Авторы: Орлова Оксана Александровна, Постникова Маргарита Петровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МОУ ЦРР № 12
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Обеспечение совместной деятельности детей и педагога в свободное время от НОД, в условиях ФГОС дошкольного образования
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка №12 Советского района Волгограда»
«Обеспечение совместной деятельности детей и педагога
в свободное время от НОД, в условиях ФГОС
дошкольного образования»
Орлова Оксана Александровна
воспитатель МОУ ЦРР №12
Постникова Маргарита Петровна
воспитатель МОУ ЦРР № 12
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и
сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником образовательных отношений.
Из каких двух составляющих состоит образовательный процесс?
Образовательный процесс включает 2 основные составляющие:
1) Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
2) Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В них и развивается ребенок дошкольного возраста.
Результаты исследований Майи Ивановны Лисиной и других ученых
свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью
ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со
стороны взрослого в сотрудничестве с ним. Таким образом, оптимальной
формой организации сотрудничества является совместная партнерская
деятельность взрослого и ребенка.
Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо
общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную
выгоду. Это форма взаимодействия педагога и детей, в котором
совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Совместная деятельность - основная модель организации
образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность
двух и более участников образовательного процесса (взрослых и детей)
по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то
же время.
Совместная деятельность предполагает индивидуальную,
подгрупповую, групповую формы работы с детьми так и в виде
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка - это
не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая
система взаимоотнощений и взаимодействия. Лев Семенович Выготский
отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми
задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны,
стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, с
другой - делать то, что интересно.
Партнерство - прежде всего, равноправное включение взрослого в
процесс деятельности. Какие же действия совершают дети в
совместной деятельности с педагогом и действия воспитателя в
совместной деятельности с детьми?
Действия детей в совместной деятельности с педагогом
1.Делают выбор
2.Активно играют
3.Осуществляют контроль, взаимоконтроль
4.Наблюдают за действиями воспитателя, других детей
5.Проявляют заботу друг о друге
6. Ищут, находят решения
7.Выражают собственные мысли
8.Конструируют
9.Обобщают
10.Демонстрируют физическую активность
Действия воспитателя в совместной деятельности с детьми
1.Поощряет детей к высказыванию
2.Предоставляет возможность для сотрудничества детей
3.Наблюдает за детьми во время выполнения задания
4.Инициирует поиск ответов на вопросы самих детей
5.Записывает, фиксирует
6.Вовлекает в совместную деятельность
7.Поощряет детей за то, что они убирают за собой место после занятия
8.
Осуществляет, вовлекает детей в совместное
9.
Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное
решение
10.Конструктивно комментирует работу детей («Я вижу, что вы
выкладываете кубики один на другой, чтобы получилась башенка»)
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно
считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного
возраста? И партнерская деятельность взрослого с детьми строится на
основе этих видов деятельности: на чтении художественной литературы,
на игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской
деятельности, коммуникативная, конструирование, двигательная,
музыкальная, самообслуживание и бытовой труд и обеспечивает
развитие детей в различных образовательных областях (направлениях) и
в возможных формах работы: ролевая игра, игра - драматизация, игры -
забавы, словесная игра, музыкальная игра, подвижная игра, беседы,
ситуативный разговор, наблюдение, экскурсия, экспериментирование,
слушание, пение, дежурство, поручение, ручной труд, выставка и т.д.
В основе совместной деятельности взрослых и детей лежит игра,
поскольку она является сквозным механизмом развития ребенка.
Немаловажную роль играют режиссерские игры. Режиссерские игры в
детском саду необходимо организовывать в следующих целях:
-
научить детей свободно общаться, легко вступать в диалог.
-показать, что такое речевой этикет.
-научить детей говорить выразительно, осмысленно, выслушивать
собеседников.
-показать детям, что значит принимать решения, создавая искусственные
ситуации, в которых необходимо сделать выбор
Для поведения режиссерских игр необходимы специальные атрибуты, герои и
декорации, с помощью которых ребёнок сможет воспроизвести придуманную
ситуацию. Лучшая режиссёрская игра в старших группах- это кукольный
театр, в котором ребенок сможет дать волю своему воображению и показать
настоящее представление. Режиссёрские игры помогают всестороннему
развитию ребенка и способствуют полноценному развитию личности.
Режиссёрская игра - это разновидность сюжетной игры. Предметный мир
режиссерской игры чрезвычайно многообразен: это и игрушки и
разнообразные предметы, на которые ребенок переносит тех игрушек,
которых не хватает для реализации сюжета. Ребенок овладевает способностью
переносить функции с одного предмета на другой, появляется механизм
замещения, благодаря которому идет становление подлинной игры. Но, чтобы
совместная деятельность детей и педагога была успешной, важно, чтобы
между воспитателями и детьми было взаимное уважение. Воспитатели
подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых
они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны
других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них
самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные
основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда педагоги
проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех
стальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже
детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и
чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают
ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои
собственные интересы.Воспитателям следует осознать, что дети, как и
взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся.
Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне,
взаимодействие должно быть естественным и непринужденным. Дети с
удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их
возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и
шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе.
Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а
атмосфера сотрудничества в группе укрепляет.
Как продемонстрировать детям свое уважение
•
Всегда называйте детей по имени.
•
Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это
только возможно.
•
При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком.
Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему. - Если вы пообещали
детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не
забудьте сделать это.
- Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
- Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих
интересах.
- Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь.
С чего начинается совместная деятельность? Конечно же, с выбора темы, её
согласование с образовательными задачами пяти взаимодополняющих
образовательных областей, решаемыми в различных видах детской
деятельности. Педагог должен создавать ситуации, когда ребёнок должен что-
то познать самостоятельно, догадаться, придумать, попробовать.
Можно сделать следующий вывод:
В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей
инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной
деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в
целом. Значит, главной характеристикой совместной деятельности
взрослого и ребенка является отношение к ребенку как субъекту
деятельности, признание ребенка полноценным участником образовательных
отношений, которому мы создаем условия для развития.
•