Напоминание

Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное время от НОД, в условиях ФГОС дошкольного образования


Авторы: Орлова Оксана Александровна, Постникова Маргарита Петровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МОУ ЦРР № 12
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное время от НОД, в условиях ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка №12 Советского района Волгограда»

«Обеспечение совместной деятельности детей и педагога

в свободное время от НОД, в условиях ФГОС

дошкольного образования»

Орлова Оксана Александровна

воспитатель МОУ ЦРР №12

Постникова Маргарита Петровна

воспитатель МОУ ЦРР № 12

Одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и

сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным

участником образовательных отношений.

Из каких двух составляющих состоит образовательный процесс?

Образовательный процесс включает 2 основные составляющие:

1) Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,

2) Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В них и развивается ребенок дошкольного возраста.

Результаты исследований Майи Ивановны Лисиной и других ученых

свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью

ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со

стороны взрослого в сотрудничестве с ним. Таким образом, оптимальной

формой организации сотрудничества является совместная партнерская

деятельность взрослого и ребенка.

Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо

общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную

выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором

совместно ставится и решается проблема, умственная задача.

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Совместная деятельность - основная модель организации

образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность

двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей)

по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то

же время.

Совместная деятельность предполагает индивидуальную,

подгрупповую, групповую формы работы с детьми так и в виде

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных

моментов. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка - это

не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая

система взаимоотнощений и взаимодействия. Лев Семенович Выготский

отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми

задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны,

стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с

другой - делать то, что интересно.

Партнерство - прежде всего, равноправное включение взрослого в

процесс деятельности. Какие же действия совершают дети в

совместной деятельности с педагогом и действия воспитателя в

совместной деятельности с детьми?

Действия детей в совместной деятельности с педагогом

1.Делают выбор

2.Активно играют

3.Осуществляют контроль, взаимоконтроль

4.Наблюдают за действиями воспитателя, других детей

5.Проявляют заботу друг о друге

6. Ищут, находят решения

7.Выражают собственные мысли

8.Конструируют

9.Обобщают

10.Демонстрируют физическую активность

Действия воспитателя в совместной деятельности с детьми

1.Поощряет детей к высказыванию

2.Предоставляет возможность для сотрудничества детей

3.Наблюдает за детьми во время выполнения задания

4.Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей

5.Записывает, фиксирует

6.Вовлекает в совместную деятельность

7.Поощряет детей за то, что они убирают за собой место после занятия

8.

Осуществляет, вовлекает детей в совместное

9.

Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное

решение

10.Конструктивно комментирует работу детей («Я вижу, что вы

выкладываете кубики один на другой, чтобы получилась башенка»)

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно

считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного

возраста? И партнерская деятельность взрослого с детьми строится на

основе этих видов деятельности: на чтении художественной литературы,

на игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской

деятельности, коммуникативная, конструирование, двигательная,

музыкальная, самообслуживание и бытовой труд и обеспечивает

развитие детей в различных образовательных областях (направлениях) и

в возможных формах работы: ролевая игра, игра - драматизация, игры -

забавы, словесная игра, музыкальная игра, подвижная игра, беседы,

ситуативный разговор, наблюдение, экскурсия, экспериментирование,

слушание, пение, дежурство, поручение, ручной труд, выставка и т.д.

В основе совместной деятельности взрослых и детей лежит игра,

поскольку она является сквозным механизмом развития ребенка.

Немаловажную роль играют режиссерские игры. Режиссерские игры в

детском саду необходимо организовывать в следующих целях:

-

научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог.

-показать, что такое речевой этикет.

-научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать

собеседников.

-показать детям, что значит принимать решения, создавая искусственные

ситуации, в которых необходимо сделать выбор

Для поведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты, герои и

декорации, с помощью которых ребёнок сможет воспроизвести придуманную

ситуацию. Лучшая режиссёрская игра в старших группах- это кукольный

театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать

настоящее представление. Режиссёрские игры помогают всестороннему

развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.

Режиссёрская игра - это разновидность сюжетной игры. Предметный мир

режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки и

разнообразные предметы, на которые ребенок переносит тех игрушек,

которых не хватает для реализации сюжета. Ребенок овладевает способностью

переносить функции с одного предмета на другой, появляется механизм

замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры. Но, чтобы

совместная деятельность детей и педагога была успешной, важно, чтобы

между воспитателями и детьми было взаимное уважение. Воспитатели

подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых

они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны

других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них

самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные

основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги

проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех

стальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже

детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и

чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают

ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои

собственные интересы.Воспитателям следует осознать, что дети, как и

взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся.

Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне,

взаимодействие должно быть естественным и непринужденным. Дети с

удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их

возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и

шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе.

Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а

атмосфера сотрудничества в группе укрепляет.

Как продемонстрировать детям свое уважение

Всегда называйте детей по имени.

Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это

только возможно.

При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком.

Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему. - Если вы пообещали

детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не

забудьте сделать это.

- Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.

- Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих

интересах.

- Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.

С чего начинается совместная деятельность? Конечно же, с выбора темы, её

согласование с образовательными задачами пяти взаимодополняющих

образовательных областей, решаемыми в различных видах детской

деятельности. Педагог должен создавать ситуации, когда ребёнок должен что-

то познать самостоятельно, догадаться, придумать, попробовать.

Можно сделать следующий вывод:

В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей

инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной

деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в

целом. Значит, главной характеристикой совместной деятельности

взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту

деятельности, признание ребенка полноценным участником образовательных

отношений, которому мы создаем условия для развития.



В раздел образования