным строением
организма, различием клеток и
их функцией.
Вызвать интерес к
экспериментированию.
Воспитывать любовь к своему
организму и интерес к
изучению.
Познакомить детей с тем, что
кожа растет, обновляется, а
также выполняет
определенные функции.
Воспитывать желание следить
за кожей. Продолжать
воспитывать понимание
прямой зависимости чистоты и
Совместно с детьми разработать памятку
«Береги свои глаза»
Д/и «Кожа, зрение, слух»
Д/и «Опасно - не опасно»
Экспериментирование «Реакция глаз на
свет»
Д/и «Узнай настроение по глазам»
Упражнения для предупреждения
близорукости
НОД «Орган слуха - уши»
Д/и «Кожа, зрение, слух»
Д/и «Опасно – не опасно»
Музыкальная игра «Угадай, какой
музыкальный инструмент звучит?»
«Кто услышит больше звуков?»
«Назови звуки групповой комнаты»
«Назови звуки улицы»
«Найди по звучанию такую же коробочку с
крупой»
«Жмурки с колокольчиком»
«Морзянка»
«Чей голос?»
«Угадай по звуку, что делать?»
«Угадай голоса животных»
«Звуки транспорта»
«Звуки рабочих инструментов»
«Не пропусти свой звук»
Игровое упражнение «Без слов»
здоровья.
Воспитывать негативное
отношение к грязи в группе,
трудолюбие.
Углублять и закреплять раннее
полученные знания.
Познакомить детей с ролью
зрения в жизни человека и
особенностями строения глаз,
рассказать о сложном
процессе зрительного
восприятия предметов и
явлений.
Познакомить с болезнями глаз
и их причинами. Также
познакомить с правилами,
которые нужно соблюдать, для
того чтобы сохранить зрение.
Познакомить с приемами
оказания первой помощи при
травме глаз.
Закрепление знаний,
использование правил в
повседневной жизни.
Углублять и закреплять раннее
полученные знания.
Закрепления правил по ОБЖ
Рассмотреть реакцию глаз на
различную степень
освещенности.
Учить детей по глазам
понимать настроение.
Профилактические
упражнения.
Познакомить детей со
строением слухового аппарата.
Углубить знания детей о роли
слуха (овладение речью,
Психогимнастика «Звуки природы»
МАРТ
НОД «Стержень внутри меня»
Рассматривание иллюстраций с беседой
«Нарушение осанки. Причины и
рекомендации»
Игровое упражнение «Роботы», «Зеркало»
Беседа «Что делает кости прочными?»
Беседа «Осторожно - перелом и вывих»
Беседа «Что помогает нам двигаться»
Д/и «Опасно-не опасно»
Практическое упражнение: «Обследуй себя»
Совместно с детьми составить правила
безопасного поведения на прогулке, в группе,
во время игр, занятий физкультурой.
Лепка «Тело человека»
Консультация для родителей: «Как сохранить
кости здоровыми и крепкими»
АПРЕЛЬ
ориентировке в пространстве).
Познакомить с причинами
нарушения и правилами
хорошего слуха.
Закрепление знаний по ОБЖ
Развивать слуховой
анализатор.
Упражнять детей в понимании
смысла некоторых жестов и
мимики. Показать важность
слуха для человека.
Снятие психоэмоционального
напряжения, развитие
эмоциональной сферы.
Выражение смелости,
уверенности.
Напряжение и расслабление
мышц ног
Дать представление о скелете
человека, который находится
внутри тела. Познакомить со
значением скелета, правилами
профилактики переломов и
вывихов.
Знакомство с нарушениями
осанки и их причинами
Оценивание двигательных
возможностей.
Знакомство с особенностями
питания, влияющее на
прочность костей.
Знакомство с правилами
безопасного поведения в
Экспериментирование
Рассказ доктора о значении анализа крови, и
о том, что влияет на его результат.
С/ролевая игра «Больница»
Беседа «Дыхательная гимнастика и ее
значение. Защита органов дыхания от
простуды»
Дыхательная гимнастика: «Дразнилки»,
«Ножницы»,
«Часы», «Идем по глубокому снегу»,
«Жук»
Экспериментирование «Наше дыхание»
Трудовые поручения (мытье растений в
группе), сопровождающиеся беседой с
детьми о чистоте окружающей среды, о
пользе комнатных растений.
С/р. игра «Пожарные»
НОД «Как «путешествует» пища»
Экспериментирование с беседой «Угадай на
вкус»
различных ситуациях, не
угрожающих жизни и
здоровью.
Знакомство с деятельностью
мышц.
Развивать самосознание,
умение предвидеть возможные
последствия своих поступков.
Закрепление знаний о скелете.
Обобщение и закрепление
полученных знаний.
Расширить знания родителей
по данной теме.
Познакомить детей с работой
сердца, его строением.
Показать значение сердца и
кровеносной системы.
Познакомить с функцией
различных клеток крови
(эритроцитов, тромбоцитов,
лейкоцитов).
Учить «слышать» работу
своего организма при помощи
наблюдений. Показать, как
физические нагрузки влияют
на работу сердца.
Познакомить детей с
правилами оказания первой
помощи при кровотечениях.
Закрепление полученных
знаний
Знакомство с
пищеварительным трактом.
Показать важность каждого из
отделов пищеварительного
НОД «В гостях у зубной щетки»
Д/и «Что полезно и вредно для зубов»
МАЙ
НОД «Умный командир»
Совместная работа детей и доктора ДОУ по
разработке
Правил поведения для сохранения нервной
системы.
Чт. Худ. Литературы: «Придумываю сны»
А. Барто, с последующей беседой «Почему
мы видим сны»
Слушание колыбельных песен»
Интеллектуальная игра родителей с
детьми «О ЗДОРОВЬЕ ЗНАЕМ ВСЕ»
тракта.
Познакомить с функцией
языка.
Формирование у детей
навыков ухода за полостью
рта. Воспитывать чувство
ответственности за свое здоров
Обогащение и закрепление
знаний по ОБЖ.
Закрепление знаний о том,
какие продукты питания
полезны, а какие вредны для
зубов.
Дать представления о том, что
мозг - самый важный орган
организма. Познакомить детей
с его строением, принципом
работы и значением для
организма.
Закрепление раннее
полученных знаний.
Познакомить детей с природой
сна и сновидений
Вызвать положительные
эмоции
Определение уровня знаний и
представлений о здоровье и
своем организме (итоговое
мероприятие)
Продукт проектной деятельности
Разработанные совместно с детьми памятки, альбомы, книжки – малышки,
атрибуты для зрительных и дыхательных гимнастик.
Ожидаемые результаты
Снижение заболеваемости среди детей.
Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения
здоровья, воспитание и развитие личности.
Для детей:
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора,
физических, нравственных качеств.
Выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности
для жизни и здоровья детей.
Для родителей:
Сформировать активную жизненную позицию у участников проекта
направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья,
создание условий для поддержания этой позиции.
Дальнейшее развитие проекта
В результате проведенного нами исследования повысился уровень знаний о
здоровом образе жизни, познавательной и речевой, физической активности.
Источник литературы
1.
Блинова Г.М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое
пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
2.
Гаврючина
Л.В.
Здоровьесберегающие
технологии
в
ДОУ:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
3.
Голицина Н. С., Шумова И. М. Воспитанипе основ здорового образа
жизни у малышей. - М. : Изд. «Скрипторий 2003», 2008. – 120 с.
4.
Здоровьесберегающие занятия для детей различных возрастных групп,
под
редакцией
Сократова
Н.В.
Методическое
пособие.
–
Центр
сохранения и укрепления здоровья детей ОЦДЮТ. – Оренбург, 2002. –
77 с.
5.
Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет. Сценарии для
ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
6.
Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2010. – 224 с.
7.
Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье: Практическое пособие
для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от
2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры. – М.
: Школьная пресса, 2008. С. 80
8.
Шукшина
С.Е.
Я
и
моё
тело.
Программа
занятий,
упражнения,
дидактические
игры.
Методическое
пособие
для
педагогов,
воспитателей, родителей. - М.: Школьная Пресса, 2009. – 96 с.